Бизнес. Личная эффективность. Мотивация. Самообразование. Заработок

Положение о службе охраны труда. Положение о службе охраны труда и его основные задачи Положение о службе охраны труда приказ

Такое положение необходимо в организациях, где в штатной структуре имеется служба охраны труда.

Ведущие эксперты по охране труда предлагают бесплатные консультации.

Оформите необходимую онлайн заявку и консультант ответит на все имеющиеся вопросы.

Служба охраны труда на предприятии

Эта служба должна являться структурной составляющей организации. Подразделение отражается в штатном расписании, а его работники являются штатными сотрудниками фирмы.

Деятельность, а также функции службы по охране труда, осуществляются на основании положения. Такой документ детально описывает права и обязанности работников службы, полномочия всей службы, а также закрепляет их ответственность за те или иные события.

Количество работников фирмы, занимающихся охраной труда () устанавливается руководством организации или ведомственными и иными нормативами.

Основной задачей службы охраны труда является обеспечение и контроль за созданием и поддержанием надлежащих условий трудовой деятельности штатных сотрудников предприятия, а также привлеченных лиц, соблюдения технологий производства и др.

Каждый сотрудник службы должен иметь свои должностные инструкции, которые определяют его персональную ответственность, а также права и обязанности.

В некоторых случаях, с целью осуществления своей текущей деятельности, служба может иметь свои штампы, печати, бланки строгой отчетности, удостоверения и другие атрибуты.

В зависимости от направлений работы, служба может быть разделена на структурные составляющие - отделы, группы. У таких внутренних подразделений могут быть руководители и закрепленные ответственные лица.

Организация службы охраны труда на предприятии

Данная деятельность осуществляется на основе руководящих указаний руководства организации, законодательства нашей страны в сфере труда, ведомственных и иных стандартов, инструкций и положений.

На предприятии также могут быть разработаны и приняты внутренние распорядительные документы по данному направлению деятельности. Такие распоряжения, приказы и инструкции не должны вступать в противоречие федеральному законодательству и региональным актам. Тем не менее они могут детализировать и уточнять мероприятия по охране труда и технике безопасности.

На предприятии должно осуществляться краткосрочное и долгосрочное планирование деятельности в данной сфере.

Сотрудники службы могут принимать участие в разработке должностных инструкций, положений, планов и иных рекомендаций по технике безопасности, обязательные для исполнения всеми работниками фирмы.

На таких сотрудников также могут быть возложены должностные обязанности по проведению служебных и иных проверок дисциплины труда и охранных мероприятий в рассматриваемой области.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ ОХРАНЫ ТРУДА ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ

В целях реализации Государственный комитет Республики Татарстан по труду и занятости ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Типовое положение о службе охраны труда предприятия, учреждения, организации.

2. Предприятиям, учреждениям, организациям всех организационно - правовых форм и форм собственности руководствоваться данным документом при разработке положения о службе охраны труда и организации ее работы на предприятии, в учреждении, организации.

Председатель Государственного
комитета Республики Татарстан
по труду и занятости
Б.Ф.ЗАХАРОВ

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ОХРАНЫ ТРУДА ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ

Утверждено
постановлением
Государственного комитета
Республики Татарстан
по труду и занятости
от 22 февраля 1999 года N 5

Настоящее Положение разработано в целях обеспечения единого порядка организации работы службы охраны труда предприятия, учреждения и организации (далее предприятия) независимо от форм собственности и организационно - правовых форм.

Положение разработано в соответствии со статьей 10 Закона Республики Татарстан "Об охране труда в Республике Татарстан" , постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 июля 1996 года N 603 "О мерах по улучшению условий и охраны труда в Республике Татарстан" и с учетом Рекомендаций по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации , утвержденных постановлением Минтруда РФ от 30 января 1995 года N 6 .

В соответствии с данным Положением предприятие разрабатывает Положение о службе охраны труда, учитывая специфику хозяйственной деятельности и других особенностей предприятия.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Управление охраной труда на предприятии осуществляет руководитель (работодатель). Для организации работы по охране и условиям труда работодатель создает службу охраны труда.

1.2. Служба охраны труда (далее Служба) - отдельное структурное подразделение (отдел, бюро) в составе предприятия, состоящее из отдельного штата специалистов (инженеров) по охране труда во главе с руководителем (начальником) и приравнивается по статусу к производственно - техническим службам предприятия. Служба может быть представлена в лице одного специалиста (инженера) по охране труда либо лицом, уполномоченным руководителем выполнять функции специалиста по охране труда.

1.3. Служба охраны труда непосредственно подчиняется руководителю предприятия или по его поручению одному из его заместителей.

1.4. В своей деятельности Служба руководствуется законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Республики Татарстан, нормативной документацией предприятия, коллективным договором, соглашением по охране труда и положением о службе охраны труда предприятия.

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА

2.1. Организация и координация работы по охране и условиям труда на предприятии.

2.2. Контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов по охране труда должностными лицами и работниками предприятия.

2.3. Проведение профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профзаболеваний и производственно - обусловленных заболеваний.

2.4. Пропаганда вопросов охраны труда на предприятии, изучение и распространение передового опыта по охране труда.

2.5. Консультирование и информирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.

2.6. Осуществление взаимодействия с органами государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля, общественного контроля и вышестоящим предприятием в области условий и охраны труда.

3. ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Для выполнения поставленных задач на Службу возлагаются:

3.1. Выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

3.2. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профзаболеваний и производственно - обусловленных заболеваний.

3.3. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений предприятия и с участием (доверенных) уполномоченных лиц по охране труда представительных органов трудового коллектива проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно - технических устройств, эффективности работы вентиляционных систем на соответствие нормативным правовым актам по охране труда.

3.4. Разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами предприятия мероприятий, планов, программ по улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, оказание организационной помощи по выполнению запланированных мероприятий.

3.5. Участие в составлении раздела "Охрана труда" коллективного договора, соглашения по охране труда.

3.6. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в комиссии по приемке после ремонта установок, агрегатов, технологических линий, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда.

3.7. Оказание помощи подразделениям предприятия в организации и проведении замеров параметров опасных и вредных производственных факторов.

3.8. Организация и контроль за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и травмобезопасности, сертификации производственных объектов в соответствии с требованиями нормативных актов.

3.9. Согласование разрабатываемой на предприятии конструкторской, технологической и другой до документации в части соблюдения в ней требований по охране труда, в том числе:

положений о структурных подразделениях предприятия,

должностных инструкций работников,

стандартов предприятия системы ССБТ,

перечня профессий и должностей работников, освобожденных от инструктажа на рабочем месте,

перечня работ повышенной опасности,

инструкций по охране труда.

3.10. Разработка программы и инструкции вводного инструктажа, проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу (в том числе временно), командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

3.11. Составление (при участии руководителей подразделений и соответствующих служб предприятия) перечня профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

3.12. Ведение учета инструкций и учета выдачи инструкций подразделениям предприятия.

3.13. Организация обеспечения подразделений предприятия нормативными актами (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), информационно - пропагандистскими наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда.

3.14. Составление отчетности по охране и условиям труда по установленным формам (7-Т травматизм, 1-Т условия труда).

3.15. Оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры.

3.16. Организация работы по составлению списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации и льготы за тяжелые, вредные или опасные условия труда.

3.17. Оказание методической помощи руководителям подразделений и соответствующих служб предприятия при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников, стандартов предприятия системы стандартов безопасности труда.

3.18. Оказание методической помощи по организации инструктажа на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый, целевой), обучения и проверки знаний по охране труда.

3.19. Участие в организации своевременного обучения по охране труда руководителей и специалистов. Участие в комиссии по проверке знаний по охране труда у работников предприятия.

3.20. Участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая, профзаболевания при исполнении им трудовых обязанностей.

3.21. Организация расследования несчастных случаев на производстве в соответствии с действующим Положением, участие в комиссии по расследованию несчастного случая, оформление, хранение документации по расследованию несчастных случаев (актов формы Н-1 и др.)

3.22. Организация и руководство работой кабинета по охране труда, организация информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях предприятия.

3.23. Организация и проведение дней охраны труда на предприятии, в подразделениях.

3.24. Организация работы по проведению 3-х ступенчатого контроля по охране труда в подразделениях предприятия.

3.25. Ведение пропаганды вопросов охраны труда на предприятии, используя для эти целей внутреннее радиовещание, внутреннюю многотиражную печать, стенды, витрины по охране труда, организацию выставок и т.д.

3.26. Доведение до сведения работников и должностных лиц вводимые в действие новые законодательные и иные нормативные акты по улучшению состояния условий и охраны труда, обобщение и распространение передового опыта, достижений науки и техники.

3.27. Информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочем месте, о вредных и опасных производственных факторах и возможных последствиях их воздействия на работника, о льготах и компенсациях за работу во вредных, тяжелых и опасных условиях труда.

3.28. Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников по вопросам условий и охраны труда, подготовка по ним предложений работодателю, руководителям подразделений по устранению имеющихся и выявленных недостатков и упущений, подготовка квалифицированных ответов заявителю, а также о правах, обязанностях и ответственности, предусмотренных законодательством.

3.29. Подготовка и внесение предложений по внедрению передового опыта, более совершенных конструкций оградительной техники, предохранительных и блокировочных устройств и других средств защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

3.30. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств на охрану труда предприятия.

3.31. Осуществление контроля за:

соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

соблюдением Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве;

выполнением мероприятий программ, планов по улучшению условий и охраны труда, мероприятий раздела "Охрана труда" коллективного договора, соглашения по охране труда, по устранению причин, вызвавших несчастный случай (из акта формы Н-1), предписаний органов государственного надзора и контроля и других мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда;

наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

соблюдением графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов;

своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств, техническим состоянием машин и оборудования;

своевременностью и качеством проведения обучения, проверки знаний и всех видов инструктажей у работников предприятия;

своевременностью обучения по охране труда руководителей и специалистов;

организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда;

организацией выдачи молока, лечебно - профилактического питания, мыла и обезвреживающих средств;

использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством;

своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций и льгот за работу во вредных, тяжелых, опасных условиях труда;

санитарно - гигиеническим содержанием производственных и вспомогательных помещений;

правильной организацией рабочих мест, технологических процессов, складирования материалов.

4. ПРАВА РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Для выполнения функциональных обязанностей работники Службы имеют право:

4.1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения предприятия, знакомиться в пределах своей компетенции с документами предприятия по вопросам охраны труда.

4.2. Выдавать руководителям подразделений, должностным лицам и другим ответственным работникам обязательные для исполнения предписания (приложение N 1) об устранении выявленных при проверках нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и контролировать их выполнение.

4.3. Приостанавливать работу производств, участков, машин, станков, оборудования и других средств производства, внутризаводских транспортных средств в случаях, которые создают угрозу жизни и здоровью работников или могут привести к аварии, с уведомлением до их устранения об этом руководителя предприятия, подразделения или заместителей.

4.4. Требовать предписанием от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данной работы, не прошедших в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры, инструктажи по охране труда, стажировку, обучение и проверку знаний по охране труда, не использующих в своей работе предоставленные средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

4.5. Направлять руководителю предприятия представления о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования по обеспечению условий и охраны труда.

4.6. Запрашивать и получать от руководителей подразделений предприятия необходимые сведения, информацию, документацию по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

4.7. Привлекать по согласованию с руководителем предприятия соответствующих специалистов к проверкам, обследованиям состояния условий и охраны труда.

4.8. Представлять руководителю предприятия предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда, а также о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

4.9. Представительствовать по поручению руководства предприятия в государственных, общественных и иных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА

5.1. Руководитель предприятия должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

5.2. Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей и закрепление за каждым из них определенных функций охраны труда и структурных подразделений предприятия в соответствии с их должностными инструкциями. Не допускается поручение работникам Службы выполнение работ, не относящихся к их прямым обязанностям.

5.3. Рабочее место работника Службы должно быть в отдельном помещении, обеспечено современной оргтехникой, нормативной правовой и справочной литературой, техническими средствами связи и транспортным средством (при необходимости) и оборудовано для удобства приема посетителей.

5.4. Для осуществления ряда функций Службы (проведения обучения, инструктажей, семинаров, лекций, вставок и др.) на предприятии необходимо предусматривать кабинет по охране труда.

5.5. Руководитель предприятия обязан организовывать для работников Службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний по охране труда не реже одного раза в 3 года.

5.6. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими службами предприятия, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными доверенными лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, службой охраны труда вышестоящего органа предприятия (при ее наличии), а также с органами государственного управления охраной труда, органами государственного надзора и контроля, общественного контроля и другими организациями.

6. ФОРМИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА

6.1. Структуру, численность и функции Службы определяет руководитель предприятия в зависимости от численности работающих, объемов и условий труда, степени опасности производств и других факторов.

6.2. Расчет нормативной численности работников Службы осуществляется в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда на предприятии , утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10 марта 1995 года N 13 .

6.3. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда на предприятии предназначены для определения и обоснования должностных обязанностей и распределения объема работы между исполнителями.

6.4. На предприятиях, где в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда требуется менее одной ставки инженера (специалиста) по охране труда, руководитель может приказом по предприятию возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или должностное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний по охране труда наряду с основной работой будет уделять часть рабочего времени выполнению должностных обязанностей специалиста по охране труда. Руководитель вправе пригласить на договорной основе специалиста по охране труда соответствующий квалификации.

6.5. Штатная численность работников санитарно - промышленных лабораторий и санитарных врачей данными нормативами не предусмотрена.

6.6. В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения предприятия удалены друг от друга на расстоянии от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более - коэффициент 1,4.

6.7. Возглавляет службу охраны труда руководитель Службы (возможно на правах заместителя руководителя предприятия по охране труда), который:

осуществляет руководство службой охраны труда, планирует и организует ее работу, разрабатывает должностные инструкции работников, издает распоряжения в пределах своей компетенции, несет персональную ответственность за эффективное и качественное выполнение возложенных на Службу задач и функций;

обеспечивает своевременное рассмотрение и выполнение документов, предложений, писем, заявлений по вопросам, входящим в компетенцию Службы.

6.8. На должность специалиста по охране труда должны допускаться, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее техническое образование, опыт работы на предприятии, и прошедшие специальное обучение на курсах по охране труда.

7. КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

7.1. Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель предприятия, служба охраны труда вышестоящего предприятия (при его наличии), органы исполнительной власти по труду и государственные органы надзора и контроля по охране труда.

7.2. Ответственность за деятельность Службы несут руководитель предприятия и руководитель Службы.

7.3. Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о службе охраны труда предприятия и должностными инструкциями.

к Типовому положению о службе
охраны труда предприятия,
учреждения, организации

Форма бланка предписания

Лицевая сторона (формат А4)

ПРЕДПИСАНИЕ инженера (специалиста) службы охраны труда

(наименование предприятия)

"__" ________ 199_ N _____

______________________________________________________________

(должность, Ф. И. О.)

______________________________________________________________

(наименование подразделения предприятия)

В соответствии с Положением о службе охраны труда

______________________________________________________________

(наименование предприятия)

предлагаю устранить следующие нарушения:

Перечень нарушений нормативных
правовых актов по охране труда с
указанием их наименований, NN
статей, пунктов

Сроки
устранения

Отметка об
устранении

Оборотная сторона (формат А4)

О выполнении предписания по истечении указанных сроков прошу сообщить письменно или по телефону:

____________________________________

Предписание выдал: _______________ ______________________

Предписание получил: _______________ ______________________

(подпись, дата) (Ф. И. О., должность)

Modern textile factory manager using tablet computer


На каждом предприятии описываемое положение играет ключевое значение. Работодатель в условном учреждении обязан проследить за оформлением данного акта в соответствии с профильным законодательством (включая положение о комиссии по охране труда). Деятельность данного предприятия при этом не имеет значения — документ является обязательным для каждого структурного подразделения. Далее будет рассказано об особенностях его составления.

Положение о службе охраны труда по ТК РФ

Цель его обязательного утверждения — безопасность производственного персонала и каждого сотрудника — . В каждом случае работник должен самостоятельно ознакомиться с описываемой инструкцией, а обеспечение такого ознакомления лежит на руководителе организации. Именно директор предприятия несет формальную ответственность не только за разработку, но и за процедуру ознакомления. Данный акт является своеобразной должностной инструкцией для локального органа охраны труда.

Как разработать положение о службе охраны труда?

Основной элемент данного положения — это сфера деятельности предприятия. Оно не может быть одинаковым в образовательном учреждении и локальном промышленном предприятии.

На 2018 год Правительством разработаны общие методические рекомендации (12/85.11), которых и следует придерживаться. Изначально уточняется специфика работы, после чего в указанных рекомендациях (в оглавлении) выбирается соответствующая отрасль. Для каждой отдельной отрасли разрабатываются отдельные нормы.

Кто может заниматься разработкой положения о службе охраны труда?

Обязанность разрабатывать систему условий возлагается на лицо, какое отвечают за общую охрану труда локального предприятия. Указанный специалист назначается работодателем, после чего он может самостоятельно заниматься формированием подконтрольной ему службы и разрабатывать описываемое положение. Помимо этого работодатель может назначить и любого стороннего сотрудника организации, обладающего специальными профильными знаниями.

Выполнение и учет подобных функций ложатся, как правило, на специалиста, имеющего соответствующее образование.

Необходимые нормативные акты для оформления положения о службе охраны

Для любого предприятия, еще до утверждения описываемого положения о локальной службе охраны, изначально потребуется подготовить некоторые нормативные акты. К таковым на практике относятся:


  • Устав профильного государственного министерства в обязательно утвержденной форме;
  • Акт аттестации рабочих мест установленным нормативам;
  • Основной приказ о формировании органа.

Типовое положение о службе безопасности и охраны труда в организации

В Российской Федерации для предприятий разного уровня типовой образец будет выглядеть по разному — школа и промышленное предприятие функционируют по совершенно иным правилам работы, поэтому и работники осуществляют здесь свою деятельность по совершенно разным документальным основам.

Диспозитивные основы для всех случаев описываются в профильном Постановлении № 1/29 . Именно этими данными и следует руководствоваться при составлении описываемого документа.

Типовое положение о службе охраны труда и промышленной безопасности

Что касается промышленной безопасности, в этом случае все более конкретно. Управление каждым предприятием, вплоть до его ликвидации, предполагает действие типового акта, в соответствии с которым работники службы будут исполнять свои формальные обязанности.

В сегменте промышленной безопасности основное значение выделено именно безопасности сотрудников в работе с производственными агрегатами. Соответственно, основное назначение службы — отслеживание соблюдения императивов по охране труда на предприятии.

Образец приказа об утверждении положения о службе охраны труда

Как и любой локальный документ, описываемый акт не вводится в использование до издания профильного приказа со стороны работодателя организации. Поэтому до этого времени в действии находится ранее изданный акт, какому и следует соответствовать. Сразу после разработки нового документа, уполномоченный работник предоставляет его для ознакомления работодателю. Если ссылки на документацию указаны верно, а общая структура отвечает указанным ранее рекомендациям, то работодатель выносит профильный приказ.

Расскажем, как избежать ошибок при подготовке Положения об организации работы по охране труда, на какие моменты нужно обратить внимание. Скачайте готовый образец.

Читайте в статье:

Положение об организации работы по охране труда

В 217 статье ТК РФ работодателю предписано включить в штатное расписание должность специалиста по ОТ или создать соответствующую службу. Служба формируется только в том случае, если работодатель примет такое решение, и это – его право.

СОТ может быть создана при 50 или большем количестве штатных сотрудников, если специалист по ОТ не может одновременно проводить работу во всех подразделениях компании. Решение принимает руководитель предприятия, который отвечает за организацию охраны труда в целом. Он несет как административную, так и уголовную ответственность за все несчастные случаи с работниками .

Ответственным за разработку Положения является руководитель СОТ. Для этого он обладает знаниями и умениями, которые указаны в квалификационном уровне № 7 в . Документ должен быть согласован с юрисконсультом, поскольку речь идет о структурном подразделении предприятия. Сведения о его создании должны быть отражены не только в приказе, но и в Уставе организации.

Что должно содержать Положение о службе охраны труда на предприятии

Данный документ устанавливает права и обязанности сотрудников СОТ. В первую очередь, речь идет о её руководителе. Поскольку профстандарта "Руководитель службы охраны труда" нет, наименования должностей специалистов, осуществляющих работы в области ОТ, должны соответствовать требованиям, установленным ЕКС ().

В Положении следует расписать, какими конкретно вопросами занимается каждый специалист по ОТ, какую отчетность сдает, какие структурные подразделения курирует. Как пример, можно рассматривать типовой документ РЖД.

Также должна быть зафиксирована персональная ответственность сотрудников СОТ за результат. Если работники не будут выполнять свои задачи, руководитель организации вправе привлечь начальника службы и сотрудников к дисциплинарной ответственности. Все их обязанности перечислены в профстандарте В Положении не нужно указывать обязанности, которые не относятся к охране труда, например, обеспечение пожарной безопасности или работу по гражданской обороне.

Вопрос о численности работников службы ОТ Трудовой кодекс РФ в статье 217 отдает полностью на усмотрение работодателя. При этом должны учитываться многие факторы – , численность подразделений, отдаленность и т.д. В настоящее время не существует законодательно установленного эталона численности. года можно применять только как рекомендацию, не более.

Образец положения по охране труда в организации 2019

Образец разработан экспертами справочной Системы «Охрана труда». Вы можете скачать его ниже.

Структура документа включает несколько взаимосвязанных разделов. Как правило, в первом излагаются общие вопросы. Управление охраной труда в организации выполняет ее руководитель. Он делегирует свои полномочия службе ОТ, а руководителям подразделений оставляет роль технических исполнителей.

Сотрудники СОТ должны быть примером четкого соблюдения требований законодательства, производственной дисциплины, санитарии, правил внутреннего трудового распорядка, деловой этики. Они обязаны руководствоваться нормативными правовыми актами РФ, колдоговорами, локальными документами организации . Запрещено требовать от руководителей структурных подразделений исполнения отмененных, а также незарегистрированных в Минюсте ПОТ или ГОСТ добровольного применения.

Во втором разделе необходимо указать основные задачи и функции службы. Их удобно извлечь из профстандарта № 524н. Не следует писать в задачи невыполнимые цели. должны обеспечивать возможность посещения любого помещения предприятия в любое время.

Сотрудники службы вправе требовать отстранения от работы лиц, не отвечающих требованиям к допуску для выполнения работ. Такими основаниями являются несдача экзамена или . Также они имеют право ходатайствовать об остановке работ, угрожающих жизни и здоровью работников, о привлечении к дисциплинарной ответственности нарушителей, в том числе руководителей и специалистов.

В третьем разделе уделите внимание организационным вопросам: оснащению техникой, средствами связи, плакатами, уголками, и т.п. В четвертом разделе укажите, каким образом происходит административный и общественный контроль за ОТ.

На любом предприятии или в организационной структуре, если количество работников превышает 50 человек, необходимо вводить должность специалиста по ОТ или создавать целую службу сотрудников. Чем будет заниматься служба охраны труда, необходимо указать в положении о ней.

В структуре организации введена должность инженера по ОТ или работает по этому направлению целая группа лиц. Положение о службе охраны труда регламентирует их деятельность.

Перечень направлений, регулируемых документом:

  • определяет род деятельности сотрудников службы, их занятия в течение рабочего дня;
  • какие права и обязанности несут сотрудники;
  • задачи, возлагаемые на работу службы;
  • требования к сотрудникам и их обучению;
  • какие объекты необходимо контролировать и какова ответственность.

Это основной смысл разработки локального акта, также в него можно внести иные нюансы.

Кому поручается разрабатывать

Разработка документа поручается, как правило, главному инженеру предприятия, но он имеет право переложить такие обязанности на иное должностное лицо. При подготовке акта необходимо учитывать нормативы времени на проверки и разработку документов. В качестве образца допускается взять типовой документ.

Положение о службе охраны: общие моменты

Управление в области ОТ возлагается на руководителя объекта либо иное должностное лицо в соответствии с приказом.

  1. Указывается, кому подчиняется служба. Как правило, это руководитель либо его заместители.
  2. Порядок организации службы. Как правило, это отдельное подразделение со своим руководителем.
  3. Порядок взаимодействия с руководителями участков, проверяющих органов, работниками возлагается на службу.
  4. Перечислить, какими нормативами пользоваться в работе (Правила, ГОСТы, стандарты, ТУ, типовые документы и другое).

Об основных задачах

Важно правильно указать в положении, какие основные задачи возлагаются на сотрудников службы.

К таковым можно отнести:

  1. Грамотная организация работы по ОТ и ТБ в организационной структуре.
  2. Контроль соблюдения требований безопасности сотрудниками подразделения планово и вне плана, в том числе проверка, как используется спецодежда и СИЗ. Все должно соответствовать локальным актам, например, коллективному договору, соглашениям, инструкциям и иным документам.
  3. Порядок осуществления профилактических мероприятий.
  4. Своевременное информирование сотрудников о внесении изменений в законопроекты и инструкции.
  5. Постоянное обогащение знаний и получение опыта от коллег иных организационных структур.

О работе службы

Чтобы со стороны службы выполнялись все поставленные задачи, изначально их требуется определить и этот момент тоже указывается в положении.

  1. Ведение отчетной документации по учету и состоянию травматизма в подразделении, а также профзаболеваний и возникновения нештатных ситуаций.
  2. Оказание помощи в проведении замеров вредных составляющих лабораториями.
  3. Выполнение организационных моментов по специальной оценке условий трудового процесса.
  4. Проверка состояния защитных и блокировочных устройств на технологическом оборудовании.
  5. Участие в приеме в эксплуатацию объектов после реконструкции или вновь построенных.
  6. Обеспечение согласования проектной и технологической документации.
  7. Оказание методической помощи по инструктажу сотрудников, а также в разработке инструкций, памяток или иных пособий.
  8. Принимать участие в разработке коллективного договора.
  9. Сопровождение проведения медицинских обследований.
  10. Контроль применения средств защиты на рабочих местах как индивидуальных, так и коллективных.
  11. Организация работы по расследованию нештатных ситуаций и несчастных случаев.
  12. Заключение договорных отношений с соцстрахом по выплатам взносов пострадавшим по результатам профзаболевания или несчастного случая.
  13. Подготовка отчетов в области ОТ.
  14. И иные функции.

О правах

Сотрудники службы ОТ обладают правами:

  • посещение в любое время любого участка на объекте, за которым они закреплены;
  • фиксировать факты выявленных недостатков в предписаниях или записывать в журнале первой ступени контроля, при этом информировать руководителя;
  • привлекать работников к ответственности за нарушение требований ОТ;
  • останавливать работу на участках, если отмечается опасность;
  • предоставлять сведения о поощрении сотрудников за выполнение требований ОТ в полном объеме.

Права специалиста по охране труда закреплены в положении о службе

Как можно разработать положение в 2018 году

  • основные сведения или общие положения;
  • каковы направления работ предполагаются для инженеров;
  • какова основная цель работы службы ОТ на объекте;
  • каковы основные функции сотрудников службы ОТ;
  • о правах и обязанностях;
  • какова ответственность за неисполнение требований и превышений полномочий.

При этом руководствуются всеми законами и нормативами с учетом изменений и дополнений, внесенных в них.

Какие виды документов по охране труда должны быть в организации, смотрите здесь:

Распорядительный документ об утверждении

Положение о службе само по себе существовать не может, его необходимо ввести в действие распорядительным документом. В связи с этим обстоятельством:

  1. Подготавливается приказ, в котором четко и лаконично указывается, что локальный акт вводится в действие.
  2. После данный документ направляется на юридическую экспертизу. Замечания устраняются и акт согласовывается с заинтересованными лицами.
  3. После распорядительный документ утверждается руководителем объекта.

Теперь документ подписан, получается, что положение тоже действует и имеет юридическую силу.

О порядке ознакомления

Итак, приказ о введении в действие положения подготовлен и само положение тоже утверждено. Далее, следует ознакомить работников с документами:

  • руководитель ознакомляется с локальным актом и оставляет резолюцию об ознакомлении всех работников, что поручается сотруднику кадровой службы;
  • кадровик составляет список работников и знакомит под подпись всех.

Теперь с положением ознакомлены все.

Чтобы не раздумывать, как правильно подготовить документ, достаточно взять за основу типовой, а также записать туда все сведения, касающиеся конкретной структуры.

О типовом положении о системе управления охраной труда узнайте здесь:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Загрузка...