Бизнес. Личная эффективность. Мотивация. Самообразование. Заработок

Игровая программа на день космонавтики для начальной школы. Внеклассное мероприятие "Мы и космос: первые шаги во Вселенную" Мероприятие о космосе в школе

«Путешествие в Космос»
(внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Космонавтики)
Автор работы:
Лебедева Наталья Владимировна,
учитель начальных классов
МКОУ Думчевская средняя
общеобразовательная школа
Залесовского района Алтайского края

Пояснительная записка
Актуальность
В настоящее время школьники младших классов о космонавтике владеют небольшой информацией. Их знания сводятся лишь к тому, кто впервые полетел в космос: Юрий Алексеевич Гагарин. Не все ответят, в каком году полетел в космос наш русский космонавт. А кто стал родоначальником науки о космосе и космических полётах, и какой год называют началом космической эры человечества, на эти вопросы учащиеся младших классов в большинстве случаев затрудняются ответить.
Потому цель внеклассного мероприятия – расширить у школьников младших классов знания о космонавтике.
При проведении данного мероприятии учитель добивается решения следующих задач:
1.Выявить у школьников знания понятия «космонавтика».
2. Познакомить школьников с родоначальником науки о космосе и космических полётах.
3. Познакомить учащихся младших классов с лётчиками-космонавтами Алтайского края.
4.Через загадки, викторину, конкурсы расширить у школьников кругозор о космонавтике.
5. Формировать сплочённость в школьных коллективах (в организованных группах).
6. Воспитывать у школьников младших классов гордость за свою Родину, за своих
земляков-космонавтов.
Методические рекомендации
Проводить внеклассное мероприятие «Путешествие в Космос» целесообразно 12 апреля в актовом зале.
Вид данного мероприятия - общеразвивающий.
Тип мероприятия – комбинированное занятие
Место занятия в программе – итоговое.
По проведению форма занятия – познавательно-развлекательное путешествие с применением ИКТ.
По количеству и составу обучающихся форма занятия – групповая.
Методы, используемые на занятии

Беседа рассказ наглядность игра
Возрастная категория – учащиеся начальных классов.
Оборудование, оформление и реквизит:
- плакат «День Космонавтики»;
- рисунки космических кораблей;
- песни «Знаете, каким он парнем был!», «Созвездие Гагарина»;
- конкурс рисунков «День Космонавтики»;
-два листа бумаги, два фломастера;
-жетоны, медали, звёздочки.
Техническое оснащение мероприятия: мультимедийный проектор, ноутбук с колонками, магнитофон, кассета с записью голоса о подготовке полёта в космос.
Участники:
Две команды учащихся, равные по количеству.
Выступающие со стихами, биографией о космонавтах.
3. Жюри
4. Зрители.
Ожидаемый результат: после проведения данного мероприятия младшие школьники будут свободно владеть информацией, кто стал родоначальником науки о космосе и космических полётах, и какой год называют началом космической эры человечества. Они будут знать земляков-космонавтов, познакомятся с первой женщиной-космонавтом. Учащиеся начальных классов расширят кругозор и пополнят свой словарный багаж знаний о космонавтике.
Подготовительная работа
Учителем заранее готовится презентация о космонавтике. Все учащиеся с 1 по 4 классы ко Дню Космонавтики готовят рисунки. Учащимся 3-4 классов за неделю до мероприятия раздаются стихи, биографии космонавтов для устного их выступления. Перед началом внеклассного мероприятия делается выставка рисунков.
Ход мероприятия
Организационный момент.
Учащиеся делятся на две команды.
Сообщение темы и целей мероприятия.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем мероприятии.
- Скажите, какой сегодня день?
Учащиеся: 12 апреля.
Ведущий: Так чему посвящается наша встреча?
Учащиеся: Дню Космонавтики.
Ведущий: Сегодня мы все вместе совершим «путешествие» по страницам устного журнала, познакомимся с лётчиками-космонавтами и побываем в космосе.
Знакомство с понятием «Космонавтика», родоначальником науки о космосе.
Ведущий: Итак, открываем первую страницу нашего журнала. (Показывается 1 слайд презентации). Что вы узнаете на этой странице? (О космонавтике)
-Что такое «Космонавтика»? (ответы детей)
-В переводе с греческого языка слово «космонавтика» означает кораблевождение. Но космонавтика – это не только полёты в космос. Это ещё и множество отраслей науки и техники, без которых эти полёты были бы не возможны. Чтобы вывести на орбиту космический корабль, нужны были мощные ракетные двигатели и топливо для них. А для ракеты требовались лёгкие и прочные материалы, которые не боятся высоких температур. Учёным пришлось подумать и о надёжных средствах связи между космическим кораблём и Землёй. Были созданы приборы, которые ориентируют космический корабль в полёте. Родоначальником науки о космосе и космических полётах (показывается 2 слайд презентации) стал Константин Эдуардович Циолковский. А 4 октября 1957 года называют началом космической эры человечества. В этот день был выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.
-Ребята, сразу ли человек полетел в космос? (ответы детей)
Ведущий: Конечно, нет. Сначала со стартовых площадок срывались могучие ракеты, унося в космическое пространство первые искусственные спутники Земли. (Показывается 3 слайд презентации).
-Посмотрите, какие были первые искусственные спутники Земли. Эти спутники, а позже космические корабли появились благодаря Сергею Павловичу Королёву. (Показывается 4 слайд презентации). Этот человек внёс огромный вклад в дело космонавтики. Сергей Павлович Королёв – академик, конструктор ракетно-космических систем. Без него человек не смог бы полететь в космос.
-Посмотрите, какие были космические корабли. (Показывается 4 слайд презентации).
-Только после того, как были построены космические корабли, на космических орбитах появились люди.
Ведущий: А сейчас давайте откроем вторую страницу нашего устного журнала, которая называется «Мужественные люди-герои!» (Показывается 5 слайд презентации).
- С кем вы познакомитесь на этой странице?
Учащиеся: С лётчиками-космонавтами.
Ведущий: Кто был первым космонавтом?
Учащиеся: Ю.А. Гагарин (Показывается 6 слайд презентации).
(Выступает 1 ученик, заранее подготовленный)
-Юрий Алексеевич Гагарин родился под городом Гжатск в селе Клушино Смоленской области. Ему было 7 лет, когда началась война. В небе под Гжатском часто велись воздушные бои. Когда побеждали наши, Юрий радовался, кричал. Может быть именно тогда он захотел стать лётчиком. Позже он успешно закончил ремесленное училище, Саратовский индустриальный техникум, академию имени Жуковского. Он учился всегда только хорошо, ведь у него была цель стать таким, как лётчик Чкалов. И вот 12 апреля 1961 года над землёй пронеслась потрясающая весть «Человек в космосе!» Многовековая мечта людей о полёте к звёздам сбылась. Сказку сделал былью смоленский парень Юрий Алексеевич Гагарин. Вся планета восхищалась его подвигом. Имя Гагарина сразу стало известно всему миру. Но он остался самим собой – скромным и добрым, улыбчивым и обаятельным. А героем космоса стал благодаря свое воле, настойчивости и верности мечте, которая зародилась в нём ещё в детстве.
Ведущий: Ю.А. Гагарину посвящались песни. Давайте послушаем одну из них. (С помощью ноутбука и колонок звучит песня «Знаете, каким он парнем был!»)
Ученик: (Выступает 2 ученик, заранее подготовленный, читает наизусть стихотворение
В.Кострова)
Когда на Землю он вернулся,
Закончив звёздные дела,
Так белозубо улыбнулся,
Улыбка так была тепла!
В ней только доброта и сила,
Ни капли превосходства нет.
Как будто роща излучила
Берёзовый озёрный свет.
Она объединила мудро
Движенье воли и ума,
Как солнечным морозным утром
Смеётся русская зима.
Она, как чудо, нам открылась,
И был таков её размах,
Такая искренность искрилась
В чуть-чуть прищуренных глазах!
Нам с ней легко в пути великом,
Душе теплей в её тепле.
Да, без гагаринской улыбки
Темнее было б на земле!
(С помощью ноутбука и колонок звучит песня «Созвездие Гагарина»)
Ведущий: После старта Юрия Алексеевича Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа на орбите. Работа в космосе теперь длится долго. Стартуют новые корабли, орбитальные станции кружат вокруг планеты. Уходит в небо одна экспедиция, другая готовится к полёту.
-А каких лётчиков-космонавтов Алтайского края вы знаете?(ответы детей) Давайте с ними познакомимся. (Показывается 7 слайд презентации).
(Выступает 3 ученик, заранее подготовленный)
- Лазарев Василий Григорьевич родился в селе Порошино Алтайского края. Свой первый полёт в космос он совершил 27 сентября 1973 года в качестве командира космического корабля «Союз-12», на котором в течение трое суток он вёл научную работу. Позже Василий Лазарев был удостоен звания «Герой Советского Союза».
Ведущий: В августе 1982 года наш Залесовский район посетил космонавт-земляк В.Г. Лазарев. На встречах с жителями района он рассказал о планах освоения и исследования космоса. В Залесово у жителей осталась добрая память о космонавте. Долгое время в нашем районе ежегодно передовикам производства вручался приз имени Василия Лазарева.
(Выступает 4 ученик, заранее подготовленный), (Показывается 8 слайд презентации)
-Леонов Алексей Архипович родился в селе Листвянка Кемеровской области. Первый полёт в космос совершил 18 марта 1965 года в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2». Впервые в мире Леонов вышел из кабины космического корабля в открытый космос и выполнил ряд экспериментов вне корабля. Он доказал, что человек сильнее космоса. Позже он был удостоен звания «Дважды Герой Советского Союза».
(Выступает 5 ученик, заранее подготовленный), (Показывается 9 слайд презентации)
-Титов Герман Степанович родился в селе Верхнее Жилино Алтайского края. При подготовке к выполнению первого в мире полёта был дублёром Юрия Гагарина. Первый космический полёт он совершил 6 августа 1961 года на корабле-спутнике «Восток-2». Это был первый в мире многовитковый полёт: за 25 часов 11 минут «Восток-2» совершил свыше 17 витков вокруг Земли, пролетев расстояние 703143 километра. Позже Герман Титов был удостоен звания «Герой Советского Союза».
Ведущий: В космос летают не только мужчины, но и женщины.
(Выступает 6 ученик, заранее подготовленный), (Показывается 10 слайд презентации)
- 16 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6» выполнила первый полёт в космос Валентина Владимировна Николаева-Терешкова. Это первая в мире женщина-космонавт. Она летит в космос над земным шаром, а на весь мир звучат её далёкие позывные:
«Я – Чайка! Я – Чайка!» - слышится опять
Над звёздною пучиною.
А как же эту Чайку звать?
Да просто – Валентиною.
Ей подчиняются рули
И двигатели грозные,
И пропускают дочь Земли
Все светофоры звёздные. (Е. Тараховская.)
Ведущий: Сегодня работа в космосе – это научные исследования и повседневная работа во имя всего человечества. Вот почему в космос стали летать международные экипажи. Совместно с русскими космонавтами в космосе побывали космонавты из Чехословакии, ГДР, Кубы, Венгрии, Франции, Монголии, Индии и других стран.
Нашим учёным дороги ясны
Будут в космической мгле.
Но эти дороги затем лишь нужны,
Чтоб лучше жилось на Земле.
Проложим дороги к далёким мирам,
В ракетах к Луне полетим,
И если мы встретим ровесников там,
То в гости к себе пригласим. (Из песни «Звёздная дорога»)
- Если спросить наших космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим ответ: «С мечты». Мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.
-На этом наша вторая страница устного журнала закончилась. Давайте откроем 3 страницу.
IV. Расширение знаний о космонавтике.
(Показывается 11 слайд презентации)
Ведущий: Эта страница имеет очень интересное название: «В космос всем открыта дверь, ну-ка, сам себя проверь». Это необычная страница. Она поможет каждому из вас побывать в космосе. Хотите полететь в космос? Ну что ж,
Если в космос мы хотим,
Значит скоро полетим.
Самым дружным будет наш,
Наш весёлый экипаж.
(Звучит объявление по магнитофону: «Внимание! Внимание! Говорит пульт управления. К полёту в космос готовится космический корабль «Дружба», на борту которого учащиеся начальных классов МКОУ Думчевская СОШ Залесовского района Алтайского края»)
Ведущий: Итак, мы отправляемся в космос. Я буду давать указания, а вы все вместе выполняйте их.
-Внимание! Всем приготовиться к запуску ракеты!
Учащиеся: Есть приготовиться к запуску ракеты!
Ведущий: Пристегнуть ремни!
Учащиеся: Есть пристегнуть ремни! (изображают движениями)
Ведущий: Включить контакты!
Учащиеся: Есть включить контакты! (Хлопают ладошкой по рту, издают звук «а»)
Ведущий: Завести моторы!
Учащиеся: Есть завести моторы! (изображают руками мотор, вращая их вкруговую, издают звук «у»)
Ведущий: Внимание! Трёхминутная готовность: 3, 2, 1 – пуск! (Показывается 12 слайд презентации)
Поднимается ракета,
Чертит небо ярким светом.
Посмотрите, посмотрите,
Оказались на орбите.
-Итак, теперь вы все – космонавты. Сейчас на орбите я проверю вашу подготовку. Вы знаете, сто космонавты должны быть подготовленными к полёту как физически, так и умственно. Вот и проверим вашу умственную подготовку. Предлагаю вам викторину. За каждый ответ на заданный вопрос каждый из вас будет награждён звёздочкой. Результаты проверим после приземления. (Ведущий задаёт вопросы, за каждый правильный ответ вручает ученику звёздочку)
Викторина.
Кто из учёных нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э.Циолковский)
Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы в освоении космоса. (Академик С.П. Королёв)
Какая дата стала началом космической эры человечества? (4 октября 1957 года. В этот день был выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли)
Какому событию посвящено празднование Дня Космонавтики? (День Космонавтики отмечается 12 апреля, в день первого космического рейса Ю.А. Гагарина)
Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Спичка только вспыхнет, т.к. на Луне нет кислорода)
Назовите лётчиков-космонавтов наших земляков. (Г.С. Титов, В.Г. Лазарев)
Кто первым из космонавтов вышел в открытый космос? (А.А. Леонов)
В какое созвездие входит Полярная звезда? (В созвездие Малой медведицы, Греческого ковша) (Показывается 13 слайд презентации)
Ведущий: По викторине вы работали хорошо, но для космонавта важна и смекалка. Отгадайте загадки:
Украшал ночную синь, серебристый апельсин,
А прошла неделька только – от него осталась долька. (Луна)
Искры небо прожигают
А до нас не долетают. (Метеориты) (Показывается 14 слайд презентации)
На чёрный платок просыпано просо,
Пришёл петушок, а склевать – то не просто. (Звёзды)
Рогалик, рогалик, золотые рожки!
Тучке сел на плечи, с тучки свесил ножки. (Месяц)
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто скажите это? (Космонавт) (Показывается 15 слайд презентации)
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звёзд. (Ракета)
(За каждый правильный ответ учащимся вручаются звёздочки)
Ведущий: Вы стали настоящими космонавтами. А каким должен быть космонавт? (Смелым, честным, находчивым, смекалистым, сообразительным, образованным…)
- Все вы хорошо прошли испытания, в полёте доказали, что многое знаете, умеете. Теперь
мы можем возвращаться на Землю.
-Внимание! Всем приготовиться к спуску!
Учащиеся: Есть приготовиться к спуску!
Ведущий: 3, 2, 1 – стоп машина! Отстегнуть ремни!
Учащиеся: Есть отстегнуть ремни! (показывают движениями рук)
Ведущий: Мы вернулись на Землю.
Мы спешим скорее в школу,
В наш любимый класс.
Много дел больших и новых ожидает нас.
Будет день, дорогой света
Полетим и мы – к тайнам, сказочным планетам
В дальние миры.
Вы спешите, ребята, в свой класс,
Без учёбы дела не пойдут.
Космонавты растут среди нас,
Но без знаний на Марс не возьмут.
V. Проведение конкурсов.
Ведущий: Давайте вернёмся к устному журналу. (Показывается 16 слайд презентации) На 4 странице вас ожидают конкурсы. Эти конкурсы будет оценивать жюри. Познакомьтесь, в жюри входят …
-1 конкурс называется «Космический словарь» В начале мероприятия вы уже разделились на две команды. Сейчас из каждой команды по очереди вы должны добежать до своего стула, на котором лежит лист бумаги и фломастер. Ваша задача: написать по одному слову,
имеющему отношение к полёту в космос. Выиграет та команда, игроки которой успели написать слов больше. (Команды соревнуются, жюри оценивает)
(Ведущий читает написанные слова, знакомит с другими, не знакомыми для них, показывает слайды презентации, объясняя значение непонятных слов)
-Какие же ещё слова связаны с космосом?
(Показываются слайды презентации:
17 –млечный путь;
18 – звёздный дождь;
19 - телескоп;
15 – скафандр;
12 – космодром;
20 – луноход)
2 конкурс «Лучший рисунок ко Дню Космонавтики» (Проводится выставка рисунков, заранее приготовленных, жюри выбирает самые лучшие и интересные рисунки)
Ведущий: А сейчас подсчитаем звёздочки за викторину и загадки. У кого 3 и больше? Поднимите, руки. (Учащимся вручаются медали)
- А теперь слово жюри… (В 1 конкурсе жюри объявляет команду - победителя, вручая этой команде сладкий приз. За 2 конкурс рисунков вручаются грамоты.
VI. Подведение итогов.
Ведущий: Какому дню была посвящена наша встреча? (Дню Космонавтики)
-Когда люди отмечают этот день? (12 апреля)
-Что нового каждый из вас узнал сегодня на страницах устного журнала? (Ответы детей)
-На этом наша встреча закончена. До свидания!

Литература:
1. Живаго О. Большая книга «Почему». Вопросы и ответы, любопытная и полезная
информация, викторины и занимательные опыты. 2010г.
2. Иванова О.В. 1001 вопрос и ответ. Энциклопедия знаний. 2008г.
3. Ханц Хабер. Зачем и почему. Звёзды. 2007.

Праздник космоса для учащихся начальных классов (материал к празднику в честь полета первого космонавта Ю. А. Гагарина)

12 апреля ___ года исполнилось _____ лет со дня полета первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина.

День космонавтики - большой всенародный праздник в честь летчиков, космонавтов, конструкторов, служащих, рабочих, которые создают ракеты, космические корабли, искусственные спутники Земли.

День космонавтики может быть отмечен разнообразными формами работы. Это могут быть: литературно-музыкальная композиция; игра-путешествие «Школьник, не забудь, в космонавты держишь путь»; игровая программа «В космос всем открыта дверь, ну-ка, сам себя проверь!»; конкурс рисунков на тему «Летит космонавт и над всею планетой проносит отчизны своей эстафету!»; конкурс стихов и песен о космосе; беседы на темы «От ракеты ученической до ракет космических», «Сказка становится былью».

Предлагаем примерный вариант праздника с использованием литературно-музыкальной композиции и игровых конкурсов- соревнований.

Праздник может проходить в актовом или спортивном зале школы. В оформлении зала используются лозунги: «Жить хорошо нельзя, жить нужно с увлечением» (С. П. Королев), «Мы все хотим побывать на Луне», «Космонавтом хочешь стать - надо много- много знать», «Космонавты растут среди нас».

На сцене портреты Ю. А. Гагарина, К. Э. Циолковского, С. П. Королева. Портреты других космонавтов - в зале. Форма у детей спортивная, стулья желательно расставить полукругом, чтобы оставить свободной площадку перед сценой.

Ход праздника

На сцену выходят ведущие.

1-й ведущий . Наш праздник мы посвящаем первому полету первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина.

На экране - кадры из кинофильма или диафильма.

2-й ведущий. Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время - 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение о первом в мире полете человека в космическое пространство.

12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Советского Союза, летчик Гагарин Юрий Алексеевич.

Чтец.

Рассвет еще не значит ничего,

Обычные «Последние известия».

А он уже летит через созвездия,

Земля проснется с именем его.

«Широка страна моя родная»...

Мы наши сводки начинаем с них.

И я недаром это вспоминаю.

Не попросив подмог ни у кого,

Сама восстав из пепла и из праха,

Моя страна, не знающая страха,

Шлет в космос ныне сына своего!

К. Симонов

Ведущий . Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетающего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Га-га-рин», «Юрий», «СССР». Земля узнала человека, проложившего дорогу к звездам. Простого, обаятельного человека. Он стал героем всей Земли. Так появилось слово «космонавт». (На экране портрет Ю. А. Гагарина.)

Чтец.

Живем мы на нашей планете

В такой замечательный век.

И первый из первых в ракете

Советский летит человек!

Не с целью разведки военной

На сверхскоростном корабле

Летел он один по Вселенной,

Чтоб снова вернуться к Земле!

Не зря потрудились умелые руки

Во славу народа, во славу страны!

Рабочие люди и люди науки

Содружеством мирным сильны!

С. Михалков

Песня «В ГОСТИ К ЗВЕЗДАМ» (сл. М. Пляцковского, муз. С. Туликова)

1. Далекие звезды на небе горят,

Зовут они в гости ребят-октябрят.

Собраться в дорогу недолго для нас -

И вот мы к полету готовы сейчас.

2. Скомандует диктор: «Внимание - взлет!» -

И наша ракета помчится вперед.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотые любимой Земли.

3. Хотим мы с тобой подружиться, Луна,

Чтоб ты не скучала все время одна!

Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть,

Сумеем в пути и к тебе заглянуть!

1-й ведущий . Ю. А. Гагарин проложил дорогу к звездам. Он был первым, поэтому его и называют пионером космоса.

2-й ведущий . После старта Ю. А. Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите.

3-й ведущий. Работа в космосе теперь длится долго. Стартуют новые корабли, орбитальные станции кружат вокруг планеты. Уходит в небо одна экспедиция, другая готовится к полету. В космосе работают мужественные люди, герои!

4-й ведущий. Всмотритесь, ребята, в эти лица! (На экране проецируются портреты космонавтов, называются их имена.)

Чтец.

Мчатся ракеты к дальним мирам,

К подвигам сердце рвется...

Кто верит крылатым, как песня, мечтам,

Тот цели свой добьется!

Н. Добронравов

1-й ведущий . Первыми космонавтами были пилоты-летчики. Потом работу в космосе продолжили конструкторы, врачи. Сейчас космос зовет тех, кто умеет управлять электронно-вычислительными машинами, плавить металл, проводить монтажные и разгрузочные работы.

2-й ведущий . И условия работы космонавтов стали иными. «В своем первом полете я даже побриться не мог, а на борту «Салюта» была настоящая баня» (из рассказа А. Николаева).

3-й ведущий . Сегодня работа в космосе — это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире. Вот почему в космос стали летать международные экипажи.

Чтец.

Нашим ученым дороги ясны

Будут в космической мгле,

Но эти дороги затем лишь нужны,

Чтоб лучше жилось на Земле.

Проложим дороги к далеким мирам,

В ракетах в Луне полетим,

И если мы встретим ровесников там,

То в гости к себе пригласим.

Из песни «Звездная дорога» (сл. Г. Селянина, муз. А. Фаттаха)

1-й ведущий. Если спросить наших космонавтов, с чего начиналась дорога в космос, непременно услышишь ответ: «С мечты».

2-й ведущий . Мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.

1-й ученик.

Мы спешим скорее в школу,

В наш любимый класс.

Много дел больших и новых

Ожидают нас.

Будет день, дорогой света

Полетим и мы -

К тайным, сказочным планетам,

В дальние миры.

2-й ведущий. Ребята! А вы хотите побывать в космосе? (Да.)

2-й ученик.

Если в космос мы хотим,

Значит, скоро полетим!

Самым дружным будет наш,

Наш веселый экипаж!

Чтец (по микрофону за сценой). Внимание! Внимание! Говорит пульт управления. Мы с вами находимся в районе стартовой площадки космодрома «Дружба». Сюда прибыли первые пассажиры, участники первого пассажирского рейса «Земля - Марс - Луна - Земля». Участники рейса прошли сложные испытания и сейчас покажут нам свою готовность № 1.

(Группы ребят (команды) поочередно дружно произносят название ракеты, свой девиз. Названия ракет могут быть разные: «Дружба», «Звездолет», «Космос», «Смелые» и т. д.)

1-й ученик. Команда к полету готова! Командир (имя, фамилия ученика).

Ведущий . В полете каждый космонавт должен выполнять космические правила. Я буду называть начало правила, а вы все вместе должны его продолжить. Итак...

Ученик, не забудь,

Все. В космонавты держишь путь!

Ведущий. Главным правилом у нас -

Все . Выполнять любой приказ!

Ведущий. Космонавтом хочешь стать -

Все. Должен много, много знать!

Ведущий . Любой космический маршрут

Все . Открыт для тех, кто любит труд!

Ведущий . Только дружных звездолет

Все. Может взять с собой в полет!

Ведущий. Скучных, хмурых и сердитых

Все . Не возьмем мы на орбиту!

Ведущий . Молодцы, ребята! Какая же ракета первой выйдет на старт? Это решит считалка (проводится с капитанами команд).

Считалка «РАКЕТА»

Летел в ракете,

На далекой

Был планете.

Там обедал

В синеве,

А под вечер

Был в Москве.

Из ракеты

Той, друзья,

Самым первым

Ученик, на которого падает последнее слово «я», вместе с командой первым занимает место в ракете. Запуск ракеты сопровождается шумовыми эффектами, записанными на пленку.

Ведущий . Внимание! Внимание! Всем приготовиться к запуску! Пристегнуть ремни!

Командир. Есть пристегнуть ремни!

Ведущий. Запустить двигатели!

Все . Есть запустить двигатели!

Ведущий. Включить контакты!

Все . Есть включить контакты!

Ведущий . Пять, четыре, три, два, один - пуск! (Слышится звук взлетающей ракеты.)

Ведущий.

Поднимается ракета,

Чертит небо ярким светом.

Оказались на орбите.

Все. Ура! Ура! Ура! Летим!

Команды занимают отведенные для них места, им предлагаются конкурсы-соревнования.

Игра-эстафета «Что возьмем с собой в космос».

На полу разложены два комплекта рисунков с изображением следующих предметов: книга, блокнот, авторучка, скафандр, кошка, яблоко, тюбик с манной кашей, тюбик-торт, фотография ребенка, будильник, колбаса.

В ходе эстафеты каждый игрок должен взять по одной картинке с изображением того, что космонавт на самом деле может взять с собой на космический корабль.

Конкурс «В космос всем открыта дверь,

Ну-ка, сам себя проверь!».

Предлагаемые вопросы следует предварительно обсудить с ребятами.

1. Когда отмечается день космонавтики (назовите день и месяц)?

2. Можно ли назвать Юрия Гагарина пионером, почему?

3. Назовите отечественных космонавтов-женщин.

4. Кто первым из космонавтов вышел в открытый космос?

5. Какие профессии побывали в космосе?

6. Почему несколько экипажей кораблей назывались международными?

7. Как называется город, в котором живут и работают космонавты?

8. Где находится взлетная площадка, с которой стартуют космические корабли?

Ведущий. Сейчас мы проверим здоровье наших игроков на первых минутах полета.

От каждой команды выходит по 5 мальчиков и по 5 девочек. Мальчики и девочки работают парами. По сигналу ведущего мальчик надувает шар, девочка помогает завязывать. Затем необходимо быстро связать все нитки от шаров. Один из игроков команды, которая быстрее справилась с заданием, поднимает связку шаров над головой.

Эстафета «Кто скорее составит слово «КОСМОНАВТ»?

Ведущий раздает игрокам карточки размером 20 X 30 см с написанными на них буквами. Карточки расположены беспорядочно, перемешаны и перевернуты обратной стороной вверх. По сигналу «Три, два, один - старт!» игроки команд переворачивают карточки вверх буквами и быстро складывают слово «КОСМОНАВТ».

Эстафета «Невесомость».

На одной стороне зала у стартовой черты ребята держат жезл с надписью «Земля». На противоположной стороне зала у ребят жезлы с надписями «Марс», «Венера». Между планетами Земля, Марс, Венера на равном расстоянии находятся по три больших обруча, внутри которых надпись «невесомость».

Ведущий разучивает с ребятами стихи:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Раз! Два! Три!

После этих слов стоящий первым игрок бежит вперед, но, встретив на пути «невесомость», должен вокруг каждого круга- обруча проскакать на одной ноге. Когда один игрок достигает планеты Марс или Венера, стартует следующий игрок, и т. д.

Выигрывает та команда, которая первой выстроится около планеты Марса или Венеры.

Ведущий засекает время и в конце объявляет результат.

Конкурс «Космический словарь».

На двух сторонах доски закреплены чистые листы ватмана. На каждом из них сверху надпись «Космический словарь».

Ведущий предлагает игрокам команд по очереди добежать до доски и написать под одному слову, имеющему отношение к полету. Например: спутник, скафандр, космодром, луноход, ракета и т. д. Время игры 3-5 минут. Выигрывает команда, написавшая больше и правильнее слова.

Конкурс «Назовите космонавтов».

В конкурсе участвуют все. Под звуки музыки по залу от одного к другому передается «волшебная» палочка. Кому она попадет в руки, тот должен быстро назвать фамилию космонавта или корабль, на котором он летал. Выигрывает команда, которая назовет больше фамилий и кораблей.

Ведущий . Ребята, а теперь отгадайте загадки.

1. Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет.

Что такое?... (Звездолет.)

2. Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилунится. (Луноход.)

Итак, мы стали космонавтами. Какие качества, необходимые космонавту, вы можете назвать? Каким должен быть космонавт? (Смелым, честным, находчивым, любознательным, образованным, скромным, сообразительным, добрым, дружелюбным.)

Ведущий . Ребята! Вы все хорошо прошли испытания, в полете доказали, что многое знаете, умеете, а главное, действовали дружно, помогали друг другу. Теперь мы возвращаемся на Землю. (Слышится шум запускаемой ракеты.)

Ведущий . Внимание! Всем приготовиться к спуску!

Дети. Есть приготовиться к спуску!

Подведение итогов. Награждение.

Исполнение общей песни «14 минут до старта».

Дополнительный материал

Песня «НАШ ВЕСЕЛЫЙ ЭКИПАЖ»

(сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичкова)

1. Как на поле космодрома

Выбегаем мы по двор.

Принимаемся за дело дружно:

Из качелей возле дома

Нужно сделать тренажер,

К невесомости привыкнуть нужно.

Припев:

Если в космос мы хотим,

Значит, скоро полетим,

Самым дружным будет наш,

Наш веселый экипаж.

2. Если нет у нас скафандра,

Чтоб отправиться в полет, -

Смастерить его мы сможем.

Нам стекло от старой фары

Для скафандра подойдет

И картонная коробка тоже.

Припев:

3. Чем же мы не космонавты,

Если каждому из нас

Даже снится орбитальный комплекс?

И согласны мы хоть завтра,

Хоть сегодня, хоть сейчас

Прокатиться на ракете в космос.

Припев:

ГАГАРИН НА ЗЕМЛЕ

Скажешь: «Гагарин!» - и вдруг перед нами

Ввысь устремляется, вихрем влекомый,

В небо взметнув прометеево пламя,

Степь оглушая восторженным громом.

Въяве увидишь, как он, вдохновенный,

Нить золотую нижет витками,

Шар облетая и струны Вселенной

Трогая в смелом полете руками.

Струн тех невидимых чуя сплетенье.

Мчится меж ними в безмерные шири.

Вслушайся! В сердце вливается пенье -

Мчится он, дерзким полетом нарушив

Звездной Вселенной покой вековечный.

Слушают чуткие звездные уши

Сердца биенье и вздох человечий.

Вижу: спокойствие глаза под бровью,

В ясной улыбке свечение жизни.

Слышится с неба: «В порядке здоровье.

Слава родимой Советской отчизне!»

Наш современник, он жил между нами,

Нового ждал от отчизны заданья.

Преданный, вечно готовый с друзьями

К новым разведкам тайн мирозданья.

Он и сейчас между нами, живыми,

И не умрет о нем память народа,

Вечно пребудет в сердцах его имя

Зовом и символом смелого взлета!

А. Сурков

ЗВЕЗДНАЯ ПЕСЕНКА

(сл. В. Орлова, муз. И. Арсеева)

Гремят космодромы, как дальние грозы,

Глядят космонавты на шар голубой,

А где-то сияют высокие звезды,

Что будут открыты и мной, и тобой.

Просторы Отчизны ничто не тревожит,

Земля задремала, и город притих...

А Главный конструктор закончил,

быть может,

Чертеж звездолетов твоих и моих.

Плывут они где-то своими путями,

Сейчас неизвестно им даже самим,

Что названы будут они именами,

И очень возможно - твоим и моим.

Полночные звезды сошли к изголовью,

Зовут за собою, тихонько звеня.

Нам Родина верит и смотрит с любовью,

И дарит улыбкой тебя и меня.

Ю. А. ГАГАРИН

Разные бывают даты. Об одних помнят только несколько человек, другие отмечают все люди. Именно к такой дате относится день 12 апреля 1961 года. С того праздничного утра началось обживание космоса. Все более мощные ракеты поднимаются к звездам. Но чем дальше уходит от нас год первого полета человека в космос, тем громче, торжественней звучит имя первопроходца Вселенной. Ю. Гагарина любили все. У него обычная биография. Внук рабочего Путиловского завода, сын крестьянина, Ремесленное училище, техникум, аэроклуб, летная школа - вот вехи его пути. Но Гагарин любил и умел трудиться. И поэтому он стал героем.

Веками люди мечтали о полетах к звездам... В 1960 году была осуществлена серия полетов космических кораблей с автоматическим управлением, «пассажирами» которых были животные.

Наконец, 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур в Казахстане стартовал космический корабль «Восток», на борту которого находился человек. Обогнув Землю, корабль приземлился на волжской земле под Саратовом. Первым в мире космонавтом стал Ю. А. Гагарин.

Ночью перед полетом Юрий проспал 8 часов, проснулся бодрым и спокойным. Он был уверен, что все будет хорошо. Гагарин поднялся на корабль. Взревели двигатели ракеты мощностью в 20 млн лошадиных сил. Космический корабль «Восток» устремился ввысь. На трехсоткилометровой высоте «Восток» вышел на орбиту. Он мчался вокруг Земли со скоростью 28 тысяч километров в час. Полет продолжался 108 минут. Корабль совершил полный виток вокруг Земли и плавно опустился в заданном районе. Так началась эра пилотируемых полетов в космос.

Цель: физическое развитие детей.

Оборудование: воздушные шарики, мешочки, обручи, гимнастические палки, скафандры, кегли.

Действующие лица: ведущий, Космонавт.

Ведущий

12 апреля 1961 года впервые в мире человек совершил космический полет вокруг Земли. Первым космонавтом стал Юрий Алексеевич Гагарин. Что же это за профессия такая - космонавт, каких она требует качеств от человека?

Космонавт

Космонавт на борту корабля является пилотом и должен контролировать работу всех его систем. Поэтому у нас должны быть прочные знания, так как подсказать в космосе будет некому. Каждый полет человека в космос - это научная экспедиция. Мы выполняем разнообразные эксперименты: технические, научные, медицинские, наблюдаем за Солнцем и Землей. Чем шире программа полета, тем больше должен знать космонавт. Но есть еще одно важное условие для того, чтобы стать космонавтом. Космонавт должен иметь идеальное здоровье и огромную физическую выносливость.

Ведущий

Ребята, предлагаю вам сегодня пройти испытание на силу, выносливость, смекалку. А наш гость, Космонавт, скажет, кто из нас сможет в будущем полететь к звездам.

Заправлены в планшеты
Космические карты,
И штурман уточняет
В последний раз маршрут.

Давайте-ка, ребята,
Споемте перед стартом,
У нас еще в запасе
Четырнадцать минут.
(В. Войнович.)

Дети поют песню «В гости к звездам» (слова М. Пляцковского, музыка С. Туликова).

Ведущий

Тренировка космонавта начинается с разминки. Наши испытания тоже начнутся с небольшой игры - разминки.

Игра «Разминка»

Ведущий

Указательным пальцем правой руки прикоснитесь до носа и скажите - «нос». Потом еще раз, еще. Но, даже если я буду делать другое движение, вы должны выполнять приказ, а не повторять за мной. Если я скажу, например, «лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Лоб - лоб - лоб - лоб - ухо! (В это время ведущий дотрагивается пальцем до подбородка, и многие непроизвольно делают за ним то же движение.) Те игроки, которые ошиблись, выбывают из игры.

Космонавт

Главное в космосе - быстро выполнять работу, принимать важные решения. Поэтому я предлагаю вам пройти испытание на быстроту.

Испытание на быстроту

Дети делятся на две команды (два экипажа). Им предлагается выбрать название для своей команды и капитана.

1-й конкурс

Напротив каждой команды в 8-10 м от старта нужно положить обруч. Первый член команды бежит с мешочком, в котором находятся 4 воздушных шарика, и выкладывает их в обруч по одному. Возвращается обратно, передает мешок следующему члену команды. Он должен положить шарики в мешочек и т. д. Побеждает команда, которая первой закончит эстафету.

2-й конкурс

Каждой команде вручают по пакету. В них - «элементы» космического корабля. Каждая команда, получив пакет, должна за 5 мин построить какой-нибудь летательный аппарат, т. е. выложить его контур на полу в центре обруча. В пакетах полоски бумаги различного цвета и длины от 10 до 40 см; ширина полос около 5 см. Побеждает та команда, которая быстрее соберет свой «корабль» и сможет его презентовать.

3-й конкурс

Для этого конкурса на расстоянии 8-10 м от старта ставят стулья, по одному напротив каждой команды, на них - по стакану. На линии старта - ведерко воды. Задача участников команд: по очереди принести чайной ложкой как можно больше воды в стакан, стараясь не разлить ни капли. Побеждает та команда, у которой после окончания эстафеты будет больше воды в стакане.

Космонавт

Молодцы, ребята, с честью выполнили первое испытание! Но вам предстоит также выдержать проверку на смекалку!

Испытание на смекалку

Командам по очереди задаются задачи. Побеждает та команда, которая правильно ответит на большее число вопросов.

  1. Рядом стоят два барана - один головой к северу, другой - к югу. Могут ли они увидеть друг друга, не поворачивая головы? (Могут, если они стоят друг к другу головами, а не хвостами .)
  2. У мальчика братьев нет, а у его сестры столько же братьев, сколько сестер. Сколько в этой семье братьев и сколько сестер? (Один брат и одна сестра. Всего в семье трое детей .)
  3. Сидит кошка на окошке, и хвост, как у кошки, а все же не кошка. (Кот .)
  4. В начале и в конце его холод, а тепло посередине. (Календарь .)
  5. Какая самая страшная река на Земле? (Река Тигр .)
  6. Белая или черная? - Нет, красная! - А почему зеленая? О чем этот разговор? (Красная смородина .)
  7. Каким гребнем не расчешешь головы? (Гребнем петуха .)
  8. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Сломанные, которые остановились .)

Космонавт

Наши испытания показали, ребята, что вы быстрые, дружные, сообразительные. Следующее испытание будет на ловкость. Это испытание последнее, но самое трудное.

Испытание на ловкость

1-е задание

Задача каждой команды: припрыгать до обруча (обручи положить на расстоянии 5-6 м), продеть обруч через себя, добежать до стула (стулья на расстоянии 8-10 м от старта), надеть скафандр (его можно изготовить из коробки, вырезав в одной из стенок отверстие для лица), добежать до команды, передать скафандр следующему участнику команды. Он оставляет на стуле скафандр, продевает обруч и возвращается к команде. Третий участник повторяет задание первого и т. д.

Ведущий

Как ловко у вас все получается. Но есть задание еще труднее. Может, откажетесь от дальнейших испытаний?

Ребята отвечают.

Космонавт

Хорошо, тогда последние задания. Выполнив их, вы окажетесь на финише наших сегодняшних испытаний!

2-е задание

Необходимо найти свой экипаж по позывным. Команды придумывают позывные (какое-нибудь слово). Капитанам завязывают глаза и подводят к старту. Остальные члены команды стоят в том месте, где укажет ведущий. Задача капитана - первым добежать с завязанными глазами к своему экипажу. Участники команды в это время должны четко произносить свои позывные, пока капитан не доберется до них.

Космонавт

Нужна ловкость, чтобы избежать в космосе столкновения корабля с метеоритами.

3-е задание

Не столкнись с метеоритом! На полу по прямой линии расставлены кегли. Участники команд делятся на пары. Задача каждой пары: сидя на гимнастических палках, проехать между кеглями и не сбить ни одной.

И заканчивается праздник объявлением результатов испытаний. Космонавт награждает лучшую команду (экипаж). Также можно отметить некоторых детей из проигравшей команды. Одного - за находчивость, второго - за смекалку, третьего - за быстроту и т. д.

Галина Бардакова

В моей организации проводятся мероприятия не только на базе самого учреждения, но и в школах, с которыми у нас налажено взаимодействие.

Предлагаю план-конспект игры, которая была разработана мной в соавторстве с коллегой специалистом по социальной работе С. А. Такмашовой.

Цель: обобщение и совершенствование знаний учащихся о космосе и космических телах.

1. обучающие: расширение общего кругозора детей; закрепление знаний о фактах и терминологии о космосе; формирование знаний о планетах и иных космических телах в игровой форме;

2. воспитывающие: формирование навыков работы в команде, коммуникативных навыков; воспитание уважительного отношения друг к другу и к чужому мнению; формирование навыков уметь слушать и слышать других;

3. развивающие: развитие логического мышления, памяти и речи, как устной, так и письменной; развитие координации; развитие творческих способностей и творческого мышления.

Планируемые результаты:

Предметные: знать дату Всемирного дня космонавтики, терминологию о космосе; знать, какому событию посвящен Всемирный день космонавтики; знать имя человека, который полетел первым в космос; знать, какие есть планеты в Солнечной системе, какие бывают космические тела; знать, каким образом можно изучать космос.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, уметь обобщать и делать выводы.

Регулятивные: уметь четко высказывать свое предположение; уметь проговаривать последовательность действий; уметь планировать свою деятельность; уметь контролировать свои действия и соотносить их с результатом.

Коммуникативные: уметь слушать и слышать других, уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, уметь следовать правилам общения в коллективе; уметь договариваться с другими.

Личностные: развивать способность критически мыслить; развивать способность давать самооценку своей деятельности; развивать творческое мышление.

Техническое оснащение: зашифрованное письмо; шифр; карточки «Доскажи словечко»; пазлы на сюжет мультфильма «Валли»; звездочки из бумаги; карточки-звезды с загадками; плакат созвездия «Большая медведица» и «Малая медведица»; карточки с заданиями на Неизведанной планете; космический мусор (кубики, игрушки); лента; платок; карточка для самопроверки.

Ход занятия

1. Мотивация деятельности

Ребята, скажите, какой сейчас идет месяц? (апрель)

А какой ближайший праздник будет в нашей стране? (дети высказывают свое мнение)

Как вы считаете, чему будет посвящено наше сегодняшнее с вами занятие? Назовите примерную тему (День космонавтики)

Сегодня мы с вами совершим космическое путешествие по неизведанным планетам. Вы готовы поиграть? (Готовы)

2. Актуализация знаний

Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и не боялся уплывать далеко в море, потому что его ориентирами были звезды. Человек населил небо богами, но и сам хотел добраться до него. И тогда появлялись легенды о летающих людях, фантастические романы о полетах людей. А в XX веке появились первые самолеты, в космос полетели ракеты.

Наступило утро 12 апреля 1961 года. Ребята, скажите, что случилось в этот день? (Первый полет человека в космос)

Сколько лет будет в этом году со дня первого полета человека в космос?

Итак, в этом году первому полету человека в космос исполняется 55 лет. И мы, как Ю. А. Гагарин, тоже хотим быть участниками процесса исследования космоса. Так вот, недавно к нам пришло интересное письмо из космоса. Оно зашифровано.

3. Этап планирования деятельности

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы его расшифровать?

Таким образом, мы с вами отправимся в путешествие в космос по планетам искать ключи шифра (шифр основан на буквах русского алфавита).

Однако мы все вместе с вами не поместимся на одном корабле. Значит, что нам необходимо сделать? (Разделиться на две команды)

Каждой команде необходимо придумать свое название и выбрать капитана корабля.

4. Этап практической деятельности

У нас имеется две команды. Каждая команда, выполняя правильно задания, будет получать звездочки. Команда, получившая больше всего звездочек будет получать часть шифра.

Итак, прежде чем отправиться в космос капитаны кораблей должны пройти соответствующие испытания на тренировочной базе. Их будет два:

1. Испытание на координацию (пройти с завязанными глазами по ленте, не потеряв равновесия). Капитан, справившийся с заданием получает звездочку.

2. Испытание на сообразительность (сбор космического мусора, не сходя со стула, на котором сидит капитан команды). Капитан, собравший большее количество «мусора» получает звездочку.

Молодцы! Теперь мы видим, что вы готовы, и выходим в открытый космос.

Ребята, как называется наша галактика? ("Млечный путь")

Мы с вами пролетаем по Млечному пути, и первое, что мы встречаем – это созвездия «Большая медведица» и «Малая медведица».

Сейчас капитаны команд будут вытягивать по звездочке из файла, прикрепленного к плакату с созвездиями «Большая медведица» и «Малая медведица», и загадывать их своей команде. За каждый правильный ответ команда получает звездочку.

Подводим итог.

Мы покидаем Млечный путь и сталкиваемся с новой планетой S490.

Вас ждет испытание «Доскажи словечко»:

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный …

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …

Астроном - он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая …

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски …

Космонавт сидит в ракете,

Проклиная все на свете -

На орбите как назло

Появилось …

НЛО летит к соседу

Из созвездья Андромеды,

В нем от скуки волком воет

Злой зеленый …

Гуманоид с курса сбился,

В трех планетах заблудился,

Если звездной карты нету,

Не поможет скорость…

Свет быстрее всех летает,

Километры не считает.

Дарит Солнце жизнь планетам,

Нам - тепло, хвосты - …

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора -

Это черная …

В черных дырах темнота

Чем-то черным занята.

Там окончил свой полет

Межпланетный …

За каждый правильный ответ команда получает звездочку. Подводим итог.

Ребята, мы получили сигнал бедствия с загадочной планеты «Роботиния». Как вы думаете, откуда такое название? (На ней живут роботы)

Правильно, но эти роботы сломались, и нам необходимо помочь им. Мы раздадим вам пазлы, которые необходимо собрать в один рисунок и ответить на вопрос, из какого мультфильма взяты эти роботы. Команда, собравшая первой единую картинку, получит звездочку.




Молодцы! А мы между тем направляемся дальше, и прибываем на неизвестную планету, где не ступала нога человека. На ней живут непонятные существа. Мы не знаем их и их языка тоже не знаем. На этой неизведанной планете вам предстоит пройти последнее испытание, а именно: капитаны команд выберут из предложенных карточек («Вы хотите купить трех зайцев» или «Вы хотите поиграть в футбол») одну с заданием и, используя только жесты, не говоря ни слова, попытаются объяснить то, что они хотят получить, своей команде. За правильный ответ команда получает звездочку.

Подводим итоги.

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Итак, мы получили все части шифра. Теперь пора вернуться на Землю, тренировочную базу.

Мы нашли шифр, что теперь мы можем сделать?

Разгадка шифра является вашей коллективной работой.

Один из детей зачитывает получившееся послание: «Планету – дом свой – берегите! Природу сохранить спешите!»


Подведение итогов, награждение медалями

6. Рефлексия

Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

Все ли было понятно?

Что осталось непонятным?

Насколько вы были активны на занятии?

Сценарий конкурсной программы на День космонавтики в 5-6-7 классах

Цели: развивать эрудицию учащихся, изучить новый материал, закрепить пройденный; развивать ловкость и смекалку.

Предварительная подготовка . К этому мероприятию учитель может предложить учащимся для заучивания следующие стихотворения.

Звезды

Звездочки ясные, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звезды небесные,

Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ласкаете,

Звезды небесные, звезды далекие!

Послушайте!

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

целует ему жилистую руку,

чтоб обязательно была звезда!

Клянется -

не перенесет эту беззвездную муку!

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Ход мероприятия

Ведущий.

Сыны и дочери планеты голубой

Взмывают ввысь, тревожа звезд покой.

Налажен путь в межзвездные пространства

Для спутников, ракет, научных станций.

Шагает эра космоса вперед!

Ракеты продолжают свой полет,

Стартуя с Байконура каждый год.

Привык к таким явлениям народ.

Хранит в душе он первую любовь,

Пусть тысячи взлетают к звездам вновь,

Но первый был Гагарин, он был свой,

Родной, с улыбкой детской, озорной.

Когда День космонавтики справляют,

Любимца своего все вспоминают.

Но в этот день поздравим мы и тех,

Кто славу создает стране, успех:

Всех, кто с Земли за пультом наблюдает,

Как космонавты подвиг совершают,

И тех, кто отправляет корабли,

Стартующие с матушки-Земли, -

Всех, кто с космической наукой в жизни связан.

Народ своей любовью им обязан.

Гордится космонавтикой страна:

Она была и будет нам нужна!

Здравствуйте, уважаемые ученики! Сегодня наша викторина посвящена Дню космонавтики. Этот день навсегда останется в истории и сердцах миллионов людей. Благодаря старательным усилиям наших знаменитых ученых нам сегодня доступен на первый взгляд недосягаемый и необъятный космос!

А сейчас мы приглашаем вас, дорогие участники, на импровизированный аэродром.

Для начала викторины необходимо разделиться на две команды.

На столе учителя лежат карточки, количество которых соответствует количеству ребят. На обратной стороне карточек отмечены цифры 1 и 2. Каждый участник подходит и вытягивает карточку, смотрит своей номер команды.

Каждой из команд предлагается определенное задание. Та команда, которая первая назвала правильный ответ, зарабатывает одно очко. Победительницей мероприятия считается команда, набравшая наибольшее количество очков. Также учитывается находчивость, сообразительность и ловкость команд.

Вопросы викторины:

1. Из чего состоит наша Солнечная система? (Из Солнца и всех тел, которые вращаются вокруг него под действием сил притяжения.)

2. Что такое вселенная? (Пространство и все тела, заполняющие его.)

3. Что такое галактика? (Гигантские скопления звезд, разбросанные по Вселенной.)

4. В какой галактике мы живем? (Галактика Млечный Путь.)

5. Какие планеты Солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)

6. Какую планету называют Утренней Звездой? (Венеру.)

7. Какая планета самая большая в солнечной системе? (Юпитер.)

8. Какая планета самая маленькая? (Плутон.)

9. В какое время года Земля бывает ближе к Солнцу? (Зимой.)

10. Какая планета из видимых с Земли самая яркая? (Венера).

11. На какой планете самые высокие горы? (На Марсе.)

12. Почему планету Марс называют «красной» планетой? (Из-за цвета ее пустынь.)

13. Назовите то место солнечной системы, куда ступала нога человека? (Луна.)

14. Что такое астрономия? (Наука о небесных телах.)

15. Что такое метеориты? (Обломки комет, упавшие на Землю.)

16. Что такое обсерватория? (Здание, оборудованное для астрономических наблюдений.)

17. Что такое телескоп? (Астрономический прибор для наблюдения за небесными телами.)

18. Кто изобрел первый телескоп? (Итальянскийученый Галилео Галилей.)

19. Что такое комета? (Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста.)

20. Какой ученый доказал, что Земля вращается вокруг Солнца? (Польский ученый Николай Коперник.)

21. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э. Циолковский.)

22. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса. (Академик С.П. Королев.)

23. Назовите космонавта, совершившего первый космический полет. (К).А. Гагарин.)

24. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин совершил первый космический полет.)

25. Назовите первую женщину-космонавта нашей страны. (Валентина Николаевна Терешкова.)

26. Как называется летательный аппарат? (Ракета.)

Дополнительные сведения:

Меркурий - самая близкая к Солнцу планета, расположена на расстоянии 58 млн км от Солнца. Полный оборот совершает вокруг него за 88 дней.

Венера - вторая по расстоянию от Солнца и ближайшая к Земле планета. Венера - самая жаркая планета. Период вращения вокруг Солнца - 225 дней. Двигаясь по орбите, она ближе всех подходит к Земле.

Земля . Большую часть поверхности Земли составляет Мировой океан (71%), суша - 29%. Суточное вращение земного шара происходит за 23 часа 56 минут 41 секунду. Свет от Солнца до нас доходит за 8 минут.

Марс - четвертая по расстоянию от Солнца планета, холодная и безводная. На Марсе находятся самые высокие горы - около 27 км высотой. Сутки на Марсе длятся 24 часа 39 минут. Год на Марсе длится 689 дней. Днем температура достигает 0 градусов, а ночью падает до 100 градусов по Цельсию.

Юпитер - пятая по расстоянию от Солнца. Самая большая планета, затрачивает на один оборот вокруг Солнца почти 12 лет. Период вращения Юпитера вокруг своей оси составляет 9 часов 50 минут; температура достигает 140 градусов.

Сатурн - шестая планета. Она отличается от всех остальных тем, что имеет около 7 колец. Все они вращаются вокруг планеты. Кольца состоят из множества отдельных частиц, имеющих структуру метеоритов и пыли. Сатурн делает оборот за 10 часов 15 минут. Температура этой планеты 170 градусов.

Уран - это первая планета, которая была открыта с помощью телескопа. Это седьмая планета от Солнца. По диаметру она почти в четверть больше Земли. Она вращается вокруг Солнца за 84 года, температура - 215 градусов.

Нептун - делает полный оборот за 164 года.

Плутон - последняя планета. Она находится в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля. Это самая маленькая и холодная планета.

Умницы! Оказывается, вы так много знаете о космосе, планетах и звездах, что я не сомневаюсь в ваших знаниях о зарождении жизни на нашей планете.

А знали ли вы, что возраст нашей старушки-Земли, которая является родным домом всему человечеству, очень велик. Его даже трудно себе представить: Земля возникла в звездном пространстве около пяти миллиардов лет назад! Попробуйте вообразить, почувствовать это время. Пять миллиардов - это значит пять раз взять по миллиарду лет! Вот как далек от нашего времени день ее рождения!

Для удобства изучения этапов образования нашей планеты ученые разделили историю ее развития и эволюцию жизни на отдельные эры, используя для этого некоторые естественные, характерные особенности. В свою очередь эры делятся на периоды. Продолжительность эры и каждого периода - их возраст - определена в миллионах лет.

Эра звездного существования Земли - тогда раскаленной и безжизненной - удалена от нашего времени на миллиарды лет. Атмосфера была насыщена горячим газами и водяными парами. Тучи вулканического пепла сплошной пеленой окутывали планету и не пропускали солнечных лучей. Водяные пары по мере охлаждения Земли постепенно сгущались, и наконец хлынули горячие проливные дожди, которые продолжали идти тысячелетиями... Вода - основа возникновения и существования живой материи - появилась на планете в первой половине архейской эры. Это было время образования первых древних морей и океанов. А как известно, океан - это колыбель жизни. Ведь первые живые клетки возникли именно в океане. Так на Земле появилась жизнь. Произошло это событие около двух миллиардов семьсот миллионов лет назад. Причем названная цифра научно обоснована. Она определена учеными исходя из возраста окаменелых останков первых беспозвоночных животных, первых водорослей и первых бактерий, появившихся на Земле.

В течение следующих четырех эр: протерозойской, палеозойской, мезозойской, кайнозойской - наша планета обрела современные очертания. И на сегодняшний день, в век технического прогресса, мы имеем возможность исследовать космос, звездные тела и другие планеты.

Итак, мы с вами находимся на космодроме, где нас ждут команды космонавтов, мечтающие побывать в космосе, но полететь сможет только та, которая станет сильнейшей. Поэтому, чтобы стать отличным космонавтом, недостаточно быть здоровым и обладать специальными знаниями. Нужно быть еще выносливым, ловким, находчивым, легко справляться с проблемами, возникающими во время космического полета.

Задание 1.«Кольцо»

Две команды стоят параллельно друг другу. Напротив каждой команды лежит обруч. Участники каждой команды должны по очереди пролезть через обруч и занять свое прежнее место. Выигрывает та команда, которая раньше выполнит задание.

Задание 2. «Шатающийся бум»

Бум (или низкую длинную скамейку) длиной несколько метров устанавливают на высоте 30-40 см от пола или земли. Две команды выстраиваются на концах бума. По сигналу первые участники начинают передвигаться навстречу друг другу, сталкивая соперника. Свалившийся выбывает из игры. А в игру вступает следующая пара. Побеждает та команда, которой удастся перейти на противоположный конец.

Устали? Давайте немножко отдохнем. Перед вами - кроссворд , который мы сейчас дружно разгадаем.

1. Эта планета имеет семь колец. (Сатурн.)

2. Планета красного цвета. (Марс.)

6. Назовите планету, большая часть которой занимает мировой океан. (Земля.)

8. Планета, открытая с помощью телескопа. (Уран.)

Задание 3. «Кресло космонавта»

Выбирается по одному представителю от команды. Участник садится в кресло и, не покидая его, пытается собрать расположенные вокруг него десять предметов (расстояние до них должно составлять не меньше полуметра).

Задание 4. «Стрелы вселенной»

Перед каждой командой выставляется фанерный щит с изображением звездного неба. Около каждой звезды - номер. Чем меньше звезда, тем больше ее номер. С расстояния 4—5 м участник команды должен попасть дротиками в одну из звезд. Кто наберет наибольшее количество очков, тот и победитель.

Все самые трудные задания позади, осталось одно, но не менее важное. Сноровке и ловкости вам не занимать, поэтому нужно позаботиться о том, что же взять с собою в космос.

На столе разложены два комплекта рисунков с изображением следующих предметов: книга, блокнот, авторучка, яблоко, кошка, скафандр, будильник, тапка, фотоаппарат, тюбик с манной кашей, ложка, тюбик с тортом и т. д. Каждый участник должен выбрать один из наиболее понравившихся ему предметов и объяснить почему.

Вот и закончились наши соревнования. Слово предоставляется нашему многоуважаемому жюри, которое определит сегодня победителя. Вы сегодня показали глубокие знания по астрономии, доказали, что вы можете справиться с любой проблемой.

А еще ребята приготовили вам стихотворения, которые они сейчас прочитают.

Ученики читают стихи. Подведение итогов викторины.

А нам остается попрощаться и пожелать друг другу удачи, счастья, успехов и до встречи в межгалактическом пространстве.

Загрузка...