Бизнес. Личная эффективность. Мотивация. Самообразование. Заработок

Профессиограмма социальной работы. Особенности профессиограммы специалиста социальной работы

  • III. Этические правила служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания
  • АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
  • Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации с его Управлением экономической и социальной безопасности, Межведомственной комиссией (МВК) и секцией научного совета.
  • Б. расширение системы мер социальной защиты и помощи безработным
  • БОГАТЫЕ И БЕДНЫЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
  • Взаимодействие психолога-консультанта с другими специалистами-консультантами
  • Профессиограмма – это требование профессии к личностным качествам, психологическим особенностям, психологическим возможностям человека, а так же требования, которые описывают необходимые для данного вида деятельности человека личности, составляющие основу профессионального вида деятельности ядром являются психограмма, которая представляет собой “портрет” профессии, составленный на основе интерпретационного психологического анализа операционально-технологического содержания конкретной трудовой деятельности

    Профессиограмма – это документ, содержащий описание, во-первых, содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции), во-вторых, требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества). Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковый алгоритм, видеофильм, компьютерная программа.

    Профессиограмма отличается от должностной инструкции прежде всего двумя обстоятельствами:

    1) в профессиограмме нет упоминаний о правах и ответственности работника, то есть о тех разделах, которые делают должностную инструкцию декларативной;

    2) в профессиограмме описываются условия труда на рабочем месте и в несопоставимо большем объеме излагаются требования к работнику.

    Составление профессиограммы не всегда возможно в массовых профессиях (таких как в социальной работе) часто приходится говорить об обществе, о программе труда, но не о профессионализме. Важность проблема видна либо для профессионала и из вне не всегда видны несколько вариантов развития профессии.

    Примерный образец профессиограммы для профессии "Социальный работник", которая по предмету труда относится к типу - "человек-человек", а по характеру труда является профессией творческого класса.

    1. Назначение профессии: оказание помощи и поддержки нуждающимся гражданам (детям-сиротам, инвалидам, многодетным матерям, одиноким престарелым людям, страдающим от алкоголизма и наркомании и т.д.).

    2. Основные решаемые задачи: изучение личности и ее окружения, анализ различных ситуаций, предвидение и предотвращение конфликтов, установление контакта с детьми, создание атмосферы доброжелательности, индивидуальный подход в работе с людьми, исследование личности, межличностных отношений в микросоциуме, выявление конфликтных ситуаций, отклонений в поведении, составление рекомендаций по консультативно-коррекционной работе, деятельность по реабилитации и реадаптации людей, имеющих отклонение от нормы в физическом, психическом и социальном развитии, профилактика явлений дезадаптации социальной, культурной, психологической, работа с людьми девиантного поведения, помощь в реализации прав и свобод личности, помощь в адаптации личности к конкретным жизненным условиям, консультирование, организация совместной социально-значимой деятельности, поддержка и стимулирование социальных инициатив личности и микросреды.

    Профессия требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает анализ, сравнение и интерпритацию данных, предложение новых решений, координацию работ, согласование действий.

    3. Основой профессии выступают как школьные знания, так и специальные знания: общественные науки, возрастная психология, социальная психология, психология девиантного (отклоняющегося), делинквентного поведения, педагогика, социология;

    Специалист осуществляет деятельность в помещении, чаще мобильный, реже за рабочим местом. Деятельность осуществляется неотрывно от коллектива. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно.

    4. Профессионально-важные качества: инициативность, оптимизм, доминирование положительных эмоций, самообладание, эмоциональная уравновешенность, выдержка, способность аргументировано отстаивать свое мнение, способность к переключениям с одной деятельности на другую, старательность, исполнительность, стремление к профессиональному совершенству, экстравертированность (ориентация на взаимодействие с людьми, общительность), речевой слух (восприятие устной речи), внимание к деталям, способность к созданию образа по словесному описанию, способность к образному представлению предметов, процессов и явлений, абстрактность (абстрактные образы, понятия) мышления, аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления, понятийное мышление, предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления, стратегическое мышление, память на лица, эмоциональная память, коммуникативные способности (способности общения и взаимодействия с людьми), способность речевого аппарата к интенсивной и длительной работе, умение грамотно выражать свои мысли, способность контролировать свои эмоции, умение работать в условиях ненормированного графика, умение хранить тайну.

    Профессиограмма - это описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности и психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Отражает : требования к должностным обязанностям работника; требования к рабочему месту; возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника; варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., то есть все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы. Личные качества можно разделить на 3 группы. Качества первой группы , которые отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление). Психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия). Внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника. Ко второй группе качеств относятся такие качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества - физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями. К третьей группе относятся: коммуникабельность, эмпатичность, аттрактивность, красноречие и другие. Качества, проявляемые социальным работником по отношению к клиентам. Основными обязанностями социального работника являются его обязанности по отношению к клиенту: а) социальный работник не должен использовать отношения с клиентами в собственных интересах; б) социальный работник не должен практиковать, способствовать или принимать участие в любых формах дискриминации, основанной на национальности, сексуальных отношениях, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, политической ориентации, умственных или физических недостатках, привилегиях, персональных характеристиках; в) социальный работник должен избегать связей и отношений, которые идут во вред его клиентам; г) социальный работник не должен вступать в сексуальные отношения с клиентами ни при каких обстоятельствах; д) социальный работник должен осведомлять клиентов о риске, правах, возможностях, обязанностях, связанных для них с социальной службой; е) социальный работник должен следовать советам и консультациям коллег и наставников, если они, по его мнению, служат интересам дела; социальный работник должен завершить работу с клиентом и профессиональные отношения с ним, когда такая работа и отношения не являются необходимыми и более не служат нуждам и интересам этого человека или всей семьи и т.д.

    Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы.

    Практика социальной работы – конечное звено в организации и предоставлении социальных услуг населению. Практика является собирательной категорией, она включает в себя деятельность многих компонентов института социальной работы: отдельных специалистов, учреждений, центров, органов управления. Будучи тем звеном, на котором фокусируются все усилия различных составляющих – нормативной базы, научно-методических разработок, административно-управленческих решений, практика социальной работы ставит дополнительные задачи объединить результаты деятельности всех названных компонентов в едином реальном практическом действии. Практика является приложением теоретических идей, способом их опредмечивания. Со своей стороны она предоставляет теории эмпирический материал для анализа и обобщений. Практика социальной работы является способом воплощения различных теорий социальной работы и, в то же время, обращается к теории с требованием анализа наиболее проблемных точек и противоречий социальной жизни и поиска способов их разрешения. Взаимодействие теории и практики, их и единство обусловливает эффективность всей социальной работы. Важно обеспечить единство теории и практики на деле, найти оптимальные формы их взаимодействия.

    3. Профессиональный портрет руководителя социального учреждения

    4. Профессиональный отбор в социальную работу

    Профессионально значимые личностные качества социального работника

    Социальная работа, существующая за рубежом не одно десятилетие, в реестре службы занятости России отнесена к профессиям лишь в 1991 году, поэтому на сегодня российская система социального управления впервые сталкивается с теми аспектами развития профессии, которые проявлялись в западных странах и подвергались там научной рефлексии на протяжении длительного времени.

    На данном этапе развития стоит вопрос профессионализма в социальной работе, который в свою очередь выражен огромным дефицитом соответствующих знаний у практических работников.

    Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из их основных функций:

    • диагностической – заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз»;
    • прогностической – прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;
    • правозащитной – использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;
    • организационной – способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению;
    • предупредительно-профилактической – приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;
    • социально-медицинской – организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;
    • социально-педагогической – выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;
    • психологической – оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;
    • социально-бытовой – способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;
    • коммуникативной – устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

    Специфика функций социального работника предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, что отражено в этическом и профессиональном кодексе.

    Так, к числу обязательных качеств и умений социального работника отнесены:

    • эмпатийность;
    • психологическая компетентность;
    • деликатность и тактичность;
    • человечность и гуманность, милосердие;
    • организаторские и коммуникативные способности, экстравертированность;
    • высокая духовная культура и нравственность;
    • социальный интеллект (т.е. умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей);
    • умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом;
    • направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента;
    • учение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента;
    • стремление к постоянному повышению профессиональных знаний;
    • честность, моральная чистота в профессиональных делах, соблюдение этики взаимоотношений с людьми и т.п.

    Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, то есть представлениям общества или микросоциума о добре и зле. Для выполнения предписанных функций социальным работникам необходимо нe только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы.

    Профессионально-этические нормы и принципы можно определить как «профессиональную», «трудовую этику» социального работника, которая, в сою очередь, закреплена в профессионально-этическом кодексе.

    Профессионально-этический кодекс является эталоном профессионального поведения и деятельности социального работника. Анализ требований, предъявляемых к специалисту в профессиональном кодексе, показывает, что их условно можно свести к двум группам нормативов: первая rруппа – это требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности; вторая rруппа – требования к личности профессионала.

    Как мы уже говорили, профессионализм в социальной работе базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентации и интересов социального работника.

    Социальный работник – это посредник между конкретным человеком, имеющим те или иные социальные нужды, и конкретной социальной организацией, способной удовлетворить эти нужды. Причем подобное посредничество специфическое: социальный работник всегда стоит на страже интересов нуждающегося. Если схематично описывать порядок действий социального работника, то мы обнаружим следующее – социальный работник должен:

    1) суметь выявить нуждающегося в нем человека;

    2) расположить его к себе, чтобы он доверил последнему защиту своих интересов;

    3) проявить активность по поиску способов решения конкретной социальной проблемы;

    4) найти соответствующую социальную инстанцию;

    5) суметь организовать участие этой социальной инстанции в данной проблеме;

    6) свести обе стороны воедино для решения вопроса;

    7) проконтролировать качество решения вопроса с учетом интересов клиента.

    Какими же качествами должен обладать человек, чтобы выполнить все эти действия? Как уже говорилось, он должен хорошо ориентироваться в социальной сфере, как на формальном, официальном уровне, так и неформальном, психологическом. То есть, обладать знаниями в социологии и психологии, вести активный образ жизни, быть достаточно коммуникабельным, уметь убеждать и агитировать. Он должен искренне и честно желать помочь людям, уметь быть сдержанным и терпеливым с нуждающимися, верить в свои возможности разрешить ситуацию, быть способным выйти достойным образом из конфликта.

    Исследователи выделяют следующие группы профессионально важных качеств социального работника.

    1. Высокий уровень образования и культуры, компетентность по широкому кругу социально значимых проблем. Необходимы знания в области педагогики, психологии, юриспруденции, социологии и т.п. В целом, перечисленные качества являются составляющими профессиональной осведомленности.

    2. Доброта, любовь к людям, желание помочь, чуткость, чувство сострадания и милосердия, симпатия к другим и альтруизм. Все перечисленные качества можно в целом охарактеризовать как доброжелательное отношение к людям, к их проблемам и ситуациям.

    3. Высокая коммуникабельность, общительность, социальная смелость. Умение управлять людьми, влиять на их позицию и убеждения. Умение вызвать к себе доверие и поддержать в трудную минуту – все эти качества можно обозначить как организаторско-коммуникативные способности.

    4. Бескорыстность, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность. Эти качества характеризуют высокий морально-этический уровень социального работника.

    5. Работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении цели и готовность испытывать психологический дискомфорт - все эти качества присущи людям, умеющим выдерживать значительные нервно-психические нагрузки.

    В последнее время для характеристики той или иной профессиональной деятельности получил распространение термин «профессиограмма».

    Одним из наиболее эффективных направлений в решении данных проблем, по-нашему мнению, является совершенствование всех уровней профессиональной подготовки и в первую очередь высшей школы. И рамках этого направления – В числе теоретических разработок, касающихся профессиограммы специалиста по социальной работе, можно назвать работы таких исследователей, как Зимняя И.А., Холостова Е.И., Павленок П.Д., Фирсов и др.

    Холостова Е.И. и Павленок П.Д. основное внимание уделяют должностным обязанностям, выполнению профессиональных функций, этическим нормам, а также личностным качествам специалиста. Фирсов в своих работах ограничивается коммуникативными характеристиками труда. Зимняя И.А. считает, что при построении профессиограммы необходимо учитывать три основных требования: профессиональная компетентность, гуманистическая направленность и межличностные отношения.

    Профессиограмма – описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Это документ, определяющий функциональное содержание профессиональной деятельности, систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих ее эффективность и дающих обоснование дисциплин, формирующих соответствующие качества специалиста.

    В структуру профессиограммы входит психограмма.

    Психограмма – выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами.

    Профессиограмма – подробное описание какой-либо профессии через систему требований, предъявляемых к человеку, включая социально-экономические, производственно-технические, санитарно-гигиенические, психологические, специально-профессиональные особенности, т.е. по-нашему мнению. Очевидно, что это не просто обособленная группа критериев, а наоборот: разносторонняя, многоплановая, полифункциональная характеристика профессионального стандарта деятельности.

    Профессиограмма социального работника определяется спецификой его профессии и его профессиональных обязанностей.

    Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи социальный работник сможет только обладая знаниями и опытом, определенными полномочиями (должностью) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными данными, талантом) и личной привлекательностью.

    Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал. Наличие (формирование и закрепление) таких качеств позволяет социальному работнику более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает ему возможность:

    – быть информированным о различных группах населения и их особенностях;

    – предвидеть последствия своих действий;

    – быть профессионально тактичными (вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента);

    – обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы;

    – добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам.

    Все это действительно требует действительно неординарных личностных качеств. В специальной литературе чаще всего отмечают такие качества, необходимые социальному работнику, как

    Гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинтсва и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, эмпатийность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность в самооценке.

    Личностные качества социальных работников можноподразделить на три группы.

    К первой группе личностных качеств относят требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность), и волевым (настойчивость, последовательность,импульсивность) характеристикам.

    Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества – физическую тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

    Честь и достоинство социального работника требуют в пер­вую очередь объективности в оценке самого себя - своих ка­честв, способностей и возможностей. Большое самомнение, завышенная самооценка специалиста, гипертрофированное чувство собственного достоинства, переходящее в самодоволь­ство и самолюбование, отсутствие самокритичности, являют­ся качествами, отрицательно сказывающимися как на перс­пективах личностного роста, так и на качестве профессиональ­ной деятельности, поскольку специалист, считающий процесс своего развития законченным, доведенным до вершины, на самом деле не способен не только к совершенствованию, но и к поддержанию уже достигнутого уровня развития. Это, в свою очередь, приводит к объективному снижению авторитета со­циального работника, к оценке его деятельности как недо­стойной профессионала.

    К третьей группе личностных качеств социального работника относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); визуальность (внешняя привлекательность личности); навыки красноречия (умение внушать и убеждать словам) и другие.

    Социальная работа предъявляет повышенные требования к личностным качествам социального работника. Профессиональная деятельность социального работника многопланова. Существуют следующие направления его деятельности:

    1) социальный работник изучает личностные особенности своих клиентов, условия, в которых они живут. Это позволяет осуществить так называемый "социальный диагноз";

    2) социальный работник прогнозирует поведение клиентов, события, которые могут произойти;

    3) социальный работник проводит мероприятия различной направленности (психологические, юридические и пр.) с тем, чтобы клиенты могли избежать нежелательных социальных, психологических и др. проблем;

    4) социальный работник оказывает различного рода консультирования, способствует социальной адаптации и реабилитации клиентов;

    5) социальный работник, выявляя интересы клиентов в различных видах деятельности, оказывает им психолого-педагогическую и организационную помощь в реализации их интересов;

    6) социальный работник способствует оказанию материальной помощи различным категориям клиентов;

    7) социальный работник участвует в организации служб социальной защиты населения, привлекая к этому различные учреждения и организации.

    В соответствии с направлениями деятельности к социальному работнику предъявляются особые требования со стороны профессии. Они находят выражение, в так называемой профессиограмме социального работника.

    Под профессиограммой социального работника понимают совокупность психологических, социокультурных, нравственных качеств, профессиональных знаний и умений, характеризующих его как специалиста своего дела.



    Е. Ярская-Смирнова включает в неё следующие требования к социальному работнику:

    Быть профессионально подготовленным;

    Быть эрудированным человеком в области культуры, политики, экономического и социального развития общества;

    Уметь предвидеть последствия своих действий, твёрдо проводить в жизнь ценности своей профессии;

    Иметь навыки коммуникативного общения, например, уметь правильно общаться с трудными подростками, инвалидами, пожилыми людьми;

    Иметь профессиональный такт, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным в вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни клиента;

    Уметь принимать решение в трудных ситуациях;

    Обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым в любых условиях выполнять профессиональный долг, не теряя доброжелательности и самообладания.

    Перечисленные выше требования, предъявляемые к социальному работнику, указывают на значимость в профессиональной деятельности его личностных качеств. Личность обладает разноплановыми психологическими, социально-психологическими, религиозными, эстетическими, нравственными и другими духовными качествами, и каждая из перечисленных групп качеств может рассматриваться как основание для построения относительно самостоятельной типологии личности.

    В этом смысле можно говорить о моральном типе личности и попытаться выявить профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника.

    На основе моральных оценок личностей подразделяют на добрых и злых, милосердных и жестоких, честных и лживых, ответственных и безответственных, совестливых и бессовестных, принципиальных и беспринципных и т. д.

    Безусловно, эти противопоставления бывают полезными не только в повседневном общении, но имеют значение для первоначального и самого поверхностного подхода к определению необходимых нравственных качеств социальных работников. В виду особенностей этой "помогающей" профессии, её гуманистической сущности, только качества, имеющие положительную значимость (добрый, милосердный, честный, ответственный и пр.) могут не противоречить системе ценностей социальной работы.

    Всё это позволяет утверждать, что не каждый человек пригоден для социальной работы. Это необходимо учитывать при выборе профессии социального работника. Изучение профессиональной ориентации молодёжи свидетельствует о том, что выбор профессии социального работника диктуется часто соображениями, не связанными с моральными критериями. На профессиональный выбор могут оказывать влияние и случайные факторы, обусловленные, например, делением профессий на "важные" и "не важные", "перспективные" и "не перспективные" в массовом сознании. Это, безусловно, имеет негативное значение, так как в профессию могут приходить люди, не имеющие соответствующих для данного вида деятельности нравственных качеств.

    Несмотря на их важность, не все нравственные качества равноценны для того, чтобы считать их личностно-образующими для социального работника. Поэтому моральная типология личности, построенная на противопоставлении "положительные-отрицательные" качества с точки зрения моральной оценки является недостаточной. Как определить специфические нравственные качества, необходимые для социальной работы? Е.И. Холостова среди важных личностных качеств социальных работников выделяет следующие моральные качества:

    Гуманистическая направленность личности;

    Личная и социальная ответственность;

    Доброта и справедливость;

    Чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей;

    Готовность понять других и прийти к ним на помощь.

    Представляется интересной позиция и Г.П. Медведевой связывать нравственное поведение социального работника с "нравственными и душевными" качествами его личности. Это такие качества, как честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, эмпатия, стремление к самосовершенствованию, творческое мышление.

    Безусловно, некоторые из этих качеств не являются моральными. Они в своей совокупности характеризуют требования к духовному развитию личности, вытекающие из особенностей профессии социального работника. Однако необходимо учитывать, что нравственное развитие человека сопряжено с некоторыми психофизиологическими процессами, происходящими в нём.

    Биологические и нравственные факторы развития личности взаимодействуют по принципу прямой и обратной связи. Так, внимание, как психический процесс, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость и др.), психические состояния (апатия, стресс, депрессия и др.) могут либо облегчать, либо затруднять реализацию нравственной программы поведения.

    Широко известны случаи, когда моральные поступки осуществлялись только усилиями воли. Моральное сознание, в свою очередь, определяет направленность воли, являясь мощным фактором саморегуляции (самовоспитания) человека. Наличие прямой и обратной связи характерно не только для психофизического и нравственного развития личности. Аналогичная связь существует между интеллектуальным и нравственным развитием человека.

    Интеллектуальное развитие человека не тождественно нравственному, однако моральные качества личности формируются, благодаря усвоению ею моральных ценностей.

    Профессиограмма (от латинского profession - специальность, gramma - запись) - описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, предъявляемых специалисту.

    Включает в себя описание условий трудовой деятельности, а также психофизиологические требования, предъявляемые профессией человеку.

    Профессиограмма описывает психологические, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности профессии. Она включает в себя психограмму - портрет идеального или типичного профессионала, и психологическую профессиограмму - психологического анализа профессиональной деятельности.

    В общем виде профессиограмма отражает:

    • 1. требования к должностным обязанностям работника;
    • 2. требования к рабочему месту;
    • 3. возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
    • 4. варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации.

    Профессиограмма разрабатывается на принципах:

    • 1. системность - в ней отражается специфика и значимость конкретной должности, а также возможный профессиональный маршрут работника;
    • 2. целостность - оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;
    • 3. практичность - результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии;
    • 4. научность и современность - методология исследования должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;
    • 5. эффективность - в результате должно быть предложено практическое решение работы с персоналом.

    Применительно к социальной работе, под профессиограммой принято понимать требования к личностным качествам специалиста.

    Личностные качества специалиста по социальной работе принято подразделять на три группы.

    К первой группе относятся психофизиологические характеристики, ко второй - психологические качества, к третьей - психолого-педагогические качества.

    Качества первой группы отражают психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение), состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность).

    Психологические несоответствия требованиям профессии особенно сильно проявляются в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, нестандартной задачи.

    Чем труднее профессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности.

    Ко второй группе относятся такие психологические качества как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих действий, физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями.

    К третьей группе относятся коммуникабельность, эмпатичность, красноречие и др. Байденко В.И., Оскарсон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса//Профессиональное образование и личность специалиста. - М., 2002

    Иногда выделяются профессиограммы в рамках отдельной группы личностных качеств.

    Например, профессия социального работника связана с умением вести диалог. Поэтому выделяется ряд характеристик, составляющих коммуникативный портрет социального работника. Эти характеристики можно назвать коммуникативной профессиограммой, она включает в себя следующие знания и умения:

    • 1) знать речевой этикет и уметь его использовать;
    • 2) организовать требуемый вид общения и управлять им;
    • 3) анализировать предмет общения, его цели и задачи;
    • 4) корректно ставить вопросы и точно на них отвечать;
    • 5) уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику и др.;
    • 6) уметь анализировать конфликты, кризисные ситуации, конфронтации и разрешать их;
    • 7) иметь навык доказывать и обосновывать, критиковать и опровергать, аргументировать и убеждать, достигать соглашений и компромиссов;
    • 8) владеть техникой речи, уметь использовать риторические фигуры и приемы;
    • 9) уметь правильно строить речь и другие публичные выступления;
    • 10) знать служебный этикет и уметь его использовать;
    • 11) уметь с помощью слова осуществлять психотерапию в общении, снимать стресс, напряжение, адаптировать клиента к условиям, корректировать его поведение и оценки http://soc-work.ru/article/309.

    Для выполнения предписанных социальным работникам функций необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы.

    Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, обще культурный и нравственный потенциал.

    Наличие таких качеств позволяет социальному работнику более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Это дает ему возможность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях, предвидеть последствия своих действий, уметь контактировать с разными категориями людей, быть профессионально тактичным, обладать эмоциональной устойчивостью, добросовестно выполнять свой долг.

    В специальной литературе чаще всего отмечают такие качества как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатия, готовность понять других, эмоциональная устойчивость личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

    Профессионально значимые качества являются важной предпосылкой формирования профессионала и, соответственно, его компетентности.

    Именно личностные качества являются определяющим критерием профессиональной компетентности специалиста по социальной работе.

    Загрузка...