Бизнес. Личная эффективность. Мотивация. Самообразование. Заработок

Урок орксэ для чего живет человек. Конспект урока по орксэ «Жизнь человека — высшая нравственная ценность

Урок светской этики 4 класс. МОУ Дубровицкая школа г. о. Подольск Учитель начальных классов Андреева Ирина Анатольевна Тема: Жизнь священна Цели: ­ дать представление о понятиях: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности; ­ учить формулировать вопросы и отвечать на них, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность ­ активизировать творческую деятельность. Личностные результаты: ­развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­ нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Предметные результаты: ­осознание ценности человеческой жизни. Метапредметные результаты: ­освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; ­готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; ­ дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения Ход урока. Актуализация знаний 1. На доске написаны пословицы. Прочитаем. «Не рой другому яму – сам в неё попадешь», «Как аукнется, так и откликнется» «Добро всегда возвращается» ­ Что общего у всех пословиц? (Ответ детей: все они относятся к золотому правилу нравственности) На доске открывается: ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ - «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» ­ Как вы думаете: почему оставлены скобочки? (ответ детей: можно прочитать по­другому: без частички –не)

Самоопределение к деятельности ­ В тетрадях вы писали мини­сочинения: «Скажи себе сам», в которых анализировали изменения в своём характере, поведении. Давайте послушаем некоторые из сочинений (2­3 ученика зачитывают) ­ Ребята слушали внимательно и смогут ответить на вопрос: Какие самые значимые изменения произошли в характере и поведении ваших одноклассников? ­ Каждый день важен для самовоспитания, важен для жизни. На доске мы видим рисунки, на которых изображены события одного из ваших дней (выполненное домашнее задание). Давайте послушаем, что вы хотели сказать своими рисунками. (2­3 ученика) ­ Вы объясняли свои рисунки на тему: «Один день вашей жизни». Рассуждали, думали. Слайд №1 – Согласны ли вы с высказыванием Цицерона «Жить – значит мыслить?» Объясните. Работа по теме урока ­ Тема сегодняшнего урока «Жизнь священна» 1.Работа в учебнике стр. 82. ­ Прочитаем начало статьи (1 абзац). Выполняем задание, данное в этом абзаце. Напишите слова в тетрадях. Какие слова выписали? (зачитывают 5­6 человек) ­ Каждый из вас выбрал слова, которые наполняют вашу жизнь радостью, смыслом, украшают её, что дорого вашей душе, что вам важно. Вы обозначили то, в чём наиболее выражены ваши потребности, без чего не могли бы обойтись. Слайд №2 ­ Представление о человеке, о свойствах его личности складывается по тому, какие потребности наиболее значимы для него. Слайд №3. Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. Потребности бывают материальные и духовные. Слайд №4 ­Назовите материальные потребности. ­Назовите духовные потребности. ­Посмотрите на свои выписанные слова, на какие потребности пал ваш выбор, что руководило вами? К чему стремится душа? 2.Послушайте несколько притч. Притча о дружбе. Слайд 5.

Жили­были два соседа. Пришла зимушка­зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа - аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит - а у соседа уже дорожка проложена. На третий день снегу намело - по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа - дорожка уже ровная, прямая - просто загляденье! В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает: - Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать? Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся: - Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят! ­ Какая главная мысль этой притчи? 2) Притча о друзьях. Слайд 6. Спросил как­то комар муху: - Есть ли здесь в окрестности цветы? - Насчет цветов ничего не знаю, – ответила ему муха. - А вот консервных банок, навоза, нечистот в канавах полным­полно. И муха начала перечислять комару все окрестные помойки, на которых ему непременно нужно побывать. Полетел комар в указанном направлении и встретил по пути пчелу. Не видела ли ты в окрестностях какие­нибудь помойки? – спросил он у нее. - Помойки? Нечистоты? Нет, нигде не видела, – удивилась пчела. – Зато здесь повсюду так много благоуханных цветов. И пчела подробно рассказала, на какой поляне растут лилии, а где совсем недавно распустились гиацинты. Вот почему так важно правильно выбирать себе друзей. ­ Обсуждение притчи. 3) Притча о мудрости. Слайд 7. Ученик попросил учителя: – Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким. Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет. – Если ты на кого­нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картофель. Напиши на нём имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет. – И это всё? – недоумённо спросил ученик. – Нет, – ответил учитель. – Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого­нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился. Прошло какое­то время. Пакет ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же, тот картофель, что он положил в самом начале,

стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. Ученик пришёл к учителю и сказал: – Это уже невозможно носить с собой. Во­первых, пакет слишком тяжёлый, а во­вторых, картофель испортился. Предложи что­нибудь другое. Но учитель ответил: – То же самое происходит и с тобой. Просто ты этого сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого­то, подумай, нужен ли тебе этот груз. ­ Какие мысли у вас возникли после прослушивание этой притчи? 4) Притча «Сосуд жизни» .Слайд № 8 Как­то один мудрец, стоя перед своими учениками, взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили – да, полон. Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – полон. И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки между камнями. ­ Теперь, ­ обратился мудрец к ученикам, я хотел бы, чтобы вы смогли увидеть в этом сосуде свою жизнь. Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваш путь, ваша вера, ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи. Песок – это жизненные мелочи, повседневная суета. Если вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Так же и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие поступки, то для больших уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, все остальное песок… ­Так в чём же истина? Слайд № 9

Истина: ИЩИТЕ В ЖИЗНИ ВЫСОКОГО, ГЛАВНОГО, что наполняет человеческую жизнь глубоким смыслом. 3. ­ Что же может стать для человека главным и высоким? ­ Каков главный смысл понятия жизнь? ­ прочитаем в учебнике на стр. 83 под рисунком слова6 «Отсюда одна из важных истин…» ­ К чему должен стремиться человек? (к созидательству) Слайд № 10 ­ Назовите противоположное значение. (Разрушение) Любое разрушение вокруг или внутри себя уничтожает саму жизнь. ­ Какая же простая нравственная истина становится главной? Слайд №11 ЖИЗНЬ СВЯЩЕННА. 4. Учитель зачитывает слова из учебника на стр. 84 второй абзац: «Отсюда главная и простая нравственная истина – жизнь священна…» 5. Рефлексия. Подведение итогов. ­Запишите в тетрадях, что вы считаете в жизни главным для себя. Что для вас жизнь? Слайд №12 Зачитывают дети. Слайд № 13. Домашнее задание. Д/з: Уч.с.82­85; д/з (вопросы для повторения, задания в тетради).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Учитель НОО МАОУ «Гимназия № 8» города Ангарска Еремчук Ольга Николаевна

2 слайд

Описание слайда:

нравствен- ная установка сопере- живание мудрость состра- дание дружба добро уважение вежливость взаимо- пони- мание Мы с вами отправляемся в путь за новыми знаниями и умениями. А чтобы нам было веселее в дороге, давайте споём! (Звучит песня «Дорогою добра») На нашем пути – прекрасное дерево, которое мы с Вами нарисовали на предыдущем уроке. Как мы его назвали? (Дерево мудрости или нравственности) На нём растут необычные плоды. Давайте вспомним – какие. - Без кого скучно и трудно в дороге? (Без друзей) - Какой дорогой мы с вами пойдём, следуя словам песни? (Добра) - Мы должны слушать друг друга, потому что дружба не может быть без чего? (Без уважения, взаимопонимания и других нравственных качеств…) - Спасибо, какие вы молодцы! А о какой нравственной категории, о какой установке мы говорили на прошлом уроке? (О нравственной установке), Хорошо. Но посмотрите, на нашем дереве нравственности созревает ещё одно яблоко. Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Узнать ещё одно нравственное понятие)

3 слайд

Описание слайда:

Мы становимся лучше и мудрее, потому что стараемся заглянуть в себя и понять, что каждый человек может совершенствоваться. Пусть в этих важных намерениях вам поможет цветик-семицветик, который будет сопровождать нас в пути и поможет оценить наши возможности и достижения. На его сердцевине напишите, каким вам хотелось бы стать. Кто выполнил задание, отложите пока цветок. Продолжим наш путь с друзьями – поработаем в паре, чтобы попытаться раскрыть тему нашего урока.

4 слайд

Описание слайда:

Худо тому, кто добра не делает никому. Друг сердечный; а как зовут, не знаю. В день страшный вся милостыня, тобою сотворенная, соберется в чашу твою. Кто добро творит, тому бог отплатит. У вас на столе конверт со словами. Необходимо расположить их в нужном порядке, чтобы получилось предложение и наклеить на лист. Проверяем. Кто составлял первое предложение, что у вас получилось? (Слушаем мнения и сверяем с записью на слайде) Что за предложение получилось? (Пословица) Объясните значение. Аналогичная работа проводится с остальными пословицами. Что объединяет все пословицы? (Как необходимо вести себя в обществе людей) Все эти мудрые мысли, ребята, раскрывают нашу сегодняшнюю тему урока: «Достойно жить среди людей».

5 слайд

Описание слайда:

Достойно жить среди людей Какая нравственная категория звучит в теме? Что мы должны выяснить сегодня на уроке? (Что значит жить достойно).

6 слайд

Описание слайда:

Как мы говорим? Оценить по достоинству. Чувство собственного достоинства. У него много достоинств. Достойно! Ронять своё достоинство. В речи часто встречаются фразы со словом «достоинство» (Оценить по достоинству. Чувство собственного достоинства. У него много достоинств. Достойно! Ронять своё достоинство) Попробуйте объяснить их значение. (Высказывание детей)

7 слайд

Описание слайда:

ДОСТОИНСТВО -а, ср. Положительное качество. В спектакле много достоинств. 2. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Ронять своё достоинство. Говорить с достоинством. Чувство собственного достоинства. 3. Стоимость, ценность денежного знака (спец.). Банковый билет достоинством в 5 тысяч рублей. 4. То же, что титул(в 1 знач.) (устар.). Графское достоинство. - Оценить по достоинству кого-то - составить правильное мнение. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова МОРАЛЬ -и, ж. Нравственные нормы поведения, отношении с людьми, а также сама нравственность. Общечеловеческая мораль. Человек высокой морали, 2. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Мораль басни. 3. Нравоучение, наставление (разг.). Читать кому-нибудь мораль.

8 слайд

Описание слайда:

«Золотое правило нравственности»: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» Не делай зла - вернется бумерангом, Не плюй в колодец - будешь воду пить, Не оскорбляй того, кто ниже рангом, А вдруг придется, что-нибудь просить. Не предавай друзей, их не заменишь, И не теряй любимых - не вернешь, Не лги себе - со временем проверишь, Что этой ложью сам себя ты предаёшь. Омар Хайям (18 мая 1048 - 4 декабря 1131) - персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог. Омар Хайям знаменит во всём мире своими четверостишиями «рубаи». Я хочу прочитать стихотворение одного древнего мудреца – Омара Хаяма… О каком главном правиле нравственности напоминают нам эти стихи?

9 слайд

Описание слайда:

Чтобы продолжить разговор, посмотрим видеофильм. (Просматривают часть ролика). Нравственно ли поступил мальчик? Почему? А мужчина? (Обсуждают) Продолжаем смотреть. Какие чувства возникли у вас после просмотра? Почему? По какому правилу жил мужчина? Как он помогал людям? (Бескорыстно) Он жил достойно? А что мы можем сказать о мальчике, он достоин нашего уважения? Почему? Что же значит жить достойно? (Жить в высокой степени нравственно, думая о том, как твои действия могут отразиться на других людях. В основе поступков достойного человека лежит бескорыстие)

10 слайд

Описание слайда:

БЕСКОРЫСТИЕ отсутствие корысти, сребролюбия, жадности к имуществу, желания скоплять богатства, приобретать неправо; нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград и возмездий за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе. Толковый словарь Даля Влади́мир Ива́нович Даль (22 ноября 1801 г. - 22 сентября 1872 г.) русский учёный, писатель и лексикограф, военный врач, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» Как же объясняется значение этого слова в словаре Владимира Ивановича Даля?

11 слайд

Описание слайда:

нравствен- ная установка сопере- живание мудрость состра- дание дружба добро уважение вежливость взаимо- пони- мание бескорыстие Вот оно, то яблоко мудрости, за которым мы с вами отправились сегодня в путь! (Яблоко бескорыстия)

12 слайд

Описание слайда:

Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя. Учебник «Основы светской этики» стр. 106 Откройте, пожалуйста учебник на стр.106. Прочитаем притчу. Как вы её поняли?

13 слайд

Описание слайда:

Легко ли быть бескорыстным? Уступить понравившуюся вещь тому, кто об этом попросит Подарить другому человеку своё свободное время, если он попросит Утешить другого, уступив свой билет на посещение мероприятия, на которое ты сам очень хотел пойти Помочь по дому, отказавшись от прогулки или встречи с друзьями Посидеть с маленьким ребёнком соседки, чтобы дать ей возможность сделать какие-то важные дела Помочь человеку, жертвуя своим временем и поступаясь желанием, если ему нужна помощь Дать возможность другому участвовать в празднике, в котором хотел участвовать сам Пришло время вернуться к нашему волшебному цветку, чтобы попробовать оценить себя. Я буду зачитывать различные жизненные ситуации, а вы, если в них описывается действие, характерное для вас, раскрашиваете один из лепестков любым цветным карандашом. Каждая ситуация соответствует одному из лепестков. У кого получился цветик-семицветик? (Молодцы! Так держать!) А если не все лепестки закрашены, значит есть к чему стремиться!

Людмила Кузнецова
Конспект урока по орксэ «Жизнь человека - высшая нравственная ценность»

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Цель :

формирование понятия жизни , как высшей нравственной ценности

Задачи :

личностные

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах ;

Развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;

Формировать уважительное отношение к интересам, ценностям , свободе других людей.

метапредметные

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

Формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;

Развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

предметные

Создать условия для осознания, понимания и принятия обучающимися таких ценностей , как нравственность , милосердие в человеческой жизни .

Оборудование : презентация к уроку , материал, необходимый для работы в группах

Ход урока

I. Мотивация

Ребята, наш урок мы начнем с просмотра видеофрагмент из притчи

о ценностях жизни . или1000 шариков

Посмотрите и подумайте о чем сегодня на уроке пойдет речь .

О чем пойдет речь на уроке ? жизни )

Что понял человек о жизни ? (ответы)

Что символизировали шарики? (неделю жизни )

Вы видели, что количество шариков уменьшалось очень быстро, так и жизни человека , очень быстро проходит.

II. Актуализация и пробное учебное действие

Откройте учебник и прочитайте тему урока .

Назовите ценности , которые вы знаете. ответы детей

Прочитайте в учебнике

Посмотрите на доску и выберите, что для вас является ценностью в жизни .

Благородство, компьютер

доброжелательность, мобильный телефон

мужество, дорогие игрушки

справедливость, красивая одежда

честность, машина

Кто из 1 столбика, кто из 2?

И так, мы увидели, что у каждого человека есть свои ценности жизни .

А кто скажет, в чем отличие ценностей 1 столбика от 2

Ценности , которые можно купить называются материальные, а в 1 столбике ценности , которые не купишь, они должны быть в душе у человека , такие ценности называются духовные .

Прочитайте в учебнике, что мы узнаем сегодня на уроке ?

Сегодня на уроке мы будем говорить о ценностях , узнаем, что же является высшей ценностью и как эту высшую ценность защитить и сохранить.

III. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Какую цель нам нужно поставить?

Узнать, какие жизненные ценности наиболее значимые для человека ?

Понять, за что люди любят жизнь и в чем выражается любовь к жизни .

Понять, для чего надо жить, какая жизнь ценна .

Где мы можем найти информацию по нашей теме?

Работать по теме и достигать поставленных целей мы будем о вопросам, которые даны на доске,

Включение в систему знаний и повторение

Работа с учебником с. 60.

Чтение детьми текста - работа по группам (найти ответы на вопросы)

1 группа 1-2 абзац

а) Что мы ценим в жизни ? Какая главная ценность ?

б) Какая жизнь особенно ценна ? Кто должен сделать жизнь такой ?

2 группа 3-4 абзац

в) Может ли быть ценной несчастливая жизнь ? Что она нам даёт?

г) Что главное в жизни для человека ?

3 группа 5-7 абзац

д) От чего зависит счастье родителей?

е) Кто заботится о здоровье людей в старости?

ж) Почему ? Пока не отвечаем

4 группа работает с «Мудрыми мыслями»

Найдите главные слова, которые указывают на жизненные ценности .

Проверка работы по вопросам. Выборочное чтение.

Какие ценности наиболее значимы для человека ?

Нравственное общество можно построить на духовной основе, но и материальная сторона тоже важна, но только она должна быть второстепенна.

За что люди любят жизнь ?

Какая жизнь ценна ?

Нужно жить так, чтобы рядом с вами было хорошо окружающим.

(видеоряд)

Кого из этих людей вы знаете?

Что они подарили людям?

А что получили взамен? (признание людей, благодарность)

Каждый человек , пока живет, дарит людям радость и получает радость от людей?

А сейчас вернемся к нашим ценностям , ВОЗЬМИТЕ ЛИСТОЧКИ подумайте, если изменилось ваше мнение о ценности жизни , можете ее изменить.

V. Первичное закрепление.

Разделиться на 4 группы для создания творческих мини-проектов :

А) Проект «Словарик ценностей » -Распределить ценности в два столбика

Б) Проект «Страница мудростей» -Выбрать пословицы и поговорки в которых говорится о жизненных ценностях , работают с высказываниями великих людей.

В) Проект «Литературная страница» -Проанализировать и соотнести литературные произведения и жизненные ценности .

Г) Проект «Жизненные ценности нашего класса » .- проанализировать ценности нашего класса

Защита проектов

У нас остался последний вопрос

ж) Почему жизнь человека имеет особую ценность ?

Просмотрите текст учебника. Какой отрывок вы бы взяли в качестве вывода по уроку ? (последний абзац)

Зачитайте его вслух.

Почему жизнь является высшей ценностью ?

Жизнь каждого человека – источник его радости, счастья, творчества. Она неприкосновенна. Никто не имеет права лишить жизни другого человека . За это предусмотрено самое суровое наказание в любой стране

VI. Рефлексия

Д. З. Поищите и почитайте материал на данную тему в других источниках информации.

Подумайте и проанализируйте ваши жизненные ценности .

Поработайте с вопросами стр 61

И в заключение хочу рассказать вам ещё одну притчу (слайд №25)

В одном собрании заспорили, что на свете для человека хуже всего . Кто говорил - болезни, кто говорил- смерть, кто говорил- бедность. Много всякого было сказано. Спросили Мудреца :

А ты что думаешь?

Плохо, когда не сбывается то, чего хочешь, - ответил Мудрец. - Но куда хуже, когда сбывается то, чего не хочешь, - подумав, добавил он. Пусть в вашей жизни сбывается только то , чего вы хотите и желаете и пусть ваши желания опираются на истинные, а не мнимые ценности .

Публикации по теме:

Спортивное соревнование для детей старшей группы их бабушек, дедушек посвященный Дню пожилого человека. Цель: укрепление взаимоотношений.

Презентация «Главная ценность любого человека - это здоровье!» Главная ценность любого человека-это здоровье! Хорошее крепкое здоровье позволяет добиваться многих серьезных целей, в то время как слабое.

Конспект урока искусства «Создание моделей предметов бытового окружения человека. Мамин платок» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1 им. М. М. Пришвина» Конспект урока искусства «Создание моделей.

Конспект урока по Орксэ в 4 классе «Милосердие - закон жизни» Конспект урока по ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» Тема: Милосердие – закон жизни. Цель: создать условия для ознакомления с понятиями.

Мир природы и человека. Конспект урока во 2 классе обучающихся с ОВЗ «Как и на каком транспорте ехать» Тема урока:Как и на каком транспорте ехать. Цель урока: Закрепление знаний детей о различных видах транспорта, их назначение, способах передвижения;.

Урок ОРКСЭ

Модуль «Светская этика»

Тема: «Достойно жить среди людей»

Учитель: О.Н. Еремчук.

Гимназия № 8

СЛАЙД 2 Мы с вами отправляемся в путь за новыми знаниями и умениями. А чтобы нам было веселее в дороге, давайте споём! (Звучит песня «Дорогою добра»)

На нашем пути – прекрасное дерево, которое мы с Вами нарисовали на предыдущем уроке. Как мы его назвали? (Дерево мудрости или нравственности) На нём растут необычные плоды. Давайте вспомним – какие.

— Без кого скучно и трудно в дороге? (Без друзей)

— Какой дорогой мы с вами пойдём, следуя словам песни? (Добра)

— Мы должны слушать друг друга, потому что дружба не может быть без чего? (Без уважения, взаимопонимания и других нравственных качеств…)

— Спасибо, какие вы молодцы! А о какой нравственной категории, о какой установке мы говорили на прошлом уроке? (О нравственной установке),

Хорошо. Но посмотрите, на нашем дереве нравственности созревает ещё одно яблоко. Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Узнать ещё одно нравственное понятие)

СЛАЙД 3 Мы становимся лучше и мудрее, потому что стараемся заглянуть в себя и понять, что каждый человек может совершенствоваться. Пусть в этих важных намерениях вам поможет цветик-семицветик, который будет сопровождать нас в пути и поможет оценить наши возможности и достижения. На его сердцевине напишите, каким вам хотелось бы стать. Кто выполнил задание, отложите пока цветок. Продолжим наш путь с друзьями – поработаем в паре, чтобы попытаться раскрыть тему нашего урока.

СЛАЙД 4 У вас на столе конверт со словами. Необходимо расположить их в нужном порядке, чтобы получилось предложение и наклеить на лист.

Проверяем. Кто составлял первое предложение, что у вас получилось? (Слушаем мнения и сверяем с записью на слайде)

Что за предложение получилось? (Пословица) Объясните значение.

Аналогичная работа проводится с остальными пословицами.

Что объединяет все пословицы? (Как необходимо вести себя в обществе людей)

Все эти мудрые мысли, ребята, раскрывают нашу сегодняшнюю тему урока: «Достойно жить среди людей».

СЛАЙД 6 В речи часто встречаются фразы со словом «достоинство» (Оценить по достоинству. Чувство собственного достоинства. У него много достоинств. Достойно! Ронять своё достоинство) Попробуйте объяснить их значение. (Высказывание детей)

СЛАЙД 7 А вот как толкуется значение этого слова в словаре Сергея Ивановича Ожегова:

«ДОСТОИНСТВО -а, ср.

Положительное качество. В спектакле много достоинств.

  1. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Ронять своё достоинство. Говорить с достоинством. Чувство собственного достоинства.
  2. Стоимость, ценность денежного знака (спец.). Банковый билет достоинством в 5 тысяч рублей.
  3. То же, что титул (в 1 знач.) (устар.). Графское достоинство.

— Оценить по достоинству кого-то — составить правильное мнение.»

Итак, это совокупность моральных качеств. Давайте вспомним, а что такое мораль?

«МОРАЛЬ -и, ж.

Нравственные нормы поведения, отношении с людьми, а также сама нравственность. Общечеловеческая мораль. Человек высокой морали,

  1. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Мораль басни.
  2. Нравоучение, наставление (разг.). Читать кому-нибудь мораль.»

«Не делай зла - вернется бумерангом,

Не плюй в колодец - будешь воду пить,

Не оскорбляй того, кто ниже рангом,

А вдруг придется, что-нибудь просить.

Не предавай друзей, их не заменишь,

И не теряй любимых - не вернешь,

Не лги себе - со временем проверишь,

Что этой ложью сам себя ты предаёшь.»

О каком главном правиле нравственности напоминают нам эти стихи?

(Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе)

СЛАЙД 9 Чтобы продолжить разговор, посмотрим видеофильм. Видеоролик «Вернул долг через 30 лет». (Просматривают часть ролика).

Нравственно ли поступил мальчик? Почему? А мужчина? (Обсуждают)

Продолжаем смотреть.

Какие чувства возникли у вас после просмотра? Почему? По какому правилу жил мужчина? Как он помогал людям? (Бескорыстно)

Он жил достойно? А что мы можем сказать о мальчике, он достоин нашего уважения? Почему?

Что же значит жить достойно? (Жить в высокой степени нравственно, думая о том, как твои действия могут отразиться на других людях. В основе поступков достойного человека лежит бескорыстие )

СЛАЙД 10 Как же объясняется значение этого слова в словаре Владимира Ивановича Даля?

«БЕСКОРЫСТИЕ

отсутствие корысти, сребролюбия, жадности к имуществу,

желания скоплять богатства, приобретать неправо;

нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим;

нежелание наград и возмездий за добрые дела.

Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе».

СЛАЙД 11 Вот оно, то яблоко мудрости, за которым мы с вами отправились сегодня в путь! (Яблоко бескорыстия )

СЛАЙД 12 Откройте, пожалуйста учебник на стр.106. Прочитаем притчу.

Как вы её поняли?

СЛАЙД 13 Пришло время вернуться к нашему волшебному цветку, чтобы попробовать оценить себя. Я буду зачитывать различные жизненные ситуации, а вы, если в них описывается действие, характерное для вас, раскрашиваете один из лепестков любым цветным карандашом. Каждая ситуация соответствует одному из лепестков.

У кого получился цветик-семицветик? (Молодцы! Так держать!) А если не все лепестки закрашены, значит есть к чему стремиться!

СЛАЙД 14 Об этом замечательные слова сказал великий немецкий мыслитель Иоганн Гёте: «Кто верить сам в себя умеет, тот и других доверьем овладеет»

СЛАЙД 15 Спасибо за урок, желаю всем удачного дня и добрых поступков!

«Планы уроков по ОРКСЭ» - Человек. Познакомить с православным пониманием подвига и жертвы. Фрагменты уроков ОРКСЭ. Гипотеза. Русский язык. Содружество. Совесть и раскаяние. Работа со словарём. Сотворить грех. Добро. Памятник доброму человеку. Эмма Мошковская. Подвиг. Найди лишнее слово. Христос. Тема: «Подвиг». Познакомить учащихся с православными представлениями о добре и зле.

«Тесты по ОРКСЭ» - Основы понятийного аппарата предметной тестологии. Кодификатор как элемент формирования теста. Правила составления отдельных заданий. Пример формирующего задания. Трудности при разработке заданий с выбором ответа. Система курсов духовно-нравственного цикла. Что из названного запрещено для правоверных мусульман.

««ОРКСЭ» 4 класс» - В рамках курса ОРКСЭ подготовлены специальные книги для учителей. Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учебно-методический комплекс. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Основы мировых религиозных культур. Комплексный учебный курс. Курс ОРКСЭ будет носить светский характер.

«Мониторинг ОРКСЭ» - Мотивация выбора модулей родителями. Результаты. Оценка степени своей подготовленности к преподаванию. Заместители руководителей. Осуществление выбора модулей. Сайт Калининградского областного института развития образования. Выявление возможных проблем. Модуль «Основы мировых религиозных культур». Заказ образовательных учреждений.

««Уроки по ОРКСЭ» 4 класс» - Причины выбора ОРКСЭ в 4 классе. Изучение ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Что такое светская этика. Особенности учебного предмета. Выбор модуля учебного курса ОРКСЭ. Учебный курс ОРКСЭ. Основы светской этики. Россия-наша Родина. Основы мировых религиозных культур. Основы исламской культуры. Обобщение знаний.

««ОРКСЭ» 3 класс» - Технология развития ценностных ориентаций. Основы буддийской культуры. Основы исламской культуры. Знакомство с курсом «Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур и светской этики. Реальные ситуации. Основы православной культуры. Основы иудейской культуры. Проживание и тренировка.

Всего в теме 13 презентаций

Загрузка...