Бизнес. Личная эффективность. Мотивация. Самообразование. Заработок

Что нужно знать помощнику машиниста. Обязанности помощника машиниста при производстве маневровых передвижений на оборотных путях станции

№ ЦТ-56р от 02.04.13 г. - Об утверждении Указания о порядке подготовки и назначения машинистом и помощником машиниста локомотива

Указание о порядке подготовки и назначения машинистом и помощником машиниста локомотива

1 Общие положения
1.1 К локомотивной бригаде относятся работники, осуществляющие управление и обслуживание локомотивов: машинист, помощник машиниста.

1.2 Машинистом локомотива может быть назначен кандидат в машинисты, имеющий свидетельство на право управления локомотивом формы ТУ-123, выданное согласно приказу от 11.11.1997 г. № 23/Ц соответствующего вида тяги, а также заключение машиниста-инструктора о допуске к самостоятельному управлению локомотивом на конкретных участках и железнодорожных станциях.

1.3 Помощником машиниста локомотива может быть назначен кандидат в помощники машиниста, имеющий свидетельство формы ТУ-153 соответствующего вида тяги, выданное согласно приказу от 28.10.1999 г. № 39/Ц.

1.4 Свидетельство машиниста локомотива формы ТУ-123, помощника машиниста формы ТУ-153, выданное организациями, не входящими в систему ОАО «РЖД» независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, не дает право выезда на железнодорожные пути общего пользования.

1.5 Локомотивная бригада формируется из машиниста локомотива, помощника машиниста локомотива.

1.6 При приеме на работу вновь, для выполнения этапов непосредственно связанных со стажировкой и практической подготовкой профессиональным навыкам на рабочем месте, руководителем эксплуатационного локомотивного депо с кандидатом на помощника машиниста локомотива должен быть заключен срочный трудовой договор, на срок не более одного месяца (ст. 59 ТК РФ).

2 Назначение помощником машиниста локомотива

2.1 Для назначения помощником машиниста локомотива кандидат на помощника машиниста локомотива должен:

Иметь свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153 (порядок выдачи свидетельства формы ТУ-153 регламентирован приказом от 28.10.1999 г. № 39/Ц) и квалификацию слесаря по ремонту локомотивов не ниже 3-его разряда;

Иметь заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе помощником машиниста локомотива;

Иметь заключение о психологической профессиональной пригодности по результатам профотбора;

Иметь заключение от машиниста локомотива, проводившего его стажировку на помощника машиниста локомотива о допуске к самостоятельной работе в данном виде тяги;

Иметь акт о проведении испытаний в комиссии эксплуатационного локомотивного депо при назначении на помощника машиниста.

2.2 Кандидат на помощника машиниста локомотива, проходит практическую и теоретическую подготовку дублером помощника машиниста. За время прохождения стажировки кандидат на помощника машиниста должен выполнить не менее шести поездок (смен) на обслуживаемых участках (станциях).

Инженером по охране труда эксплуатационного локомотивного депо разрабатывается программа стажировки, которая выдается руководителю стажировки (машинисту, выполняющему подготовку кандидата).

Во время проведения практической подготовки кандидата в помощники машиниста, машинист осуществляющий подготовку, проводит ознакомление кандидата в помощники машиниста с нормативной документацией (в том числе по охране труда), технико-распорядительными актами станций обслуживаемых участков, порядка действий в нестандартных ситуациях, особенностей конструкции и эксплуатации локомотива в необходимом объеме по кругу выполнения должностных обязанностей.

2.3 После завершения стажировки с кандидатом в помощники машиниста машинист-инструктор проводит с ним собеседование в присутствии машиниста, проводившего его практическую подготовку. По результатам собеседования машинист локомотива, проводивший практическую подготовку кандидата в помощники машиниста локомотива, выдает ему заключение (приложение А) о допуске к самостоятельной работе на конкретных участках и станциях.

2.4 При наличии у кандидата в помощники машиниста локомотива, заключения психолога, заключения машиниста локомотива, проводившего практическую подготовку кандидата в помощники машиниста, о допуске к самостоятельной работе на конкретных участках и станциях, кандидат в помощники машиниста допускается к испытаниям в комиссии эксплуатационного локомотивного депо знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, нормативных документов ОАО "РЖД" по обеспечению безопасности движения работниками, принимаемыми в ОАО "РЖД" на работу, связанную с движением поездов и маневровой работой.

Результаты испытаний оформляются актом (приложение Б) при назначении помощником машиниста локомотива эксплуатационного локомотивного депо.

В том случае, если работник при проведении испытаний дважды показал неудовлетворительные знания, действие срочного трудового договора прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник (кандидат на помощника машиниста) должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения.

2.5 Машинист-инструктор, представляет прошедшего практическую подготовку и испытания в комиссии локомотивного депо кандидата в помощники машиниста заместителю начальника эксплуатационного локомотивного депо для проведения с ним собеседования (приложение В).

По результатам собеседования начальник эксплуатационного локомотивного депо по согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации издает приказ о назначении помощником машиниста локомотива и заключает трудовой договор.

2.6 При назначении на самостоятельную работу помощником машиниста локомотива машинист-инструктор контролирует выдачу следующей документации:

Служебного формуляра помощника машиниста;

Технического формуляра;

Выписок из приказа начальника железной дороги об установленных скоростях движения на участке обслуживания;

3 Назначение машинистом локомотива

3.1 При назначении машинистом локомотива кандидат должен иметь следующий перечень документов:

Свидетельство формы ТУ-123 на право управления локомотивом соответствующего вида тяги;

Заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе машинистом локомотива, заключение о психологической профессиональной пригодности по результатам профотбора;

Акт о проведении испытаний в комиссии эксплуатационного локомотивного депо кандидата в машинисты, при назначении на должность машинистом локомотива;

Заключение машиниста-инструктора данной колонны локомотивных бригад, о допуске к самостоятельному управлению локомотивом на конкретных участках и станциях.

Машинист-инструктор производит подбор кандидатов для подготовки и последующего назначения на самостоятельную работу машинистами локомотивов из числа помощников машинистов, имеющих свидетельство на право управления локомотивом соответствующего вида тяги.

По рекомендации машиниста-инструктора (приложение Г) кандидат в машинисты на период подготовки для обучения режиму вождения поездов, управлению автотормозами, изучению профиля железнодорожного пути и расположения сигналов, утвержденным приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо закрепляется за опытным машинистом, имеющим класс квалификации не ниже третьего и стаж работы машинистом не менее трех лет с отдельным указанием порядка проведения данному работнику первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте, а также сообщается руководитель и количество смен стажировки. Инженером по охране труда эксплуатационного локомотивного депо разрабатывается программа стажировки, которая выдается кандидату, руководителю стажировки (машинисту, выполняющему подготовку кандидата). В указанный период кандидат в машинисты допускается к управлению локомотивом под непосредственным контролем машиниста, о чем производится соответствующая запись в служебных формулярах кандидата и машиниста (приложение Д).

Практическая подготовка кандидатов для работы машинистами осуществляется круглогодично и при этом должна быть по продолжительности не менее трех месяцев. При подготовке кандидата первозимника, во время подготовки, особое внимание уделяется вопросам, связанным с работой в зимних условиях.

Машинист локомотива по результатам подготовки выдает кандидату в машинисты письменную рекомендацию (приложение Е).

Если кандидат в машинисты имел ранее опыт работы машинистом локомотива в структуре ОАО «РЖД» и перерыв в работе машинистом локомотива составляет менее пяти лет, то по ходатайству прикрепленного машиниста-инструктора разрешается сократить срок практической подготовки до двух месяцев.

3.2 Во время проведения практической подготовки кандидата в машинисты локомотива машинист-инструктор по обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии - машинист-инструктор данной колонны локомотивных бригад, проводит изучение с кандидатом в машинисты нормативной документации, техническо-распорядительных актов станций обслуживаемых участков, порядка действий в нестандартных ситуациях, особенностей конструкции локомотива и выдает письменную рекомендацию (приложение Ж).

Обучение проводится по утвержденной программе и согласно графику, которые разрабатываются в каждом локомотивном депо в отдельности с учетом местных условий.

Курс программы составляет 40 часов обучения.

Отработка практических навыков и проверка знаний кандидата в машинисты проводятся машинистом-инструктором на тренажерах и действующих локомотивах.

3.3 После завершения подготовки и обучения кандидата в машинисты машинист-инструктор проводит с ним собеседование с участием машиниста, который производил его подготовку.

3.4 При наличии письменного заявления от кандидата (приложение 3) в машинисты, заключения психолога, положительной рекомендации машиниста, проводившего практическую подготовку кандидата в машинисты, и положительной рекомендации машиниста-инструктора по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии машиниста-инструктора данной колонны локомотивных бригад, кандидат в машинисты допускается к прохождению испытаний в комиссии эксплуатационного локомотивного депо.

Результаты испытаний заносятся в акт о проведении испытаний помощника машиниста локомотива при назначении на должность машинистом (приложение И), с записью в журнал формы РБУ-10.

3.5 По итогам испытаний по приказу начальника эксплуатационного локомотивного депо машинист-инструктор данной колонны локомотивных бригад, проводит с кандидатом в машинисты контрольно-заключительные поездки (далее КЗП), из расчета не менее одной поездки на каждое плечо обслуживания в обоих направлениях (приложение К). При проведении КЗП состав локомотивной бригады состоит из помощника машиниста - кандидата и машиниста, производившего его подготовку.

3.6 По результатам КЗП машинист-инструктор представляет начальнику локомотивного депо заключение о возможности допуска кандидата к самостоятельной работе машинистом, которое затем передается в отдел кадров эксплуатационного локомотивного депо (специалисту по управлению персоналом) и вкладывается в личное дело данного работника (приложение JI). Заключение также записывается в служебный формуляр машиниста формы ТУ-57 (приложение М).

3.7 Машинист-инструктор данной колонны локомотивных бригад, представляет прошедшего практическую подготовку и со сдачей зачетов в комиссии локомотивного депо кандидата в машинисты начальнику эксплуатационного локомотивного депо для проведения с ним собеседования. Итоги собеседования записываются в служебный формуляр машиниста (Приложение Н). По результатам собеседования начальник эксплуатационного локомотивного депо по согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации издает приказ о назначении кандидата машинистом локомотива (Приложение О).

3.8 Для самостоятельной работы машинистом, машинистом-инструктором с учетом рекомендаций психолога в первую совместную поездку формируется новая локомотивная бригада, в соответствии с требованиями «Положения о локомотивной бригаде ОАО «РЖД» от 29.12.05 г. № ЦТ-40». Перед первой совместной поездкой вновь сформированная локомотивная бригада проходит в установленном порядке инструктаж у начальника эксплуатационного локомотивного депо или лица его замещающего с записью в служебный формуляр (Приложение П).

3.9 При назначении машиниста локомотива на самостоятельную работу машинист-инструктор контролирует выдачу машинисту следующей документации:

Служебного формуляра машиниста;

Технического формуляра;

Предупредительного талона по безопасности движения;

Предупредительного талона по охране труда;

Служебного удостоверения с отметкой о сдаче в отдел кадров прав управления;

Удостоверения о допуске к работе на электроустановках с присвоением соответствующей группы электробезопасности;

Выписку из приказа начальника железной дороги об установленных скоростях движения на участке обслуживания, расположения и ТРА станций на данных участках, режимных карт и служебного расписания движения поездов.

3.10 К работе без помощника машиниста локомотива допускаются машинисты:

На основании личного заявления (приложение Р) о согласии на работу без помощника машиниста;

В пассажирском движении - имеющие класс квалификации не ниже второго и стаж работы не менее двух лет в пассажирском движении;

В вывозном движении - имеющие класс квалификации не ниже третьего со стажем работы не менее двух лет в грузовом движении;

В маневровом движении - имеющие класс квалификации не ниже третьего со стажем работы не менее одного года в маневровом движении;

Имеющие заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе без помощника машиниста;

Имеющие заключение о психологической профессиональной пригодности по результатам профотбора;

Дополнительно прошедшие повышение квалификации на курсах целевого назначения для работы без помощника машиниста в технической школе (учебном центре);

Не имеющие за последние шесть месяцев взысканий за нарушения действующих инструкций по выполняемой работе и трудовой дисциплины.

На основании представленных документов, приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо утверждается список кандидатов на машинистов локомотива, работающих в «одно лицо».

Машинистом-инструктором проводится КЗП в установленные сроки и по плечам обслуживаемых участков в четном и нечетном направлениях.

После проведения контрольно-заключительных поездок машинистом-инструктором производится соответствующая запись в служебном формуляре (приложение С) машиниста и дается письменное заключение (Приложение Т) о возможности самостоятельной работы в «одно лицо».

Прошедшим теоретическое и практическое обучения, проводится собеседование с комиссией под председательством начальника эксплуатационного локомотивного депо. Комиссии должны быть представлены следующие документы:

Личное заявление машиниста локомотива;

Заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе машинистом; *

Заключение психолога о профессиональной пригодности;

Отчет по выполнению КЗП с машинистом-инструктором на участках обслуживания (Приложение К);

Свидетельство о прохождении повышения квалификации на курсах целевого назначения для работы машинистом в «одно лицо».

Заключение машиниста-инструктора о возможности работы машинистом локомотива в «одно лицо».

После прохождения собеседования издается приказ начальника эксплуатационного локомотивного депо о допуске к работе данного машиниста в «одно лицо».

3.11 При перемещении на новый участок обслуживания и изменении вида движения машинист локомотива допускается к самостоятельному вождению поездов (производству маневровой работы) после выполнения с ним КЗП, получения им заключения машиниста-инструктора и сдачи зачетов в комиссии эксплуатационного локомотивного депо по знаниям ТРА и расположения станция, профиля пути обслуживаемого участка.

В случае перехода машиниста на работу на локомотивы того же вида тяги, но другой серии, рода тока или системы передачи, он должен пройти повышение квалификации на курсах целевого назначения. По итогам обучения сдать проверочные испытания в комиссии эксплуатационного локомотивного депо в знании особенностей конструкции этого локомотива.

Машинист-инструктор оформляет повторное заключение машинисту при перерыве его работы более шести месяцев на обслуживаемом участке, станции в маневровой работе.

3.12 При перерыве в работе машиниста локомотива более одного года допуск к самостоятельной работе выполняется в соответствии с порядком, определенном п.3.1 настоящей инструкции.

3.13 При изменении вида тяги или движения вновь (из грузового в пассажирское или маневровое, из пассажирского в грузовое или маневровое, из маневрового в грузовое, назначаются не менее шести ознакомительных поездок. После выполнения дублерских поездок машинистом-инструктором проводится КЗП на одном из обслуживаемых участков четного и нечетного направлениях с последующей выдачей заключения

3.14 В случае перевода машинистов на обслуживание незакрепленных участков и с целью подготовки прикомандированных работников локомотивных бригад для самостоятельной работы на обслуживаемых участках в локомотивном депо, проводятся теоретические занятия по изучению плана и профиля обслуживаемых участков, расположения на них раздельных пунктов и станций, светофоров, сигнальных указателей и знаков, тоннелей, мостов и других технических обустройств, особенностей вождения поездов на участках и работы на станциях, ТРА станций, установленных скоростей движения и т.д. Для прикомандированных локомотивных бригад курс теоретического обучения должен составлять не менее 6 часов. Локомотивным бригадам выдаются режимные карты, с профилем пути, схемами и выписками из ТР А станций обслуживаемого участка.

После проведения с работниками локомотивных бригад теоретических занятий они направляются на сдачу экзамена и проверку качества теоретических знаний в комиссию под председательством начальника эксплуатационного локомотивного депо. Результаты испытаний оформляются в журнале РБУ-10. По результатам проведенных испытаний издается приказ начальника эксплуатационного локомотивного депо о проведении стажировки. Приказом назначается машинист, имеющий класс квалификации и стаж работы в должности машиниста локомотива на данном участке не менее трех лет, который будет проводить стажировку на новом участке обслуживания.

Стажировка производится:

1-ая поездка в качестве дублера машиниста, при этом к машинисту, выполняющему обкатку, временно закрепляется помощник машиниста, который в дальнейшем будет работать с прикомандированным машинистом;

2-ая поездка выполняется дублером машиниста самостоятельно под контролем машиниста, при этом отрабатывается взаимодействие с помощником машиниста, с которым он будет работать в дальнейшем.

Стажировка выполняется на полное плечо по каждому участку обслуживания в обоих направлениях.

В маневровом и хозяйственном движении стажировка проводится на каждой станции обслуживания, на которых планируется работа локомотивных бригад продолжительностью не менее 2-х смен.

После стажировки и получения письменного заключения (рекомендации) от машиниста на самостоятельную работу прикрепленный машинист-инструктор проводит с дублером машиниста КЗП на полное плечо по каждому участку обслуживания в четном и нечетном направлениях или на каждой станции в течение полной смены (с охватом всех путей не общего пользования). По результатам КЗП, машинист-инструктор оформляет машинисту заключение о допуске к самостоятельной работе на новом участке обслуживания с обязательной записью в служебный формуляр формы ТУ-57, бланк заключения хранится в личном деле работника в отделе кадров эксплуатационного локомотивного депо.

Сегодня помощник, завтра машинист. Но станет им только тот, кто выполняет обязанности добросовестно. Что же входит в обязанности помощника машиниста электропоезда? Давайте узнаем.

Для многих пассажиров железная дорога – это рельсы, купе, звуки проезжающего мимо локомотива, а для персонала – целая система, соблюдение которой является залогом безопасности.

При этом, считается, что самая высокая ответственность лежит на машинистах, а работа помощника часто недооценивается. В действительности же, обязанности помощника машиниста электропоезда не только не менее сложны, но и часто даже более. Ведь в то время, когда машинист следит за управлением состава, помощнику приходится следить за всем остальным.

Базовые обязанности помощника машиниста электропоезда

В обязанностях помощника машиниста нет романтики, но их выполнение является обязательным.

Перед отправлением состава, именно помощник машиниста электропоезда первым проводит тестирование электропоезда.

Работает помощник в непосредственной связке с машинистом и является его вторыми глазами. Когда машинист тормозит состав, именно помощник машиниста проверяет по манометру давление в тормозном цилиндре и именно он докладывает об этом по межкабинной связи машинисту электропоезда.

На должность помощника машиниста назначают специалиста, имеющего удостоверение на право управления локомотивом установленного образца. Профессионал должен в совершенстве владеть теорией о приеме, осмотре и отправлении составов, также о типах повреждений, о видах ремонтных работ, о правилах осмотра и сдачи тепловозов.

Обязанности помощника машиниста тепловоза

К современным локомотивам относятся тепловозы и электровозы. Вот что входит в обязанности помощника машиниста локомотива.

Помощник машиниста тепловоза осматривает ходовую часть, контролирует наличие топлива, воды и масла в системе, проверяет дизель-генераторную установку.

В начале поездки и во время остановок, проверяет сцепление составов, техническую исправность поезда, при неполадках осуществляет необходимый служебный ремонт.

Также перед началом пути, подручный машиниста тепловоза выбирает оптимальный маршрут и проверяет двигатель: сначала нагревает его до 35-40 градусов, затем, убедившись, что вблизи железнодорожных путей нет людей, смежные дороги пусты, начинает движение тепловоза. После поездки осматривает локомотив и готовит для сдачи в депо.

Что еще входит в обязанности помощника машиниста локомотива?

Безопасность и бесперебойная работа железнодорожного транспорта, во многом зависит от профессионализма и слаженных действий локомотивных бригад.

Им доверены жизни сотен пассажиров и сохранность десятков тонн груз. Стоит помнить, что соблюдение всех норм и инструкций - это сохранение безопасности, избежание происшествий и столкновений, вовремя доставленные грузы и спокойствие пассажиров.

И обязанности помощника машиниста локомотива, в конечном счете, служат именно этому – безопасному и бесперебойному движению состава по назначенному участку пути.

Поэтому помощник работает не только внутри поезда, но и проверяет положение всего локомотива в целом, быстро выполняет осмотр, при необходимости исправляет неполадки.

Локомотивная бригада производит приём поезда в соответствии с установленными требованиями начальниками эксплуатационного локомотивного депо. Во время приёма локомотива персонал железной дороги должен убедиться в выполнении ранее записанных заявок на ремонт.

А обязанность помощника машиниста электропоезда - проверить укомплектованность локомотива тормозными башмаками, после этого он проверяет состояние пневматических тормозных систем. Также он проверяет исправность автосцепного устройства и кольцевого крана магистрали тормоза. Под контролем помощника, машинист проверяет подачу песка.

Помощник машиниста локомотива обходит поезд, проверяя исправность и целостность элементов колёсных тележек, а также контролируя работу тормозов лично. Убедившись в исправности тормозных систем, ассистент изымает тормозные башмаки из-под колёс локомотива, опускает ручной тормоз.

Во время смены кабин управления, ассистент машиниста находится в оставленной кабине и осуществляет контроль по манометру за величиной давления тормозных цилиндров. Качество сцепки составов локомотива помощник проверяет лично, он проверяет исправность автосцепки и проходимость тормозной магистрали.

Он соединяет рукава магистралей и открывает кольцевые краны сначла у локомотива, затем у вагона. После выполнения всех необходимых операций, помощник приглашает машиниста. Так как основная ответственность лежит именно на нём.

Бригада проверяет функционирование тормозных систем и регламентирует минуту готовности. Далее машинист перечисляет выполнение всех инструкций и проверок, а его помощник подтверждает выполнение действий.

После, помощник машиниста локомотива отчитывается диспетчеру о полной готовности и получает от него разрешение для начала движения.

Вот сколько обязанностей у помощника машиниста электропоезда. Но и это еще не все.

Во время пути, помощник машиниста следит за отсутствием преград на пути, за показаниями сигналов, указателей и знаков, повторяя вместе с машинистом каждое их показание.

Если, во время движения на запретный сигнал, машинист не тормозит состав, несмотря на запрещающий сигнал светофора, тогда его коллега самостоятельно принимает меры для того, чтобы остановить поезд.

В ситуации потери машинистом возможности управления локомотивом, его помощник должен зафиксировать поезд в соответствие с инструкцией, для предотвращения произвольного движения, а при наличии документов, подтверждающих умение управлять поездом, ассистент может самостоятельно довезти локомотив до ближайшей станции.

При этом он должен сообщить об этом по радиосвязи диспетчеру или дежурному, который составит комплекс дальнейших действий, учитывая все аспекты, сложившейся ситуации. Однако если у помощника есть удостоверение о правах управления железнодорожным транспортом, то диспетчер разрешит ему самостоятельно довезти состав до ближайшей станции.

Хочется надеяться, что критических ситуаций на дороге не произойдет, обязанностей у помощника машиниста электропоезда хватает и без этого. Но все, что он делает, так или иначе способствует его становлению в профессиональном мастерстве и приближает его к главному – к работе машинистом.

Отправляясь с железнодорожного вокзала в поездку мы каждый раз поражаемся силе и мощи машины, которая приводит в действие огромный состав, состоящий из нескольких вагонов. Конечно, такой аппарат отличается сложностью в управлении, и в одиночку с ним справиться просто невозможно. Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник.

Отправляясь с железнодорожного вокзала в поездку мы каждый раз поражаемся силе и мощи машины, которая приводит в действие огромный состав, состоящий из нескольких вагонов. Конечно, такой аппарат отличается сложностью в управлении, и в одиночку с ним справиться просто невозможно. Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник. Другими словами, садясь в поезд, не стоит переживать о безопасности: двое профессионалов доставят вас к месту назначения быстро и в срок.

У вас может возникнуть вполне закономерный вопрос: поскольку современные поезда практически полностью автоматизированы, зачем сегодня нужна профессия помощника машиниста ? Неужели сам машинист не может справиться с управлением компьютеризированного локомотива? Нет, не может! Дело в том, что достаточно часто в процессе управления поездом возникает необходимость выполнения сразу нескольких технических операций в удаленных друг от друга местах. Кроме того, работа машиниста имеет ряд особенностей, позволяющих причислить эту профессию к очень сложным и опасным, поэтому помощник машиниста нередко выполняет функцию "страховки" на случай, если в пути машинист потеряет свою трудоспособность.

Кто такой помощник машиниста?


Работник железнодорожного транспорта, который входит состав локомотивной бригады. Местом работы данного специалиста являются все виды поездов разных сообщений и назначения (грузовые, пассажирские, электропоезда и т.д.).

Название профессии произошло от латинского слова māchina (орудие, устройство, механизм). То есть, само название прямо указывает на то, что речь идет о специалисте, который помогает управлять механизмом. Интересно, что изначально тех, кто управлял каким-либо механизмом называли просто "механик", и только позднее произошло перераспределение обязанностей специалистов: механиком стали называть человека, который разбирается в принципах действия механизма, а машинистом - профессионала, который механизмом управляет. Данная профессия возникла относительно недавно, а именно тогда, когда появились первые паровозы. В России это произошло в середине позапрошлого века.

Чем же занимается помощник машиниста? Прежде всего, нужно сказать, что помощник машиниста не просто дублер главного управляющего тепловозом или электровозом человека. У него своя, очень важная роль и свое место в кабине, а от деятельности помощника машиниста многое зависит. Работа помощника машиниста предполагает занятость во всех циклах поездки: до, во время следования и после:

  • до поездки помощник машиниста должен осмотреть тепловоз и проверить его техническое состояние, выявить возможные неисправности. Он должен также проверить сцепление локомотива с подвижным составом;
  • во время поездки помощник машиниста контролирует световые и звуковые сигналы на трассе и докладывает о них машинисту, обеспечивает радиосвязь и ее отличное состояние (а это очень важно и напрямую обеспечивает безопасность пассажиров, так как соединяет экипаж машины с диспетчерами). Он также следит за всеми показаниями приборов и датчиков и при необходимости предупреждает машиниста о неисправностях. Кроме того, данный специалист должен информировать машиниста где и когда нужно увеличивать или снижать скорость локомотива;
  • после поездки помощник осматривает локомотив, отцепляет его от подвижного состава и вместе с машинистом отводит на запасные пути.

Если подвести итог, то можно сделать вывод: деятельность помощника машиниста сводится к обеспечению безопасности движения пассажиров на транспорте, исправности подвижного состава и приобретении опыта и профессиональных навыков, которые впоследствии помогут специалисту самостоятельно управлять локомотивом.

Какими личностными качествами должен обладать помощник машиниста?


Поскольку профессиональные обязанности помощника машиниста мало чем отличаются от деятельности человека, ответственного за управление локомотивом, личностные качества данного специалиста, в первую очередь, должны включать в себя ответственность и дисциплинированность. Кроме того, важнейшими требованиями к помощнику машиниста являются:

  • хорошая реакция;
  • внимательность;
  • осторожность;
  • осмотрительность;
  • выносливость;
  • хорошая зрительная память;
  • способность быстро переключать внимание;
  • стрессоустойчивость;
  • острота зрения и слуха;
  • высокая координация движения;
  • склонность к работе с техникой.

Помощник машиниста - профессия, в которой не могут работать люди, не получившие специального образования. Знать нужно очень много: особенности следования поезда, работы локомотива, путей сообщения, а также досконально знать технические характеристики поезда, уметь считывать со сложных приборов показания и контролировать нормальную работу локомотива.

Преимущества профессии помощника машиниста

Основное преимущество профессии помощника машиниста заключается в высокой востребованности. Несмотря на активное развитие воздушного и морского водного транспорта, железная дорога в России до сих пор остается основным средством передвижения и перевозки грузов. Поэтому потребность в таких специалистах в ближайшие годы будет только возрастать.

Еще одним преимуществом этой профессии можно считать тот факт, что работа локомотивной бригады относится к высокооплачиваемым. Риски в профессии очень велики, и оплата должна быть достойной - на сегодняшний день, специалисты, принимающие непосредственное участие в управлении поездом, в среднем получают около 40-50 тысяч рублей.

Нельзя умолчать и о больших возможностях карьерного роста. Мало того, что после нескольких лет успешной работы помощник машиниста может стать машинистом или перейти на должность мастера или начальника участка в депо. В большой перспективе в этой профессии верхнего потолка карьеры вообще не существует - можно стать даже министром путей сообщения.

Так как техника постоянно усовершенствуется, помощник машиниста должен постоянно развивать свои технические навыки и получать новые знания, а это превосходная возможность повышать свой уровень эрудиции и "тренировать" мозг. Другими словами, специалист в данной области может смело считать себя интеллектуально развитым человеком, разбирающимся в последних достижениях науки и техники.

Ну и последнее, к работникам локомотивной бригады предъявляются повышенные требования с точки зрения здоровья (состояние здоровья как машиниста, так и его помощника контролируется перед каждой поездкой), поэтому представители этой профессии могут не беспокоиться о наличии каких-либо патологий и хронических заболеваний.

Недостатки профессии помощника машиниста

Недостатки профессии помощника машиниста связаны с тяжелыми условиями труда. Постоянная работа в замкнутом пространстве кабины локомотива, напряжение для зрения и слуха, вибрация, шум, дорожная пыль - все это сопровождает бригаду локомотива на протяжении рабочего дня. Это не исключает высокую степень усталости в конце рабочего дня, и помощник машиниста просто обязан хорошо отдыхать, что не всегда возможно. В противном случае усталость накапливается, что может привести к необратимым последствиям.

Стоит также отметить помощник машиниста - это профессия с высоким риском для жизни и здоровья специалиста. Катастрофы на транспорте, к сожалению, явление нередкое. Поэтому нельзя утверждать, что данная профессия абсолютно безопасна. При этом необходимо учитывать чисто психологический недостаток профессии - высокая степень ответственности за безопасность и жизнь людей, что ведет к повышенной тревожности.

Должностная инструкция

Наименование предприятия – ГУП «Московский метрополитен»

Структурное подразделение – электродепо ________________________

Должность – помощник машиниста электропоезда.

Общие положения.

1.1. Настоящая Должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность помощника машиниста электропоезда (далее помощник машиниста).

1.2. Помощник машиниста руководствуется в своей деятельности Правилами технической эксплуатации метрополитенов РФ, Инструкцией по сигнализации на метрополитенах РФ, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах РФ, другими нормативными актами Министерства транспорта Российской Федерации, нормативными документами Московского метрополитена по вопросам, относящимся к его должностным обязанностям, Местными инструкциями электродепо.

1.3. Помощником машиниста может быть назначено лицо не моложе 18 лет, с образованием не ниже среднего (полного) общего, прошедшее медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор, стажировку и имеющее свидетельство об окончании курсов подготовки по профессии «помощник машиниста электропоезда» и группу по электробезопасности не ниже 2-ой.

1.4. Помощнику машиниста при назначении на должность должны быть выданы (допускается выдача документов в электронном виде) под расписку:

– Правила технической эксплуатации метрополитенов РФ;

– Инструкция по сигнализации на метрополитенах РФ;

– Инструкция по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах РФ;

– настоящая Должностная инструкция;

– Местные инструкции по электродепо.

Помимо этого помощнику машиниста выдаётся трёхгранный ключ.

1.5. Помощник машиниста при переводе из одного электродепо в другое должен пройти инструктаж по охране труда, теоретическую и практическую подготовку с последующим испытанием в знании Местных инструкций, устройства электроподвижного состава, плана и профиля пути эксплуатируемой линии, особенностей техническо-распорядительных актов станций, практические испытания по работе на линии и маневровой работе и аварийно-тренировочные занятия.

1.6. По характеру выполняемой работы помощники машиниста подразделяются по работе, связанной:

– с перевозкой пассажиров;

– с маневровой работой в электродепо.

Обязанности помощника машиниста. Общие положения.

Помощник машиниста обязан.

2.1.1. Знать и выполнять требования:

– Правил технической эксплуатации метрополитенов РФ,

– Инструкции по сигнализации на метрополитенах РФ;



– Инструкции по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах РФ;

– настоящей Должностной инструкции;

– Инструкции по устранению неисправностей, возникающих на подвижном составе;

– Местных инструкций электродепо;

– правил и инструкций по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации электроподвижного состава;

– Правил внутреннего трудового распорядка;

– других руководящих документов, определяющих их обязанности.

2.1.2. Постоянно повышать свою квалификацию и уровень технических знаний.

2.1.3. При отсутствии действий со стороны машиниста электропоезда к снижению скорости или остановке перед сигнальным знаком «Остановка первого вагона», запрещающим сигналом, пассажиром, упавшим на путь и в других случаях, требующих экстренной остановки поезда, самому принять все меры к остановке поезда.

2.1.4. При внезапной утрате машинистом электропоезда способности управлять поездом, обязан остановить поезд, доложить поездному диспетчеру и вызвать через него, резервного машиниста или машиниста-инструктора. Далее действовать по указанию поездного диспетчера.

2.1.5. Обеспечивать безопасность движения и график движения поездов на основе неукоснительного выполнения Правил технической эксплуатации метрополитенов РФ и других нормативных документов.

2.1.6. Обеспечивать достоверность данных, вносимых им в маршрутный лист.

2.1.7. Ежемесячно посещать занятия по технической учёбе в соответствии с утвержденной в электродепо программой обучения. В случае непосещения технической учебы, в течение месяца по выходу на работу, проработать тематику пропущенной технической учебы с последующей проверкой знаний.



2.1.8. Проходить периодическую проверку знаний в квалификационной комиссии электродепо.

2.1.9. Являться на работу к месту заступления ко времени, определенному графиком работы или нарядом, не допуская опозданий.

2.1.10. При возвращении на работу после отпуска, болезни, командировки и т.п., явиться к нарядчику, сдать ему документы, освобождавшие от работы, и после этого получить у него назначение на смену, а в отсутствие нарядчика (выходной день) – у дежурного машиниста-инструктора или оператора. При перерывах в работе более 10 дней пройти дополнительный инструктаж установленным порядком.

2.1.11. О невозможности явки на работу по болезни или каким-либо другим причинам или невозможности прибытия к установленному нарядом времени работы, сообщить незамедлительно, но не позднее, чем за 3 часа до начала работы нарядчику, оператору электродепо, дежурному по электродепо или машинисту-инструктору.

2.1.12. При выполнении своих обязанностей быть в форменной одежде, опрятно одетым. В праздничные дни и дни, определённые руководством метрополитена, находиться на работе в белой форменной рубашке. Перед сменой иметь полноценный отдых.

2.1.13. Проходить в установленные сроки периодическое медицинское освидетельствование.Предоставлять работодателю медицинское заключение на следующий день после прохождения медицинского освидетельствования и до наступления рабочей смены.

2.1.14. При выполнении должностных обязанностей иметь при себе: служебное удостоверение со штампами на право прохода на объекты метрополитена; талон предупреждения; удостоверение о проверке знаний нормативных документов по электробезопасности и проверке знаний документов по промышленной безопасности и других специальных правил; маршрутный лист и трехгранный ключ.

2.1.15. Сообщить в отдел кадров электродепо адрес регистрации и фактического места жительства, контактный телефон и немедленно известить в случаях изменений вышеуказанных данных.

2.1.16. В административном отношении помощник машиниста подчиняется начальнику электродепо и заместителю начальника электродепо по эксплуатации, а в оперативном отношении подчиняется машинисту-инструктору, поездному диспетчеру, дежурному по электродепо, оператору электродепо и обязан выполнять их распоряжения.

2.1.17. Являться по требованию начальника электродепо и (или) заместителя начальника электродепо по эксплуатации:

– на собеседование по вопросам безопасности движения поездов (не реже одного раза в год);

– на тестирование или собеседование к психологу.

2.1.18. Быть вежливыми и предупредительными во взаимоотношениях с работниками метрополитена и пассажирами и требовать от них выполнения Правил пользования метрополитеном.

2.1.19. В случае угрозы наезда на людей, препятствие или при обнаружении признаков, угрожающих безопасности движения, принять меры к немедленной остановке поезда (состава) и подать машинисту команду «Стой».

2.1.20. Проявлять бдительность и обеспечивать безопасность движения управляемого поезда (состава) и перевозимых пассажиров. К ведению поезда относиться как к ответственному производственному процессу, быть в постоянной готовности к нестандартным ситуациям в пути следования, всегда быть готовыми к принятию экстренных мер по обеспечению безопасности движения в соответствии с действующими рекомендациями.

2.1.21. В случаях, требующих особой бдительности (при сигналах светофоров и других сигналах, требующих остановки или уменьшения скорости, при въезде поезда на станцию, следовании первым поездом, при включенном рабочем освещении тоннеля, при следовании по стрелочным переводам, соединительным ветвям и др.), помощник машиниста обязан встать, взяться за ручку стоп-крана и быть готовым применить при необходимости экстренное торможение.

2.1.22. Не оставлять рабочее место, если не произведена смена по окончании работы в установленное время. Проинформировать об этом поездного диспетчера, вызвать через него навстречу резервного помощника машиниста.

2.1.23. При возникновении неисправности электроподвижного состава принять все необходимые меры к её устранению. При покидании машинистом кабины управления для устранения неисправности поддерживать связь с поездным диспетчером и вести информацию пассажирам в салоны вагонов по громкоговорящему оповещению, согласно утвержденному перечню.

2.1.24. При угрозе наезда на подвижной состав или препятствие помощник машиниста имеет право покинуть рабочее место только после принятия необходимых мер к экстренной остановке.

2.1.25. В случае вынужденной остановки поезда на перегоне и угрозе безопасности пассажиров, при невозможности продолжить движение, совместно с машинистом организовать высадку и вывод пассажиров на станцию установленным порядком.

2.1.26. При передаче речевого сообщения пассажирам по поездному радиооповещению обеспечить чёткость передачи информации, используя при этом установленный набор фраз и речевых сообщений.

помощники машинистов обязаны:

1.1.1. Знать и точно выполнять требования правил, инструкций, приказов и других нормативных актов, указанных в пункте 1.2. настоящей Инструкции.

1.1.2. Являться на работу в сроки, определяемые графиком работы или по вызову дежурного предприятия-владельца машины.

1.1.3. При невозможности явки на работу к установленному сроку немедленно сообщать об этом дежурному по предприятию.

1.1.4. Проходить в установленном МПС порядке предрейсовый медицинский осмотр и инструктаж по безопасности движения и технике безопасности. На станциях, где организован медицинский осмотр локомотивных бригад, машинист машины и его помощник обязаны пройти предрейсовый медицинский осмотр порядком, установленным для работников локомотивных бригад, с постановкой штампа в маршрутном листе за подписью медицинского работника с указанием даты и времени прохождения осмотра. Перед отправлением со станций, где медицинский осмотр отсутствует, а также в случае выезда на ликвидацию повреждения сооружений и устройств, контроль за работоспособностью машиниста и его помощника возлагается на дежурного по станции, с отметкой штампом и подписью в маршрутном листе.

1.1.5. На работе иметь при себе:

Машинист - свидетельство на право управления машиной или удостоверение личности с отметкой о сдаче в отдел кадров свидетельства на право управления машиной, маршрутный лист и формуляр машиниста, талон предупреждения, удостоверение формы РБУ-9, акт полугодового (годового) контрольно-технического осмотра, журнал технического состояния машины формы ТУ-152, журнал учета работ и периодических технических осмотров, расписание движения поездов, выписки из ТРА станций, установленных скоростях движения поездов на обслуживаемом участке;

Помощник машиниста - свидетельство помощника машиниста, талон предупреждения, выписку об установленных скоростях движения поездов на обслуживаемом участке.

1.1.6. Выполнять оперативные распоряжения дежурного по предприятию - владельцу машины, машинистов-инструкторов, обслуживающих данный участок.



1.1.7. Перед выездом машинист должен убедиться в исправности машины и прицепных единиц, обращая особое внимание на работу тормозов, состояние двигателя, ходовых частей, рессорного подвешивания, тормозного оборудования, в правильности сцепления с вагонами или прицепами, правильности погрузки и крепления груза и рабочих органов в транспортном положении, обеспечении габарита подвижного состава и груза, проверить наличие поездного сигнала, а также сигнальных принадлежностей, запасных частей и инструмента, аптечки с набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи, исправности радиосвязи.

1.1.8. Машины, отправляемые на перегон, рассматриваются как поезд и отправляются дежурным по станции с разрешения поездного диспетчера. При отправлении их с начальных станций дежурный по станции проверяет наличие у машиниста:

Свидетельства на право управления;

Формуляра машины формы ТУ-57;

Удостоверения формы РБУ-9;

Акта полугодового (годового) контрольно-технического осмотра, в том числе прицепа в случае выезда с прицепной нагрузкой;

Акта квартального технического осмотра со штамп-справкой на право пользования устройствами автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа и контроля бдительности машиниста, оформленного маршрутного листа, выданного предприятием приписки машины;

Разрешения на право движения по сети железных дорог.

Исправность радиосвязи должна быть проверена путем прямых переговоров машиниста и дежурного по станции отправления и подтверждена в маршрутном листе штампом и подписью дежурного по станции. При неисправности или отсутствии средств связи, машинист в случае вынужденной остановки на перегоне, осуществляет связь с дежурным по станции или поездным диспетчером, в порядке, установленным ПТЭ.

1.1.9. При приемке и сдаче машины, а также на стоянках в пути следования производить техническое обслуживание машины, строго соблюдая установленные требования нормативных документов и локальных актов по этому вопросу.

1.1.10. Не допускать эксплуатацию машины с истекшими сроками проверки шунтирующего устройства, поездной радиосвязи, автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа и других приборов безопасности (при их наличии), а также выхода в рейс машины при неисправности хотя бы одного из этих устройств.

1.2. При ведении машины и выполнении маневровой работы машинист машины и помощник машиниста обязаны:

1.2.1. Выполнять установленные на железной дороге регламент переговоров между машинистом и помощником машиниста, между бригадой машины и поездным диспетчером или дежурными по станциям взаимного контроля за работоспособностью и другие формы проверки бдительности.

1.2.2. Соблюдать рациональные режимы вождения машин, обеспечивая выполнение графика и требования безопасности движения. Не допускать вождения машин с превышением прицепной нагрузки, перегрузок узлов и агрегатов машины.

1.2.3. Выполнять приказы, оперативные распоряжения диспетчеров, дежурных по станциям и других должностных лиц, ответственных за организацию движения поездов и производство маневров на обслуживаемом участке и станциях.

1.2.4. Контролировать в установленном порядке работу устройств безопасности и радиосвязи, узлов и агрегатов машины, проверять их состояние, в том числе противопожарное. Особое внимание уделять проверке состояния деталей экипажной части и буксового узла колесных пар, креплению рабочих органов машины в транспортном положении при стоянках на промежуточных станциях.

1.2.5. При выявлении неисправности машины принимать все необходимые меры к быстрейшему ее устранению, а при невозможности устранения в установленный норматив времени - освобождению перегона, не допуская сбоя графика движения поездов.

1.2.6. Не допускать вмешательства посторонних лиц в работу устройств и систем безопасности, установленных на машине.

1.2.7. Не покидать кабину управления при следовании на запрещающий сигнал светофора, проявляя особую бдительность.

1.2.8. Экономно расходовать топливно-энергетические ресурсы, смазочные и другие материалы, содержать в исправном состоянии инвентарь, инструмент и индивидуальные средства защиты.

1.3. По окончании смены машинист и помощник машиниста обязаны:

1.3.1. Очистить машину от пыли и грязи, слить конденсат из влагомаслоотделителей, заглушить двигатель. При уходе с машины затормозить ее ручным тормозом, закрыть кабину на ключ, подложить тормозные башмаки с обеих сторон. Оставлять кабину машины машинисту не разрешается без согласования с дежурным по станции. Стоянка машины на станционных путях и в тупиках должна быть согласована с дежурным по станции.

1.3.2. Сдать в установленном порядке оформленный маршрутный лист машиниста, формуляр машиниста, бланки предупреждений об ограничении скоростей движения, ключи управления машиной и от кабин машиниста дежурному по предприятию-владельцу машины

1.3.3. О всех выявленных недостатках, угрожающих безопасности движения, произвести запись в бортовой журнал и доложить дежурному по предприятию.

1.3.4. При допущенных случаях брака в поездной и маневровой работе, отказов узлов и агрегатов машины, нарушений графика движения - предоставить начальнику предприятия-владельца машины письменный рапорт с отражением обстоятельств и причин происшедшего

1.4. Машинист машины обязан:

1.4.1. Обеспечивать безопасность движения в соответствии с требованиями ПТЭ, других правил, инструкций, приказов, указаний и иных нормативных актов МПС.

1.4.2. Руководить работой лиц, входящих в состав бригады машины, контролировать их действия, обеспечивая выполнение работ без нарушения графика движения поездов и плана маневровой работы.

1.4 3. Выполнять установленные технологии вождения машин и производства маневровых работ.

1.4.4. Обеспечивать достоверность данных, вносимых в маршрут машиниста и другие учетные документы.

1.4.5. На старшего машиниста дополнительно возлагаются обязанности по обучению прикрепленных к машине экипажей передовым методам вождения машин, выполнения маневровой работы и технического обслуживания машин, контролю за качеством выполнения ими должностных обязанностей.

1.5. Помощник машиниста машины обязан:

1.5.1. Обеспечить безопасность движения в соответствии с требованиями ПТЭ, других правил, инструкций, приказов, указаний и иных нормативных актов МПС.

1.5.2. Своевременно и точно выполнять поручения машиниста по уходу за машиной, и техническому обслуживанию, узлов и агрегатов машины, закреплению ее от самопроизвольного ухода, а также следить за прохождением встречных поездов.

1.5.3. При следовании на запрещающий сигнал светофора сообщать машинисту показание сигнала, величину давления в тормозной магистрали. При отсутствии действий со стороны машиниста к остановке машины самому принимать меры по предотвращению проезда запрещающего сигнала.

1.5.4. При внезапной утрате машинистом способности управлять машиной - остановить машину, закрепить ее в установленном порядке от самопроизвольного ухода, по радиосвязи передать сообщение об этом машинистам ближайших поездов, поездному диспетчеру или дежурному по станции. Порядок дальнейших действий в таких случаях определяется поездным диспетчером исходя из конкретных условий.

Загрузка...