Бизнес. Личная эффективность. Мотивация. Самообразование. Заработок

Презентации развитие диалогической речи в начальной школе. Презентация " формирование связной речи"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Развитие речи учащихся начальных классов Смирнова Лидия Александровна учитель начальных классов КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №1»

2 слайд

Описание слайда:

Развитие речи младших школьников – одна из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов. Речь ребенка - показатель общего развития его личности. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности усваивать школьные предметы, свободно общаться как со своими сверстниками, так и со взрослыми.

3 слайд

Описание слайда:

Речь учащихся Речь учащихся часто бывает бессвязна, логически непоследовательна, невыразительна. Речевое однообразие, бедность языковых средств свидетельствуют не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать людей, природу.

4 слайд

Описание слайда:

Развивать речь детей – значит постоянно работать над ее содержанием, учить построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мысли. Одна из главных задач педагога – научить детей рассуждать, мыслить. А размышлять может лишь тот, кто умеет говорить. Как развивать речь детей

5 слайд

Описание слайда:

Основная цель всех видов работ по развитию речи – это умение составлять текст, то есть выражать свои мысли, знания, чувства в развернутых высказываниях. Эту цель нельзя достичь без формирования различных речевых умений.

6 слайд

Описание слайда:

В развитии речи можно выделить три направления: 1. работа со словарем; 2. работа над словосочетанием и предложением; 3. работа над связной речью.

7 слайд

Описание слайда:

Слово – основная значащая единица языка Признак развития человека – богатый словарный запас. Поэтому, начиная с раннего возраста, работе со словарем придается большое значение. В начальной школе словарная работа проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности. В ходе словарной работы я выделяю несколько направлений: 1. обогащение словарного запаса (усвоение новых слов); 2. активизация словаря (включение новых слов в речь, составление предложений, точное применение слова); 3. уточнение словаря (различие между синонимами, подбор антонимов, умение анализировать многозначность слов); 4. исправление ошибочных выражений, ударений.

8 слайд

Описание слайда:

Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.

9 слайд

Описание слайда:

С первых дней обучения в школе проводится целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме в виде различных упражнений. Фонетическая зарядка. Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду…) Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж…) Как кричит осел? (Иа-иа!) Как вскрикивают от испуга? (Ой!) Самолёт взлетает: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползёт змея: ш-ш-ш. Муха бьётся в стекло: з-з-з.

10 слайд

Описание слайда:

Чтение чистоговорок Жа-жа-жа - есть иголки у ежа. Ло-ло-ло - на улице тепло. Лу-лу-лу - стул стоит в углу. Оль-оль-оль - мы купим соль. Ра-ра-ра - начинается игра. Ги-ги-ги – Гена, маме помоги. Га-га-га – У меня болит нога. Гу-гу-гу – Мыть посуду не могу. Ги-ги-ги – Не гуляй из-за ноги. Гу-гу-гу –Вот гулять то я могу Га-га-га – Не болит уже нога. (При чтении раздела «О труде и трудолюбии» Шо-шо-шо –Буду делать хорошо. Ать-ать-ать – Дома маме помогать. Жать-жать-жать- Малышей не обижать. Ать-ать-ать – Взрослых уважать. Рать-рать-рать – Никогда не врать. Рить-рить-рить- Грубых слов не говорить Ся-ся-ся – Хорошо учиться (При чтении раздела «Что такое хорошо и что такое плохо» Чтение скороговорок. Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день. У маленькой Сани сани едут сами. У Сени и Сани сом с усами. Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. У ужа- ужата, У ежа – ежата. Коси коса, пока роса. Роса долой и мы домой.

11 слайд

Описание слайда:

Проведение игры " Я начну, а вы продолжите…" Плачет киска в коридоре. У нее большое горе. Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски! Качу, лечу во весь опор. Я сам шофер, я сам мотор. Нажимаю на педаль И машина мчится вдаль… Подарил мне папа льва, Ох и струсил я сперва. Я два дня его боялся, А на третий он сломался.

12 слайд

Описание слайда:

Замени фразеологические обороты словами-синонимами. В час по чайной ложке (медленно) Рукой подать (близко) Кривить душой (лгать) Повесить нос (грустить) Себе на уме (хитрый) Гонять лодыря (бездельничать) Во все лопатки (быстро) Раз два и обчелся (мало) Куры не клюют (много) Кожа да кости (худой)

13 слайд

Описание слайда:

Подбери слова, противоположные по смыслу Подбери слова близкие по значению Ум-глупость. Храбрость- трусость. Богатство- бедность. Печаль- радость. Слабый – сильный. Сладкий- горький. Здоровый – больной. Маленький – большой Свежесть –прохлада, холодок. Ребята – дети, школьники. Бой – битва, сражение. Работа – дело, труд. Зной – жара, духота.

14 слайд

Описание слайда:

Упражнение «Скажи наоборот»: У Пьеро лицо грустное, а у Буратино... У Мальвины волосы светлые, а у Карабаса Барабаса... У Карабаса Барабаса волосы длинные, а у Пьеро... У Мальвины волосы кудрявые, а у Пьеро... У Буратино глаза добрые, а у Карабаса Барабаса... У Буратино нос длинный, а у Мальвины...

15 слайд

Описание слайда:

Отгадывание загадок. Работа по развитию у детей навыков доказательств при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки, способствует развитию навыка построения сложных предложений. Разные загадки об одном предмете активизируют словарь, показывают, как дети понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку. Лежал, лежал Да в речку побежал. Белые мухи на поле сели.

16 слайд

Описание слайда:

Пояснение пословиц Чище мойся – воды не бойся. Себя губит, кто других не любит. Худо тому, кто не делает добра никому. Труд человека кормит, а лень портит. Птица красна пером, а человек - умом. Январь – году начало, а зиме – середина.

Овладение диалоговой речью занимает важное место в системе работы по развитию коммуникативных навыков детей. Как развить в ребенке стремление к общению, на что педагогу необходимо обращать особое внимание при обучении детей ведению диалога – рассказывает автор статьи.

Сегодня уже стали привычными слова о том, что у детей необходимо развивать общеучебные навыки (или универсальные учебные действия (УУД), ключевые компетентности), среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т. д. В процессе обучения этому уделяется большое внимание, но факт остается фактом – выпускники школ в большинстве своем не обладают перечисленными умениями.

Для того чтобы перечисленные умения у ребенка сформировались, педагоги усиленно работают над развитием речи. Они убеждены, что если эта деятельность успешна, то умения выслушать, поспорить, привести аргументы, распределить роли в группе возникнут сами собой. Педагог уверен, что, работая над словарным запасом и развитием связной речи детей, он сможет вывести их на уровень свободного общения в диалоге. При этом учитель надеется на активное участие детей в диалоге, самостоятельность в суждениях, рефлексию, но, увы, мы наблюдаем обратное. Почему? Наверное, объективные причины кроются в неумении детей взаимодействовать друг с другом, участвовать в диалоге, адекватно оценивать себя и других.

Рассмотрим и сравним понятия "развитие речи" и "развитие речевой деятельности", так часто отождествляемые педагогами.

Говоря о формировании коммуникативных умений и имея в виду в первую очередь умения диалогические, вспомним, что диалог – первичная, наиболее естественная форма речи в младшем школьном возрасте. Но входит ли она в понятие "развитие речи"? Сначала дадим определения понятий "речь" и "речевая деятельность".

Речь – это способ формулирования и формирования мысли посредством языка. Речевая деятельность – форма коммуникативно-общественной деятельности (вербального общения), представляющая собой взаимодействие людей при помощи речи. Любая деятельность человека имеет следующую структуру: потребности и мотивы; цели; условия и средства достижения целей; действия, операции, входящие в способы достижения целей; результат.

Следовательно, речевой деятельностью можно назвать активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения.

Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением синонимов, антонимов и др.); развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных – описания, повествования, рассуждения).

Этим занимается каждый педагог, организуя свою педагогическую работу и деятельность детей. Заметьте, что задача развития диалогической речи ребенка даже не ставится. Подразумевается, что ребенок должен сначала овладеть определенными речеведческими знаниями, чтобы участвовать в диалоге, а потом уже в него вступать. Педагоги в большинстве своем надеются, что если они обогатят словарный запас ребенка, научат уместному употреблению синонимов, дадут схему построения текста (высказывания), то при дальнейшем обучении он сможет участвовать в диалоге, свободно и виртуозно владеть навыками его ведения.

Но откуда берется уверенность в том, что все должно получиться автоматически? Каким образом диалог возникнет сам собой? Почему мы забываем о диалоге как особой – первичной – форме речи ребенка?

Впоследствии педагоги среднего звена негодуют на педагогов начального – не научили дискутировать, выражать свою точку зрения, элементарно взаимодействовать со сверстниками (не говоря о продуктивном сотрудничестве) и пытаются сходу навязать диалог в 5-м и последующих классах. Но, к сожалению, "готовых" диалогичных детей не бывает. Не следует их путать с детьми, умеющими просто поддержать беседу "о погоде" и ответить на вопросы фронтального характера.

Представьте, что у ребенка богатый словарный запас, он знает, что и как говорить, умеет подобрать синонимы, построить предложение, текст. Но упорно молчит, не вступает в диалог. Что делать в такой ситуации? Необходимо вспомнить о мотивах, о потребности ребенка говорить. К сожалению, мы не поддерживаем и не развиваем эту потребность. Придерживаясь тематических планов, не учитываем потребности детей в диалоге.

Потом мы сталкиваемся с тем, что дети не хотят участвовать в диалоге, они действительно разучились (парадокс!) при развитой речи высказываться в группе, классе, отстаивать свое мнение, не хотят вступать в дебаты, потому что ранее их никто и ни о чем не спрашивал. Получается, мы развиваем лишь речь детей (как средство речевой деятельности), с помощью которой, как нам кажется, они заговорят, а развивать надо речевую деятельность . И это важнейшая задача педагога начальной школы.

Для развития речевой деятельности необходимы: поддержка мотивации общения; помощь в достижении цели речевой деятельности – воздействие говорящего (пишущего) на партнера общения, следствием которого являются изменения, происходящие в его информационном поле (понимание – непонимание, вербальная – невербальная реакции – результат); создание условий и средств для достижения цели; формирование умений оперировать способами (действиями, операциями) по достижению цели; формирование умений создавать "продукт" речевой деятельности – содержательное умозаключение (чтение, слушание), текст (говорение, письмо).

Таким образом, развитие речи – это лишь средство и способ реализации речевой деятельности.

Поддержка мотивации общения – самое главное, с чего начинается развитие речевой деятельности и обучение продуктивному диалогу. Подчеркнем, что речь идет не о беседе, не о фронтальной работе, а о диалоге, в ходе которого детьми вместе с педагогом решаются определенные задачи.

Общеизвестно, что младший школьный возраст – период "задавания" детских вопросов. И именно этап обучения детей постановке вопросов является мотивирующим моментом для ребенка, а умение формулировать вопросы – отправным пунктом в решении задач развития речевой деятельности детей в учебном диалоге.

Стремление детей спрашивать мотивировано естественным образом, и эту мотивацию надо укреплять. Необходимо не только разрешать детям задавать вопросы и поощрять их в этом, но и обучать постановке вопросов, опираясь на детский речевой субъектный опыт.

Не надо осекать малыша, нужно поддерживать его естественную, природную потребность говорить и воспитывать ребенка не "хорошо отвечающего", а "хорошо спрашивающего" (Г.А. Цукерман), причем спрашивающего не только учителя, но и сверстника, и самого себя (ожидаемые нами умения рефлексии, контроля, совершенно отсутствующие у наших детей). Тогда можно будет надеяться, что мы воспитываем самостоятельную личность, способную совершать выбор, работать с информацией, нести ответственность за свои поступки и т. д.

Приведем пример организации педагогом работы по развитию у детей начальных классов инициативы в спрашивании и зарождению диалога.

Педагог: Ребята, я составила предложение из четырех слов. Назову их: "оса", "догонять", "шмель", "полосатый". Составьте мое предложение.
(В первый раз надо все пояснить.) Слова даны так, как пишут ученые в словарях – называется исходная, начальная форма. Вы же изменяйте слова так, как мы употребляем их в речи. Например, есть слова "мама", "купать", "маленький", "дочка". Составьте предложение, изменив слова так, как мы говорим. Согласна с вами: "Мама купает маленькую дочку".

Конечно, не надо забывать и о том, что на уроках вы с детьми достаточно составляли предложений до того момента, как приступите к выполнению этого задания.

Если это период обучения грамоте, то для читающих детей слова могут быть написаны печатными буквами на доске. Для остальных можно приготовить предметные картинки с нарисованными осой и шмелем; слово "полосатый" уже не забудется – на картинках оно в изображении самих насекомых, останется только напоминать про глагол, если при составлении предложения дети будут забывать его.

Дети предлагают варианты, но не угадывают предложения педагога. Принимаются все варианты предложений, которым ни в коем случае не дается оценка (словесная, не путайте с отметкой): "неправильно", "неверное предложение, подумай еще", "да разве может быть такое предложение?" и др.

В отсутствии оценки высказываний детей также проявляется ваша диалогичность, дети должны раз и навсегда почувствовать, что их мнение имеет право на существование, оно такое же равнозначное, как и мнение взрослого, но свое, детское. Поэтому не спешите оценивать, иначе вновь вся работа (начиная с самооценки – рефлексия, контроль), которая должна проводиться ребенком, будет проведена вами. Как можно потом, забрав с самого начала все в свои руки, упрекать детей в несамостоятельности, безынициативности? Педагог может использовать следующие фразы.

Педагог: Интересное предложение, но мое другое… Такое предложение имеет право на существование, но это не мое – у меня другое… Необычное предложение ты составил! Но все же не такое, как у меня…
Педагог: Можно сразу однозначно угадать мое предложение?
Дети убеждаются в том, что нельзя угадать предложение взрослого.
Педагог: Да, ребята, гадать, наверное, не стоит. А как же узнать, какое я предложение составила?

Если вдруг найдется ребенок, который сам скажет, что надо у вас спросить что-то относительно задуманного вами предложения, то можно с радостью аплодировать! Ребенку. Значит, есть инициатива! Пусть он выскажется неграмотно, путано, но вы поддержите его: "Да, я согласна, можно спросить у меня про предложение, задать мне вопросы". Если нет…

Педагог: Как можно узнать у меня, каково мое предложение? Я вам что задаю? (Вопросы.) И? (Пауза.) Согласна, вы тоже можете мне задать вопросы.

В зависимости от особенностей детей можно попробовать предложить им обсудить в парах, небольших группах, о чем можно спросить педагога. Можно работать и всем вместе.

Все возможные вопросы детей педагог принимает и фиксирует любым доступным для детей способом: схематическими рисунками, значками и др. Можно вовлечь детей в отыскание способа фиксирования мнений. После фиксации каждого вопроса педагог отвечает на сам вопрос.

Возможные вопросы детей к педагогу по его предложению:

Дети: В вашем предложении кто догоняет – шмель или оса?
Педагог: Отвечаю: "Шмель".
Дети: Кто у вас "полосатый"?
Педагог: Отвечаю: "Оса".
Дети: Шмель один?
Педагог: Отвечаю: "Много".
Дети: А сколько ос?
Педагог: Отвечаю: "Одна".
Педагог: Составьте мое предложение!
Дети: Шмели догоняют полосатую осу!
Педагог: Верно! Ваши вопросы помогли это сделать.

Допустимо, что дети могут спрашивать так, как спрашивается: "Кто кого догоняет?", "Много их там, шмелей?" и т. д. Главное – чтобы остальным детям и педагогу был понятен смысл вопроса. Во 2–4-х классах эти же вопросы будут звучать уже по-иному: "Кто выполняет действие в вашем предложении?"; «Слово "полосатый" – признак подлежащего?»; «Слово "шмель" стоит в форме единственного или множественного числа?»; "Действие происходит сейчас или в прошлом (будущем) времени?" и т. д.

Обучая детей диалогу, важно помнить и о едином предмете диалога, т. е. предметности сотрудничества, учить этому детей, тогда диалог будет не просто лишь формой общения (диалог ради диалога, так называемая вопросно-ответная форма, часто псевдодиалогичная), но именно диалогом продуктивным, направленным на совместное с педагогом и сверстниками решение задач.

В сознании педагогов, к сожалению, почти отсутствует представление о том, что ребенок всегда имеет собственную ненормативную точку зрения по любому обсуждаемому на занятии, уроке вопросу. В детской ошибке обычно усматривают "недоученность, недомыслие, а не возрастное своеобразие мысли, не особое, закономерное виденье предмета" (Г.А. Цукерман).

В приложении представлен урок русского языка в 1-м классе, взятый из реальной практики (по экспериментальным исследованиям Г.А. Цукерман и ее сотрудников). На примере данного урока можно рассмотреть процесс сохранения педагогом предметности учебного сотрудничества. Такая ситуация может возникнуть и на занятиях в детском саду, и на уроках в начальной школе в период обучения грамоте.

Данный урок наглядно показывает как, материализуя разные точки зрения, учитель помог классу решить сразу четыре задачи:

  • потренироваться в звуковом анализе;
  • увидеть разницу звуков и букв;
  • уловить разницу значения и звучания слова (задача нетривиальная для детей с наивным, натуральным языковым сознанием, для которых "слово прозрачно для предмета");
  • обнаружить, что за разными ответами стоят умные, правильные мысли, что ошибочных ответов нет, но бывают ответы на незаданные вопросы.

Говоря о диалоге, хотелось бы обратить внимание на то, что дети, как правило, ориентированы на педагога ("эффект подсолнуха", по Г.А. Цукерман). Именно ему они адресуют свои высказывания, от него ждут отклика и оценки, на уроке они не слышат высказываний сверстников, и их мнение не является авторитетным. Вспомните, как строит свою речь педагог: "Скажите МНЕ…", "Все глазки на МЕНЯ…"; следствие этого – детские фразы: "А ОН сказал…". Стоит только исключить педагогу из своей речи глаголы в прошедшем времени: "ВстаЛИ…", "ДостаЛИ учебники…" и отражать в словах факт своего сопричастия к учению, совместного сотрудничества: "ОткроЕМ тетради… ЗапишЕМ число…", как мы обнаружим, что стали ближе детям, а значит, по-настоящему диалогичнее.

Атырауская область

Курмангазинский район

Средняя школа имени Абая

Методический материал учителя

английского языка

Тюякпаевой Данны Аскаровны

Тема работы:

«Основные компоненты процесса развития

диалогической речи, в условиях раннего обучения английскому языку»


Под диалогом понимается форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. В основе любого диалога лежат различные высказывания, комбинирование которыми составляет его сущность. Многие преподаватели уже давно оценили широкие возможности, сочетающиеся с минимальными затратами времени и объективностью результатов. Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речей собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего. В этом и состоит актуальность исследуемой нами проблемы. Объектом исследования является процесс развития навыка диалогической речи. Предметом исследования было избрано диалогическое общение, а именно диалог-образец, обеспечивающий наивысшую эффективность развития навыка говорения, - то есть творческое использование диалогов-образцов для совершенствования учебно-воспитательного процесса в каждой методике. Цель работы - разработать систему упражнений по обучению диалогической речи на уроках иностранного языка и выявить условия ее эффективного функционирования на раннем этапе обучения. Задачи в работе с диалогической речью: 1. Определить научные основы и методы процесса обучения устной речи, умений и навыков; определить наиболее оптимальные пути проведения тренировочных упражнений в изучении иностранного языка посредством диалогов; 2. Разработать наиболее эффективную систему речевых упражнений для обучения диалогической речи; 3. Опытно-экспериментальным путем проверить и оценить эффективность разработанных путей и средств обучения диалогической речи; 4. Опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации по совершенствованию процесса развития навыков диалогической речи. Гипотеза исследования: если диалоги-образцы будут отвечать требованиям программы по иностранным языкам и соответствовать возрастным особенностям детей, то будут обеспечены ожидаемые результаты использования диалогов для понимания иноязычной речи и умения общаться на иностранном языке.


Английский язык на раннем этапе изучения

Формирование и

развитие

языковой,

речевой и

социокультурной

компетенции

путем развития

диалогической

речи.

Формирование

навыков

чтения, письма и

говорения на

начальном

этапе обучения.

Развитие у школьников

способности

представлять

свою

страну и культуру в

условиях

иноязычного

межкультурного

общения.

Использование эффективных

форм работы

при изучении и закреплении лексического и грамматичекого

материала.

Формирование у

школьников

уважения

к другим народам

и культурам.

Развитие интеллектуальных

и творческих способностей

учащихся


1. Определить научные основы и методы процесса обучения

устной речи, умений и навыков; определить наиболее

оптимальные пути проведения тренировочных упражнений в

изучении иностранного языка посредством диалогов;

2. Разработать наиболее

эффективную систем речевых упражнений для

обучения диалогической речи;

3. Опытно-экспериментальным путем проверить и

оценить эффективность разработанных

путей и средств обучения диалогической речи;

4. Опираясь на результаты исследования,

разработать методические

процесса развития навыков диалогической речи.

  • Работа с развитием дилогической речи учащихся на начальном этапе обучения возможна с помощью применения двух, основных технологий:

1 . Игровая технология .

В процессе обучения иностранному языку нам приходится формировать программы с учетом интересов учащихся. За основу взята стандартная программа, которая дополняется тематическими диалогами, текстами, электронными презентациями. В работе по данной программе учащимся предоставляются для просмотра и прослушивания аудиосказки, музыкальные клипы, звуковые презентации, где непосредственно слышится речь носителя языка. Это является мощной мотивацией для изучения языка. В этом случае в группах широко могут применяться различные виды игровой технологии- кроссворды, ролевые игры. Этому предшествует тематическая подготовка учащихся, повторение лексики, разговорных формул, фразеологических оборотов.

Проигрывается диалог, который составляется учащимися самостоятельно. Кроме темы лексики широко включаются разговорные формулы, приветствия, благодарности, предложения, отказ. Для более прочного усвоения лексики учащиеся диалога меняются ролями. Оценивается уровень знаний, творческий подход.

2.Сценарно – контекстная технология .

Чтобы научить общению на иностранном языке, в частности, английском нужно создать реальные настоящие жизненные ситуации, то есть то, что называется принципом аутентичности общения, которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Она основана на принципах живого общения, в условиях приближенных к реальности.

В основе современных методов обучения диалогу на начальной стадии обучения английскому языку лежат такие категории общения как: ситуация, роль, позиция, общность, вид и сфера коммуникации, которые рассматриваются в современной науке, как модели речевой коммуникации. Важнейшим из перечисленных методов обучения является коммуникативная (речевая) ситуация. Коммуникативная ситуация , как метод обучения диалогу, состоит из четырех факторов:

При обучении английскому языку на начальном этапе осуществляется и процесс интеграции, который проявляется прежде всего в том, что усвоение различных аспектов английского языка, его фонетики, грамматики, лексики происходит не отдельно, как неких дискретных компонентов языка, а интегрированно. Учащиеся схватывают и усваивают их в процессе выполнения речевых действий, реализация которых может требовать употребления слова, словоформ, словосочетания, сверхфразового единства и, наконец, текста, обусловленных ситуациями общения. Принимая во внимание данный специфический принцип обучения английскому языку на начальном этапе, можно сформулировать правила, соблюдение которых поможет учителю английского языка реализовать этот принцип.


Правило 4

Благоприятные условия для

общения на английском языке .

Правило 1

Отбор ситуаций.

Правило 2

Правило 5

Коммуникативность заданий.

Многократность и новизна.

Правило 3

Участие каждого в общении

на английском языке.

  • Принцип дифференциации и интеграции Правило 1. Учет специфики каждого вида речевой деятельности. Правило 2. Использование речи учителя и звукозаписи для аудирования. Правило 3. Обучение монологической речи, исходя из особенностей каждой формы.Правило 4. Обучение чтению вслух на английском языке и про себя с учетом особенностей каждой формы. Правило 5. Отработка аспектов английского языка в речевых единицах. Правило 6. Использование полупечатного шрифта в обучении письму. Поскольку у младших школьников еще невелик опыт коллективного общения и он учится не только общению на английском языке, но и общению вообще, предусматривается опора на осознание учащимися образцов общения на родном языке, осознание коммуникативной функции той или иной языковой единицы. Реализация этого принципа осуществляется через систему познавательных задач, решая которые, дети "открывают" законы родного языка. На основе этого осознания происходит ознакомление детей с формой и функциями соответствующих единиц английского языка. Исходя из этого, можно наметить некоторые правила - следование которым позволяет реализовать этот принцип в учебно-воспитательном процессе. Принцип опоры на родной язык: Правило 1. Показ общности в русском и английском языках. Правило 2. Формирование общих учебных умений. Правило 3. Использование сходства и различий в графике. Правило 4. Использование сходства и различий в произношении русского и английского языков. Правило 5. Использования переноса и избежание интерференции в обучении английской лексике и грамматике.
  • Установлено, что для каждого вида речевой деятельности характерен свой "набор" действий и даже свое лексико-грамматическое оформление. Это позволило сформулировать методический принцип дифференцированного подхода в обучении английскому языку . При этом дифференциация осуществляется как бы на разных уровнях обобщения - проводится четкое разграничение в обучении английскому языку: устной и письменной речи; в обучении говорению и аудированию, монологической и диалогической речи; в обучении чтению вслух и про себя на английском языке ; в обучении графике и орфографии. Исходя из высшее указанного, на своих уроках в на начальном этапе, выявили самые приемлемые формы развития диалогической речи – это: диалогическая беседа и ролевая игра. Любая диалогическая речь должна быть построена согласно следующей последовательности:
  • Вступление (зачин),
  • Развитие темы разговора,
  • Концовка.

Правило 5.

Отработка аспектов

английского

языка в речевых единицах.

Правило 1.

Учет специфики

каждого вида

речевой деятельности.

Правило 2.

Использование

речи учителя

и звукозаписи для

аудирования.

Правило 4.

Обучение чтению вслух

на английском языке и про себя с

учетом особенностей каждой формы.

Правило 3.

Обучение монологической речи,

исходя из особенностей каждой формы.


Правило 5.

Использования переноса и

избежание интерференции в обучении

английской лексике и грамматике.

Правило 1.

Показ общности в русском

и английском языках.

Правило 2.

Формирование общих

учебных умений.

Правило 4.

Использование сходства и различий

в произношении русского

и английского языков.

Правило 3.

Использование сходства

и различий в графике.

  • Цели преследуемые при составлении диалога:

1) Научить детей беседовать - выслушивать собеседника, сдерживать себя, ждать, когда можно будет высказаться;

2) Развитие диалогической речи.

Наиболее эффективными являются составление полноценных диалогов по темам: Greeting, Month of the year and birthday, Pets, Seasons, My address, My family, My hobby, и тд. Также прослушивание аудиосказок и просмотр мультфильмов с отрывками диалогов, прослушивание и просмотр живой речи носителя эффективно для развития диалогической речи.

Ролевые игры могут быть построены по данной последовательности:

  • Ознакомление с ситуацией
  • Постановка задач
  • Инсценировка
  • Подведение итогов

Обучающими возможностями ролевой игры являются:

  • Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно -побудительного плана
  • Ролевая игра предполагает усилия личной сопричастности ко всему происходящему
  • Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства
  • Ролевая игра способствует расширению сферы общения

На уроках и воспитательных мероприятиях по данным темам можно применять ролевые игры и театральные мини постановки: Animals , Numbers , Name of the objects – School , My family , Happy birthday , Description of animal , Country , Colours и тд.

Процесс применения диалогической речи на раннем этапе обучения английскому языку учитывает следующие ожидаемые результаты:

  • Совершенствование языкового уровня;
  • Повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;
  • Свободное составление последовательного диалога с учетом возрастных особенностей ребенка
  • Пополнение лексических знаний

Построение беседы:

  • Ознакомление с ситуацией
  • Постановка задач
  • Инсценировка
  • Подведение итогов

Обучающие возможности

ролевой игры

  • Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана
  • Ролевая игра предполагает усилия личной сопричастности ко всему происходящему
  • Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства
  • Ролевая игра способствует расширению сферы общения

Построение беседы:

  • Вступление (зачин),
  • Развитие темы разговора,
  • Концовка.

Цель беседы:

1) Научить детей беседовать - выслушивать собеседника,

сдерживать себя, ждать, когда можно будет высказаться;

2) Развитие диалогической речи.


– Do you like to play badminton? – Yes, I do. – Can you play it well? – Yes, I can. – Did you play it in summer? – Yes, I did. – Is it difficult to play it? – No it isn"t. – Will you teach me to play it? – Yes, it"s my pleasure.

  • - Hello. My name"s Pete. What"s yours?
  • - Ann.
  • - Nice name. I like it very much.
  • - Thank you. You name"s good, too.
  • - It was nice meeting you.
  • - Thanks. It was nice meeting you.

  • S1. Olga, have you got a brother?
  • S2. Yes, I have.
  • S1. And has Sveta got a brother?
  • S2. I am sorry, I don’t know, let me ask her.
  • S1. Ask, please.
  • S2. Have you got a brother, Sveta?
  • S3. No, I haven’t, but I have got a sister.
  • На начальном этапе обучения английскому языку имеются определенные успехи в освоении знаний предмета, в форме мониторинга успеха по принципу пятиконечной звезды.(«Звездочка» любимая оценка учащихся начальных классов, которую стремятся получить.)
  • Учащиеся могут последовательно составить диалоги на пройденные темы, с применением простейших речевых структур; Налажено чтение простейших предложений и слов. На данный момент в словарном запасе учащихся уже имеется 68 слов. Свободно могут воспроизводить 16 разговорных клише. Наизусть читают определенное количество детских стихов и песен.
  • Учащиеся могут последовательно составить диалоги на пройденные темы, с применением простейших речевых структур;
  • Налажено чтение простейших предложений и слов.
  • На данный момент в словарном запасе учащихся уже имеется 68 слов.
  • Свободно могут воспроизводить 16 разговорных клише.
  • Наизусть читают определенное количество детских стихов и песен.
  • Таким образом, нетрадиционные методы обучения диалогической речи дают сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать на этой основе практически весь программный лексико-грамматический материал начального и последующего этапов обучения. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Школьники намного быстрее приобрети чувство языка. Такие занятия дают дополнительную возможность для развития навыков аудирования: ребята воспринимают на слух речь учеников других классов, позволяют школьникам знакомиться с литературой страны изучаемого языка; способствуют эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к культуре страны изучаемого языка.

Ожидаемые результаты

Пополнение

лексических

знаний

Свободное

составление

последовательного

диалога

с учетом возрастных

особенностей

ребенка

Повышение

мотивации

учащихся и их

интереса к

предмету;

Совершенствование

языкового

уровня;



  • Ариян М. А. Использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке// Иностранные языки в школе. – 1991. - № 2.
  • Борзова Е. В. Диалогическая речь как цель и средство обучения английскому языку в 5-6 классах// Иностранные языки в школе. – 1985. - № 2.
  • Будниченко Е. П. Обучение диалогической речи на уроках английского языка// Иностранные языки в школе. – 1991. - № 3.
  • Гез Н. И., Ляховицкий М. В. , Миролюбов А. А., Фоломкина С. К., Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Высшая школа, 1982.
  • Горская Л. Н. Начальный этап обучения диалогической речи// Иностранные языки в школе. – 1984. - № 2.
  • Жолнерик Л. И. Обучение диалогической речи// Иностранные языки в школе. – 1985. - № 3. –

МБДОУ № 2 « Детский сад « Ласточка»

Презентацию подготовила воспитатель Манджиева Г.З.


Связная речь - смысловое развернутое высказывание(ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для становления его личности.


Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.

Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог.


Диалогическая речь (диалог)

процесс непосредственного речевого общения,

характеризующийся поочередно сменяющими одна

другую репликами двух или более лиц.

  • Собственно речевые умения
  • Умения речевого этикета .
  • Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе
  • Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы .
  • Невербальные (неречевые) умения .

Монологическая речь (монолог) – процесс

непосредственного общения, характеризующийся

речью одного лица, обращенной к слушателям

или к самому себе

  • Логически последовательное высказывание
  • Выражает мысль одного человека
  • Полная формулировка и развернутость.
  • Литературная лексика .
  • Длительное и предварительное обдумывание.
  • Стимулируется внутренними мотивами

Описание – это характеристика предмета в статике

Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях

Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного

образца в устной речи

Рассказ – самостоятельное развернутое изложение определенного содержания






« Котенок »

У Кати жил котенок.

Катя

любила котенка.

Она поила котенка

молоком.

Котенок любил играть

с Катей.

« Рыбалка »

Илюша собрался на рыбалку.

Он накопал червей и

пошел к реке. Сел Илюша на

берегу и закинул удочку.

Скоро ему попался лещ,

а потом – окунь. Мама

сварила

Илюше вкусную уху.



Например, в дидактической игре "Уложи куклу спать" воспитатель учит детей последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна

Сюжетно-дидактические игры

Игры с предметами

Игры-инсценировки

Словесные игры


Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?».

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы

В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др.


Игры с помощью которых

формируют умение выделять

существенные признаки предметов,

явлений: «Отгадай-ка?», «Да – нет»

Игры с помощью которых

развивается умение обобщать

и классифицировать

предметы по различным

признакам: «Кому что нужно?»,

«Назови три предмета?»,

«Назови одним словом»

Игры, используемые для

развития у детей умения

сравнивать, сопоставлять,

делать правильные

умозаключения: «Похож – не похож»,

«Кто больше заметит небылиц?»

Игры на развитие

внимания, сообразительности,

быстроты мышления,

выдержки, чувства юмора:

«Испорченный телефон»,

«Краски», «Летает – не летает»


Подбор картинок по общему признаку .

В игре "Что растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра "Что было потом?" дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.

Подбор картинок по парам . – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.




Вспомни случай

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному .


Бюро путешествий

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.


Мой репортаж

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.


Рассказы по картинкам

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом .


Чем закончилось?

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!


Критерии определения уровня развития связной речи:

Соответствие высказывания теме. Раскрытие темы.

Наличие четкой структуры высказывания – начало, середина, конец.

Использование разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания.

Использование средств выразительности: в описаниях – определений, сравнений, метафор; в повествованиях – диалога героев, элементов описания и т. д.

Индивидуальность в выборе языковых средств (отсутствие речевых штампов и шаблонов).


Правила речи воспитателя:

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем - кремы, инженер - инженеры);

Помнить о содержательности своей речи (о чем и сколько говорит, что сообщается детям);

Помнить о возрастной педагогической направленности речи (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).

Развитие диалогической речи в практике работы МАДОУ

Подготовила: учитель-логопед

Е.К. Сумина


Известный русский лингвист Л. П. Якубинский: « Диалог – не только форма речи, он ещё «разновидность человеческого поведения».

Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребёнка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно». Для диалога характерны: «сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой. Обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности;

в построении реплик нет никакой предумышленной связности, и они в высшей степени кратки ».


Диалогические умения

I группа - Собственные речевые умения:

  • вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим);
  • поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника); проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать своё мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать, высказываться связно;
  • говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога

II группа - Умения речевого этикета :

В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность и другие.

III группа - Умение общаться в паре, в группе из 3- 5 человек, в коллективе.

IV группа - Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждение, участвовать в обсуждении определенной темы.

V группа - Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.


Методические приёмы обучения детей диалогической речи в практике МАДОУ

  • разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог)
  • беседы с детьми (подготовленные разговоры)
  • приём словесных поручений
  • чтение литературных произведений
  • чтение стихов по ролям – один из приёмов
  • специально организованные речевые ситуации
  • игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации)

Современные методические приемы и технологии

тризовские игры

проблемно-диалогическая

технология


Спасибо за внимание!

Творческих Вам успехов!

Загрузка...