Бизнес. Личная эффективность. Мотивация. Самообразование. Заработок

Наблюдение за полетом птицы. Как летают птицы? Высота их полета

4.3.1. Визуальное орнитологическое наблюдение на аэродромах осуществляют диспетчеры старта. Эти наблюдения проводятся во время взлетов и заходов на посадку ВС (только в светлое время суток) в пределах секторов взлета и захода ВС на посадку. Особенно внимательно осматриваются ВПП и прилегающая к ней территория летного поля.

4.3.2. При обнаружении птиц, находящихся на траектории полета ВС или поблизости от него, диспетчер старта информирует экипаж ВС, выполняющего взлет или заход на посадку.

4.3.3. При обнаружении большой стаи птиц (несколько десятков особей) сведения о них немедленно передаются руководителю полетов.

4.3.4. В исключительных случаях, когда на аэродроме чрезвычайно высокая концентрация птиц, представляющих серьезную опасность для полетов ВС (на ВПП или вблизи нее собираются в стаи десятки и сотни птиц, через ВПП или подходы к ней в течение нескольких минут летят одна за другой большие стаи птиц), и вследствие этого руководитель полетов принимает решение о временном прекращении полетов, диспетчер старта проводит более тщательные наблюдения за птицами и результаты их записывает в журнал (см. приложение 2) в целях накопления информации о возникновении на аэродроме вышеуказанной орнитологической обстановки и разработки в отношении птиц соответствующих профилактических мер.

В журнале указываются:

Дата (число, месяц, год) и время (местное декретное) наблюдения на аэродроме опасных концентраций птиц;

Участок летного поля, на котором наблюдалась концентрация птиц;

Общее число обнаруженных птиц (записывается с округлением до десятков, сотен, тысяч);

Наиболее часто отмечавшаяся градация величины стай: малая (менее 10 особей) или большая (10 и более особей);

Наиболее часто отмечавшаяся видовая принадлежность птиц (при возможности) или градация размера птиц: мелкие птицы (величиной с воробья, скворца и мельче), средние птицы (величиной с голубя, чайку, утку, ястреба, грача и т.п.), крупные птицы (величиной с гуся, аиста, орла и крупнее);

Преобладающее направление перелетов птиц (за направление перелетов птиц принимается направление, указывающее куда летели птицы. Записывается в румбах: С, С-В, В, Ю-В и т.д.);

Интервал высот, в котором пролетело большинство птиц (записывается с точностью до десятков и сотен метров).

4.4. Радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой

4.4.1. Радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой в секторе захода ВС на посадку и сообщения о ней экипажам ВС, находящимся в воздухе, осуществляют диспетчеры посадки (при работе посадочных радиолокаторов).

4.4.2. Для слежения за орнитологической обстановкой диспетчер посадки (ДПСП) пользуется экраном индикатора посадочного радиолокатора.

4.4.3. Радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой производится параллельно с радиолокационным слежением за движением ВС (при работе посадочных радиолокаторов).

4.4.4. При обнаружении на экране индикатора отметок от птиц, находящихся на траектории полета ВС или поблизости от них, диспетчеры оповещают об этом соответствующий экипаж.

4.4.5. Заступающие на дежурство диспетчеры обязаны ознакомиться с информацией об обнаруженных в предшествующее дежурство засветках от птиц.

4.4.6. Радиолокационный контроль за перелетами птиц осуществляется в соответствии с Технологией работы диспетчеров службы движения ГА (1987). Опознавание эхо-сигналов от птиц на экране радиолокаторов производится с учетом их отличительных признаков (см. приложение 3).

Открытая образовательная деятельность

Тема: Прогулка "Наблюдение за птицами"

Цель:

- формировать первичное представления детей о зимующих птицах;

- научить детей самостоятельно проводить наблюдения за птицами.

Задачи:

Расширить знания детей о птицах, зимующих в нашем городе;

Формировать исследовательские умения (сбор необходимой информации, обобщение полученных знаний);

Развивать у детей наблюдательность, мышление, внимание;

Воспитывать бережное отношение и чувство сострадания к птицам.

Материал и оборудование : кормушки для птиц, хлебные крошки, семечки.

Предварительная работа : беседы, наблюдения за птицами на прогулке, подкормка птиц, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, изготовление родителями кормушек.

Ход прогулки

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, чтобы провести свои наблюдения за ---- . За кем, вы узнаете, отгадав загадку.

Кто два раза родится:

в первый раз гладкий,

а второй раз - мягкий. (Птица)

Так за кем мы с Вами будем наблюдать? (ответы детей).

Правильно, на экскурсии мы будем наблюдать за птицами и учиться приёмам наблюдения за ними.

Воспитатель: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от многих других животных, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя.

Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает внимание на погоду, что осенью и зимой холодно и голодно маленьким птичкам.

Обращая внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко летают).

Воспитатель : Дети, скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов). Только люди могут помочь – покормить их.

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

На скуку сижу,

«Кар! Кар!»- кричу.

Чик-чирик!

С ветки прыг.

Клюй не робей!

Кто это… (Воробей)

Дети хором отвечают. Правильно!

Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их.

Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).

Чем мы можем подкармливать птиц? (Ответы детей : пшено, просо, овёс, пшеница, семена подсолнечника, ягоды рябины, боярышника, семена клёна, ясеня, орехи, хлеб, хлебные крошки).

Воспитатель: Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола (крошки хлеба, семечки и др.).

А на участке у нас есть кормушка?

Воспитатель предлагает детям спасти птиц от голода и поиграть в игру.

Игра "Спасатели". Воспитатель предлагает детям повесить кормушки для птиц.

Воспитатель предлагает покормить птиц, и задает вопросы, кто прилетел, что птицы делают.

Рассказывает детям, что птицы очень пугливые и наблюдать можно только из далека.

На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Воспитатель предлагает детям называть части тела птички.

Работа с наглядностью.

Воспитатель:

Посмотрите и скажите, кого вы здесь на ветке видите? (Птиц).

По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья) .

Скажите, что делают птицы?

Назовите птиц, которых вы узнали?

Какие это птицы. (Зимующие).

Почему мы их так называем?

Поют ли птицы зимой? (Да, но нет такого многоголосья).

Кто из птиц чирикает? (Воробей).

Кто из птиц трещит (стрекочет)? (Сорока).

Кто из птиц каркает? (Ворона)

Какие птицы зимуют в нашем городе? (Ответы детей)

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Ворон и воробей».

Один из детей выбирается вороном, а остальные дети воробушки. Дети имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм.

Когда прилетает ворон, воробушки улетают в гнездышки.

Воспитатель :

Чем мы с вами сегодня занимались?

Каких птиц Вы встретили на экскурсии? Чем они были заняты?

Много ли птиц зимой в нашем городе?

Поют ли птицы зимой?

Чем питаются птицы зимой?

Каких птиц Вы узнали, по каким признакам?

Чем вам понравилась наша прогулка?


Полет птиц можно разделить на две основные категории: это парящий, или пассивный, полет и машущий, или активный, полет. При парении птица движется в воздухе продолжительное время, не делая взмахов крыльями и пользуясь восходящими воздушными потоками, которые образуются вследствие неравномерного нагрева поверхности земли солнцем. Скорость движения этих воздушных потоков определяет высоту полета птицы.

Если двигающийся вверх воздушный поток поднимается со скоростью, равной скорости падения птицы, то птица может парить на одном уровне; если же воздух поднимается со скоростью, превосходящей скорость падения птицы, то последняя поднимается вверх. Используя различия в скорости двух потоков воздуха, неравномерное действие ветра - его усиление и ослабление, перемены направления ветра, пульсации воздуха, - парящая птица может не только часами держаться в воздухе, не тратя особых усилий, но и подниматься и опускаться. Сухопутные парящие виды, например питающиеся падалью грифы и др., пользуются обычно лишь восходящими потоками воздуха. Морские же парящие формы - альбатросы, буревестники, питающиеся мелкими беспозвоночными и вынужденные часто опускаться к воде и подниматься,- используют обычно эффект действия ветра, различия в скорости воздушных потоков, пульсации воздуха и завихрения.

Для парящих птиц характерны крупные размеры, длинные крылья, длинные плечо и предплечье (большое развитие несущей поверхности второстепенных маховых, число которых у грифов достигает 19-20, а у альбатросов даже 37), довольно короткая кисть, относительно малые размеры сердца (так как пассивный полет не требует усиленной работы мускулатуры). Крыло бывает то широким (наземные виды), то узким (морские виды). Машущий полет сложнее и разнообразнее парящего. Стоит сравнить полет стрижа, полет медленно двигающей крыльями вороны, трепещущую в воздухе пустельгу и стремительно бросающегося на добычу сапсана, быстро летящую утку и тяжело хлопающего крыльями фазана, чтобы убедиться в справедливости этого замечания. Существуют различные и довольно противоречивые попытки классификации различных типов машущего полета, останавливаться на которых мы здесь не будем.

Птица обычно пользуется не одним типом полета, а комбинирует их в зависимости от обстоятельств. При этом надо иметь в виду и то, что летательные движения состоят из последовательно сменяющих одна другую фаз. За взмахами крыльев следуют фазы, когда крыло не производит гребных движений: это скользящий полет, или парение. Таким полетом, пользуются преимущественно птицы средних и крупных размеров, с достаточным весом. Мелкие же птицы обычно все время энергично работают крыльями или временами могут складывать крылья, прижимая их к туловищу. Последнее особенно характерно для вьюрковых птиц. Ускорение в полете достигается птицей путем увеличения весовой нагрузки несущей поверхности, для чего необходимо несколько сложить крылья. Медленно летящая птица имеет полностью развернутый хвост и распростертые крылья. По мере ускорения движения она несколько складывает маховые перья, причем у всех хорошо летающих птиц они образуют сплошную поверхность (у сокола, чайки, стрижа, ласточки и т. д.).

Большое значение для скорости движения птиц имеет ветер . Вообще говоря, для полета благоприятен попутный или несколько боковой ветер, но для взлета и посадки благоприятен встречный ветер. Попутный ветер при полете способствует увеличению скорости полета птицы. Увеличение это довольно значительно: например, по наблюдениям над пеликанами в Калифорнии установлено, что увеличение скорости движения воздуха от фактического безветрия до 90 км/час способствовало изменению скорости полета пеликанов с 25 до 40 км/час. Однако сильный попутный ветер требует от птицы больших усилий для сохранения возможности активного управления полетом.

Продолжительность и быстрота полета птиц очень велики, хотя обычно в этом отношении распространены преувеличенные представления. Самое явление перелетов показывает, что птицы могут совершать длительные передвижения. Европейские ласточки, например, зимуют в тропической Африке, а некоторые кулики, гнездящиеся в Северо-Восточной Сибири, улетают на зиму в Новую Зеландию и в Австралию. Скорость и высота полета птиц значительны, хотя уже давно превзойдены современными летательными машинами. Однако машущее крыло птицы дает ей много преимуществ, в первую очередь в маневренности, по сравнению с современными самолетами.

Современные технические средства (наблюдения с самолетов, скоростная съемка, радары и т. д.) позволили точнее определить скорости полета птиц. Выяснилось, что при перелетах птицы в среднем используют большие скорости, чем при перемещениях вне сезона миграций. Грачи на перелетах перемещаются со скоростью 65 км/час. Средняя же скорость их полета вне времени миграций - в гнездовой период и на зимовке - составляет примерно 48 км/час. Скворцы на миграциях летят со скоростью 70-80 км/час, в другое время 45-48 км/час. По наблюдениям с самолетов установлено, что средняя скорость перемещения птиц при перелетах колеблется между 50 и 90 км/час. Так, серые журавли, серебристые чайки, большие морские чайки летят со скоростью 50 км/час, зяблики, чижи - 55 км/час, ласточки-касатки - 55-60 км/час, дикие гуси (разные виды) - 70-90 км/час, свиязи - 75-85 км/час, кулики (разные виды) - в среднем около 90 км/час. Наибольшая скорость отмечена у черного стрижа - 110-150 км/час. Эти цифры относятся к весенним перелетам, проходящим наиболее напряженно и, вероятно, отражающим наибольшие скорости полета птиц. Осенние миграции протекают значительно медленнее, например скорости полета аистов на осенних миграциях составляют едва ли половину скорости их весеннего движения.

Вопрос о высоте полета птиц долгое время оставался неясным. Старое представление о том, что передвижение птиц проходит, как правило, на больших высотах (500-1600 м над уровнем моря), вызывало сомнения. Однако астрономические наблюдения показали, что, по всей вероятности, максимальная высота полета птиц достигает 2000 и даже 3000 м. В какой-то степени это получило подтверждение при использовании радаров. Выяснилось, что перелеты весной протекают на больших высотах, чем осенью, что птицы ночью летят на больших высотах, чем днем. Воробьиные птицы, например зяблики, летят на высотах несколько меньших, чем 1500 м; более крупные воробьиные, например дрозды,- на высоте 2000-2500 м. Кулики летят на высоте около 1500 м. Хотя полет является основным и наиболее характерным способом передвижения птиц, им свойственны и другие весьма разнообразные способы движения.

Общеизвестные подразделения птиц на водных, наземных, древесных указывают на известные различия этих групп и в отношении движения.

https://pandia.ru/text/79/150/images/image002_104.jpg" width="84" height="84">

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ «ВЕСНА ИДЁТ!»

Наблюдение за прилётом птиц

Составитель: , по материалам проекта «Весна идёт» (www.)

© Лаборатория экологии КОДЦЭОиТ, март 2007

Миграции птиц

Одна из самых поразительных и интереснейших способностей птиц – это перелет или миграции. Каждый год они собираются в стаи и преодолевают тысячи километров для того, чтобы переждать зиму в более теплом и благоприятном климате.

Основная причина птичьих миграций – недостаток корма. Зимой в Европейских странах птицам трудно добывать в достаточном количестве насекомых, фрукты или семена, зато на других континентах, где климат более благоприятный, пищу можно найти е избытке. Хотя, часть птиц не выдерживает длительных перелетов и погибает, большинство выживает, и миграции позволяют перелетным птицам сохранить свой вид.

Для того чтобы выдержать это испытание, к его началу птицы должны быть здоровыми, с хорошими жировыми запасами и новым оперением. После окончания периода размножения и до того, как отправиться в путь, птицы проходят «полное обновление». Почти по всему телу птицы накапливается подкожный жир. При перелете, особенно когда не будет необходимого корма, подкожный жир будет единственным источником энергии. В этот же период полностью меняется оперение птицы, проходит так называемая линька. Перья, на которые ложится особая ответственность, меняются: старые изношенные выпадают, а на их месте вырастают новые.

Во время перелета птицы получают много информации из окружающей среды. Существуют три основных источника информации для них – солнце, звезды и магнитное поле земли. Они помогают птицам определять свое местонахождение и выбирать правильное направление. Во время своего полета птицы наблюдают за расположением солнца и звезд, а изменение магнитного поля земли они улавливают с помощью специального рецептора, расположенного сразу за клювом птицы. Молодые птицы обучаются ориентированию во время своих первых перелетов.

Как принять участие в проекте

Участвовать в проекте "Весна идет!" легко и интересно!

Проект «Весна идет!» – это первый шаг к появлению в нашей стране такого широко распространенного в Европе явления, как «бедвотчеры» или наблюдатели за птицами. Благодаря помощи детей и взрослых, ежегодно мы можем отмечать приход весны. Участвовать в проекте легко и интересно. Самое главное – каждый год отмечать в ваши первые встречи перелетных птиц.

Благодаря вашим наблюдениям сотрудники международной организации BirdLife и Союза охраны птиц России смогут ежегодно анализировать данные о первых встречах птиц, получать информацию о весенних явлениях и определять, в какую из недель больше всего людей увидели первых перелетных птиц. Это совершенствует наши знания о миграциях птиц в Европе.

Как вносить данные?

Собрать и передать данные совсем нетрудно, особенно, следуя приведенным ниже пунктам:

1) Изучите виды, выбранные проектом «Весна идет!» – обыкновенную кукушку, деревенскую ласточку, черного стрижа и белого аиста (для этого обратитесь к разделу «Птицы» - «Познакомьтесь поближе с видами птиц») – и найдите информацию о том, когда они прилетают в нашу страну.

2) В этот период внимательно наблюдайте за окружающей вас природой и, как только вы увидите или услышите кого-то из них (кукушку очень трудно увидеть, и вы должны быть готовы только слышать ее), отметьте дату наблюдения. Помните, в форму нужно вносить данные только о первой встрече вида!

3) Затем возьмите анкету и аккуратно внесите в неё свои данные. Для этого вам необходимо помнить дату встречи и где вы встретили птицу. После того, как вы заполните все пункты анкеты, отошлите её нам.

4) Расскажите своим друзьям о своем участии в проекте «Весна идет!».

Свои наблюдения вы проводите рядом со своим домом, около школы или на прогулке в выходные дни.

Всё, что вам нужно сделать – это наблюдать за приходом весны, внимательно вслушиваться и всматриваться в окружающую природу, уделяя особое внимание четырем видам птиц, которых мы выбрали для наблюдения за приходом весны.

Когда вы увидите или услышите птицу одного из описанных видов, запомните или запиши дату и район, где вы ее увидели. Считать птиц не обязательно.

Вы можете проводить наблюдения рядом со своим домом, около школы или на прогулке в выходные дни.

Лучше всего наблюдать за птицами за городом, так как три из четырех видов редко встречаются в городе. Если вы городской житель, то можете сосредоточить свое внимание на стрижах.

Но что действительно важно – это не забыть внести свою информацию в предложенную анкету.

Какова цель проекта?

Основная цель нашего проекта – сбор информации о том, когда перелетные птицы возвращаются к местам своего гнездования. Даже отрывочные наблюдения, сделанные большой группой людей, дают ценные сведения о миграциях птиц, о том, какие изменения проходят в их путешествиях от года к году. Основное достоинство проекта «Весна идет!» заключается в ширине географического покрытия, а это достигается, благодаря огромному количеству участников, собирающих информацию по всей Европе.

По прошествии некоторого периода, когда будет собрано достаточно данных, можно будет уловить изменения в датах прилета, и, возможно, определить, как зависят ежегодные изменения даты прилета от изменений климата.

Как посмотреть результаты?

Полученные анкеты будут незамедлительно отправлены в Москву в Координационный центр Союза охраны птиц России. Там ваши наблюдения будут перенесены на сайт международного проекта «Весна идет!» (адрес сайта: www.). На этом сайте вы сможете посмотреть результаты двумя способами: на карте или в таблицах. Картина прихода весны, постоянно дополняемая информацией все новых и новых участников проекта, изменяется ежедневно. Результаты, приводимые в таблицах, обновляются в режиме реального времени. В них вы можете найти самую первую дату встречи птиц на всей территории Европы, а, выбрав свою страну, вы сможете увидеть дату первого прилета в нашей стране или в своем регионе. Войдя в раздел «Результаты», и выбрав «Таблицы», вы сможете увидеть, сколько сообщений о встречах этих птиц уже пришло из нашей страны или вашего региона.

Где и как мы собираемся использовать ваши данные?

Благодаря информации, которую вы собираете, BirdLife International может получить представление о численности птиц, возвращающихся с зимовок в Европу, датах их прилета и путях пролета. Мы не ставим перед собой задачи учесть всех птиц (она неразрешима), но учитывать часть популяции вернувшихся птиц одним и тем же методом реально и возможно.

Собранные данные можно использовать для анализа сроков прилета и путей пролета птиц. Результаты можно проанализировать отдельно в разных географических масштабах: для Европы в целом, для европейской части России или отдельного ее региона. Кроме того, ежегодное картирование встреч отдельных видов птиц поможет составить детальную картину их прибытия.

Изготовьте гнездовой домик для черного стрижа

Главным делом, которым мы можем помочь птицам – это развешивание гнездовых домиков. Обычно их называют скворечниками, что не совсем правильно. Кроме домиков для скворцов можно сделать жилища для многих других дуплогнездников, даже для черных стрижей. Вы имеете возможность изготовить такое искусственное гнездовье для стрижа сами. Для его изготовления потребуются плотницкие инструменты, карандаш, линейка, гвозди и сухие доски из любой породы дерева. Вполне пригодны и старые доски, лишь бы они не были гнилыми. Сначала заготовьте, по приведенным рисункам и чертежам, основные части (стены, дно, крышку, прикрепительную планку) домика и только после этого начинайте сколачивать гнездовье. Изготовленные конструкции подвешиваются как на здания, так и на деревья (но тоже вблизи жилья человека) на высоте не менее 7 метров над землей (рис.).


Попытайтесь разгадать некоторые тайны перелетных птиц

Ответьте, пожалуйста, на предложенные вам вопросы.

На все вопросы отвечать не обязательно. Выберите вопросы, которые больше всех интересны вам.

Белый аист

· Как отличить молодую птицу от взрослой?

· Чем питаются аисты?

· Гнездо белого аиста (Где располагается? Из какого строительного материала оно состоит? Каждый строят новое гнездо или занимают старое?)

· Куда белые аисты улетают на зимовку?

Деревенская ласточка

· Как отличить молодых птиц от взрослых?

· Чем питаются ласточки?

· Гнездо ласточки (Где располагается? Из какого строительного материала оно состоит? Каждый год строят новое гнездо или занимают старое? Чем отличается гнездо деревенской ласточки от городской?)

· Куда деревенские ласточки улетают на зимовку?

Обыкновенная кукушка

· Чем питаются кукушка и какая её роль в природе?

· Как у кукушки проходит гнездовой сезон?

Черный стриж

· Чем питаются стрижи?

· Гнездо стрижа (Где располагается? Из какого строительного материала оно состоит? Где собирают строительный материал? Каждый год строят новое гнездо или занимают старое?)

· Куда кукушки улетают на зимовку?

Помогите птицам: вопросы-ответы

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, УГРОЖАЕТ ЛИ КАКАЯ-ТО ОПАСНОСТЬ ПТИЦАМ, ВЫБРАННЫМ ДЛЯ ПРОЕКТА «ВЕСНА ИДЕТ!»?

Хотя все описанные виды – это обычные для Европы птицы, а их популяции многочисленны и широко распространенные, все же в некоторых случаях им может угрожать опасность. Например, популяция белого аиста претерпела значительные сокращения во второй половине 20 столетия. Основными причинами этого было осушение заболоченных участков, использование пестицидов в сельском хозяйстве и глобальное изменение климата.

ВОЗМОЖНО ЛИ, ЧТО ОДНАЖДЫ ВСЕ ЭТИ ПТИЦЫ ИСЧЕЗНУТ ИЗ ЕВРОПЫ?

Если люди не будут должным образом заботиться об этих легко узнаваемых и интересных птицах и местах их обитания, в один прекрасный день они могут исчезнуть из наших городов и поселков. Расширение сельскохозяйственных угодий, осушение заболоченных участков и изменение климата также могут серьезно повлиять на широко распространенные виды птиц Европы. Если мы и в будущем хотим любоваться красотой и неповторимостью диких птиц, их необходимо охранять и помогать им в настоящее время.

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ ЭТИМ ВИДАМ ПТИЦ?

Каждый человек, в соответствии с его возрастом и навыками, может помочь птицам. Можно принимать участие в специальных программах, направленных на сохранение отдельных видов птиц, можно строить искусственные гнездовья или подкармливать птиц в тяжелые для них периоды жизни.

Архив новостей проекта «Весна идет!»

Итоги проекта "Весна идет!" за 2006 год

Завершился первый этап нового для России проекта «Весна идет!». В период его проведения дети, а также их родители и учителя всей Европы и европейской части России наблюдали за прилетом мигрирующих птиц, а с ними и приходом весны в их страны. Все четыре вида, выбранных для проекта, а именно белый аист, кукушка, стриж и деревенская ласточка, проводят зимние месяцы на африканском континенте, и только с наступлением периода миграции возвращаются в Европу. Первыми их встречали жители Испании и Португалии, а затем продвигающихся все севернее и севернее птиц отмечали жители средней и северной Европы и, наконец, их встретили жители России.

Из 47 приглашенных участвовать в проекте стран наиболее активными участниками стали жигосударства. Среди них Испания, Болгария, Турция, Ирландия, а также наши соседи Республика Беларусь, Литва и Латвия. Из этих стран пришло от 150 до 300 и более сообщений. Немного отстаем от них мы, жители России. Тем не менее, радует широкий географический охват присланных сообщений. В наблюдении за прилетом птиц участвовали жители от Республики Дагестан и Брянской области до Мурманской области и Ненецкого автономного округа. Очень активными оказались школьники Республики Карелия.

В итоге мы имеем следующее. В учете мигрирующих птиц приняли участие жиобластей, республик и автономных округов европейской части России. Всего они прислали около 170 сообщений, большая часть которых пришлись на кукушку и деревенскую ласточку – наиболее узнаваемых птиц нашего региона.

Итоги проекта "Весна идет!" за 2007 год

В этом году перелетных птиц встречали дети и взрослые уже 37 стран Европы. Всего они прислали более, чем в 4 раза больше сообщений, чем в предыдущий год. Если в 2006 г. их число равнялось 3987, то в 2007 г. их количество достигло 16277 сообщений. В целом по Европе в лидерах по количеству присланных сообщений оказались Ирландия, Польша и Италия. Долгое время третье место занимала Россия, но потом мы передвинулись на четвертую позицию. На долю трех первых стран пришлось основное количество сообщений – более 11000. Более полутысячи сообщений прислали Россия, Болгария и Украина. Больше всего сообщений пришлось на деревенскую ласточку – 5747 встреч. Погодные условия были очень теплыми, и по результатам проекта в среднем по Европе птицы прилетели на 13 дней раньше, чем в предыдущий год.

Общее количество сообщений, присланных российскими участниками проекта в этом году, достигло 897, а в его осуществлении приняли участие 21 область и республика России. Самыми активными российскими участниками проекта оказались жители Калининградской области , которые прислали 663 сообщения (или 74 % всех российских сообщений). Приятно отметить присоединение к проекту таких республик, как Дагестан, Татарстан , Марий-Эл, Удмуртия .

Самыми ранними были сообщения о встречах аистов – в Калининградской области их впервые отметили 1 марта . Несмотря на казалось бы всеобщую узнаваемость кукушки по голосу, по широте географического охвата первыми оказались ласточка и стриж. По количеству присланных сообщений лидировал аист, а за ним – по убывающей шли ласточка, кукушка и стриж.

Проект "Весна идет!" открыл сезон 2008

Мы открываем новый сезон проекта "Весна идет!". Несмотря на то, что в большинстве стран Европы еще стоят зимние холода, первых ласточек уже видели в Испании, Португалии и на Кипре. А это верный признак того, что весна уже не за горами! Давайте встречать ее все вместе!

Познакомьтесь поближе с видами

Белый аист

Белый аист – это высокая черно-белая птица с длинной шеей, высокими красными ногами и большим прямым красным клювом. Белое оперение головы, шеи и тела контрастирует с черным оперением крыльев, отливающим красным и зеленым цветом. Его коричневые глаза окружены окологлазничным кольцом черного цвета.

Аистов легко заметить по очень характерному для них звуку: пара одновременно стучит клювами, как будто стучат двумя толстыми деревянными палочками.

Легче всего увидеть этих птиц на гнезде, кроме того, их можно встретить на влажных лугах или недавно убранных полях.

Гнезда аистов очень большие, построены они высоко над землей, откуда открывается хороший обзор окружающей местности.

В европейской части России, так же как и в Европе, аистов можно видеть с марта по август. Отдельных птиц можно увидеть еще и в октябре, но, чаще всего, это ослабленные птицы.

К сожалению, белых аистов можно увидеть не в каждой европейской стране. На протяжении последнего столетия число возвращающихся с зимовки птиц год от года сокращается. Основными причинами этого явления считаются изменение климата и сокращение водно-болотных угодий – мест обитания белых аистов.

Деревенская ласточка

Деревенская ласточка – это маленькая птица с иссиня-черной спинкой, охристым горлышком, белым брюшком и длинным раздвоенным хвостиком, напоминающим двузубую вилку. На фоне неба она выглядит почти полностью черной. Но все равно ее легко узнать по раздвоенному хвосту и легкому скользящему полету.

Сидя на проводах, ласточки щебечут, поворачиваясь в разные стороны. Ранним утром их громкое щебетание может даже разбудить вас. На европейский континент они возвращаются весной для того, чтобы свить гнездо, вывести и выкормить своих птенцов. В России вы можете их встретить с мая по сентябрь.

Как отличить деревенскую ласточку от стрижа?

Стриж крупнее ласточки, его крылья уже, но значительно длиннее и имеют серповидную форму. В отличие от стрижа, ласточка при движении сгибает крылья, а ее хвост имеет длинные косицы. Запомните, что деревенские ласточки встречаются, в основном, в сельской местности, а стрижи – в городах.

Хотя ласточки – птицы обычные, и их численность в Европе стабильна, тем не менее, помните, что вред, наносимый окружающей среде и местам их обитания, может привести к их исчезновению с нашего континента.

Обыкновенная кукушка

Обыкновенная кукушка – это птица величиной с голубя с пепельно-серой верхней частью и брюшком, покрытым грязно-белыми пятнами. Они очень пугливы и скрытны, и увидеть их удается немногим. Если вам повезло, и вы встретили в лесу кукушку, то, вероятнее всего, она покажется вам темной птицей обтекаемой формы, быстро летящей над лесной поляной. Гораздо легче услышать кукушку. И если вы услышали характерное «ку-ку, ку-ку», это означает, что самец кукушки извещает о своем прилете и зовет самку присоединиться к нему.

Кукушка достаточно обычна повсюду: в лесу, на открытых пространствах и на склонах гор. Знаете ли вы, что кукушки не строят своих собственных гнезд, а подкладывают свои яйца в гнезда других птиц? Обычно кукушонок вылупляется первым и выбрасывает из гнезда остальные яйца и птенцов.

Численность кукушек в Европе большая, и их популяция достаточно стабильна, тем не менее, следует отметить, что численность птиц в странах западной Европы сокращается, особенно заметно – во Франции.

Черный стриж

Черный стриж – это темно-коричневая птица, но на фоне неба он кажется почти черним. У него длинные серповидные крылья и короткий раздвоенный хвост. В полете вы можете спутать его с ласточкой, но стриж, в отличие от ласточки, на лету никогда не складывает крылья. Его невозможно увидеть сидящим. Гнезда стрижей, как правило, спрятаны под крышами, и они стремительно влетают туда и вылетают. Среди всех птиц стрижи выделяются как по своей способностью выживать в неблагоприятных условиях, так и по продолжительности жизни, они могут доживать до 21 года, для такт маленьких птиц это очень много!

Летним днем посмотрите высоко в небо, там вы сможете увидеть группы птиц, с резким криком стремительно летающих над крышами домов – это стрижи. В отличие от ласточек, они никогда не присаживаются для отдыха. Стрижи великолепно летают и проводят в воздухе почти все свое время, они даже спят на лету! Садятся они только у своего гнезда.

Проще всего стрижей наблюдать в городской черте, где они сооружают свои гнезда в щелях и вентиляционных отверстиях, а иногда – в специально вывешенных для них гнездовых ящичках.

Как отличить стрижа от ласточки?

Стриж крупнее ласточки, его крылья уже, но значительно длиннее и имеют серповидную форму. В отличие от ласточки, он никогда не складывает их в полете. Хвост стрижа более широкий и более короткий. Помните, что стрижа проще всего увидеть в городе, а ласточку – в сельской местности.

Популяция стрижей в Европе очень большая и стабильная.

Пожалуйста, пришлите свой отчёт до 5 мая в Лабораторию экологии КОДЦЭОиТ (, каб.18, Калининград, 236006). Консультацию Вы можете получить по тел./, электронной почте *****@***ru (, методист).

Издано

при поддержке:


Форма отчёта

Отчёт о проведении проекта «Весна идёт!»

Пожалуйста, добавьте ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (см. форму в пособии)

ОЧЕРК

Пожалуйста, дайте развёрнутое описание вашей работы со школьниками по проекту «Весна идёт!» в форме статьи в газету.

v Очерк должен составлять 1-3 стр. печатного текста.

v При составлении очерка Вам могут помочь вопросы и таблицы, приведённые ниже, но не ограничивайтесь ими. Если Вы не использовали какие-либо задания, просто пропустите соответствующие вопросы отчёта.

v Помните, что Ваш очерк должен быть интересным и занимательным, вдохновлять других людей последовать вашему примеру! Постарайтесь приложить иллюстративные материалы – рисунки, фотографии и любые творческие результаты работы.

v Какие классы и сколько человек принимало участие в акции?

2. Что вы сделали для изучения и сохранения перелетных птиц?

* Пожалуйста, опишите проведенные мероприятия. Для каждого мероприятия укажите, когда оно проводилось, с какой целью, кто в нем участвовал (в том числе, сколько человек?), чего удалось достичь?

* Подумайте, как можно сделать эти действия ещё более эффективными.

Кроме письменных наблюдений принимаются любые творческие результаты пропаганды (сочинения, листовки, рисунки, фотографии, видеоматериалы и др.).

1. Что Вы сделали для изучения прилёта птиц?

v Где проводили наблюдения? Укажите населенный пункт.

v Как долго Вы наблюдали за прилётом птиц (укажите даты)?

v Каков ваш главный вывод и впечатления о проведенных наблюдениях?

v Какие виды из встреченных вами наиболее обычны и многочисленны? Какие виды птиц и почему нуждаются в помощи?

Приложите любые творческие результаты (сочинения, листовки, рисунки, фотографии, видеоматериалы и др.).

2. Что Вы сделали для охраны птиц весной?

v Пожалуйста, опишите проведенные мероприятия. Для каждого мероприятия укажите, когда оно проводилось, с какой целью, кто в нем участвовал (в том числе, сколько человек?), чего удалось достичь?

v Подумайте, как можно сделать эти действия ещё более эффективными.

В своём отчёте не забудьте поблагодарить тех людей, которые помогали Вам.

Пожалуйста, ПРИЛОЖИТЕ анкеты по наблюдениям за перелетными птицами

Зоя Разумная

Конспект прогулки «Наблюдение за птицами»

Цель: закрепить и обобщить знания детей о перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания и дать новые представления о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

закрепить умение детей различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение;

активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой).

Развивающие: развивать связную речь, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход прогулки.

Воспитатель: ребята, назовите, пожалуйста, характерные признаки осени. (желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы).

Воспитатель :сегодня на прогулке мы с вами будем наблюдать и говорить о птицах.


Воспитатель: как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? (перелетные и зимующие).

Воспитатель : назовите перелетных птиц? (дятел, жаворонок, ласточка, грач, цапля, журавль, скворец).

Воспитатель: дети, отгадайте, пожалуйста, загадки:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

за лягушками к болоту. (аист)

Воспитатель: правильно, аист - большая птица белого цвета, с большим клювом, мы могли за ней наблюдать на территории нашего участка.

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (кукушка)

Воспитатель: кукушка - небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

Из всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по проталинам и ищу червяков. (грач)

Эта птичка поет лучше всех птиц. (соловей)

Воспитатель : соловей - маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки.

Воспитатель: дети, почему люди любят слушать пение соловья? (он красиво поет)

Воспитатель: У соловья самая красивая песня: сложная, с повторами слогов. Соловей и свистит, и щёлкает, и трещит. Нет в мире голоса богаче, гибче и прекрасней, чем голос этой нашей маленькой птички.

Воспитатель: а кто еще знает лучших певцов? (в лесу - певчие дрозды, в полях - жаворонки)

Эта птичка свои гнезда вьет в ямках на земле. Люди говорят, если рано утром не слышно ее голоса, то это к дождю или плохой погоде. (жаворонок).

Какая маленькая, черненькая птичка строит свои гнезда из травы и глины под крышами домов. (ласточка)

Он может подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. (скворец)

Назовите одну из самых полезных птиц, которая уничтожает мух и комаров. Когда ходит по земле, то потряхивает своим длинным хвостиком. (трясогузка)

Воспитатель: Правильно, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Воспитатель: назовите части тела птиц. (туловище, голова, хвост, клюв)

Воспитатель: ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых)

Динамическая пауза «Отгадай и присядь»

Воспитатель: сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте, а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Воспитатель : как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (ответы)

Воспитатель: некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок - в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Кто из вас обращал внимание, что некоторые птицы улетают стайками, все вместе, некоторые, например, журавли, выстраиваются клином в виде треугольника, другие выстраиваются цепочкой, в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Воспитатель : почему первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми? (насекомые прячутся и им нечем питаться)

Воспитатель : почему весной перелетные птицы прилетают назад? (птицам нужно выводить птенцов)

Динамическая пауза "Полетели птицы"

Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз).

Ветер поднялся, все труднее птицам лететь.

Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки).

Ветер стих. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети приседают).

Подведение итогов:

Что вам понравилось на прогулке?

О каких перелётных птицах мы сегодня вспомнили?

Что новое вы узнали о птица?

Каких перелетных птиц увидели?

Как птицы находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Что дают птицы людям? (радость)

Подвижная игра «Скажи одним словом»

Цель: развивать внимание и сообразительность.

Воспитатель бросает детям мяч, при этом задает вопросы, дети должны ответить и бросить мяч обратно.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

Игра с мячом “Продолжи предложение»

Цель: развивать речь детей.

Воспитатель: Я говорю начало предложения, бросаю мяч, а вы его заканчиваете и возвращаете мяч мне обратно.

Осенью птицы улетают на юг, потому что (холодно и нечем питаться)

У цапли длинные ноги, потому что (она ходит по болоту)

У орла большое гнездо, потому что (он большая птица)

Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)















Дорогие друзья, благодарю за внимание и поддержку!

Публикации по теме:

Конспект осенней прогулки с детьми средней группы КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ ПРОГУЛКИ ОСЕНЬЮ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Цель: формирование представления об изменениях в природе; экологическое, эстетическое.

Тема прогулки: «Наблюдение за птицами зимой». Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие.

Конспект прогулки "Наблюдение за аистами" Цель: расширять и обогащать представления детей о перелетных птицах-аистах Задачи: Образовательные:.

Конспект прогулки «Наблюдение за цветником» Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе, знаний о цветущих растениях.

Загрузка...