Бизнес. Личная эффективность. Мотивация. Самообразование. Заработок

Малое предприятие - это что такое? Критерии и описание малого предприятия. Микропредприятие Отношение к малому и среднему бизнесу

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы

хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и

развиваться.

Малое предприятие - предприятие с незначительным количеством работников, небольшими объемами деятельности, большей частью рискованной (производственной, торговой, научной и т.п.) и производства, владелец которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения с целью присвоения прибыли. В соответствии с новым законом к субъектам МП относятся внесенные в государственные реестры юридические лица, потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, зарегистрированные в качестве ИП, крестьянские и фермерские хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1. Для юридических лиц: суммарная доля участия в их уставном капитале в РФ, к субъектам РФ, общественных и религиозных организациях, благотворительных и иных органах не превышает 25%.

Доля принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимися субъектами МП не превышает 25%.

2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек, в том числе до 15 человек микропредприятия.

3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные правительством РФ.

Производными целями деятельности малых предприятий есть производство товаров и услуг высокого качества и низкой себестоимости, завоевание определенной ниши на рынке, удовлетворение потребительского спроса населения и др. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:

Численность персонала;

Размер уставного капитала;

Величина активов;

Объем оборота (прибыли, дохода).

Малые предприятия могут быть разных форм собственности, прежде всего частной (трудовой и капиталистической) и коллективные. В России наибольшая доля малых предприятий в 1998 г. была коллективной (свыше 15 тыс.) и частной (основанной на собственной и чужой работе - свыше 6,3 тыс.) собственностью. В США почти 60% ферм ведут хозяйственную деятельность без найма рабочей силы. В России малые предприятия с частной формой собственности присвоили 24% балансовой прибыли, а коллективной - 75%, причем последние проявили высшую жизнеспособность (вследствие объединения капиталов, коллективного ведения предпринимательской деятельности и др.). В промышленности в 1998 г. малые коллективные предприятия изготовили почти 80% продукции, частные - 17, государственные - 2,5%.

Приведенное высшее определение характеризует лишь важнейшие признаки малого предпринимательства, его внутреннюю сущность. Полнее или комплексно такая сущность раскрывается в выполняемых им функциях, объединении положительных и отрицательных сторон.

Положительными чертами малых предприятий есть:

1) гибкость и мобильность в управлении и организации производства;

2) полное использование рабочей силы и оборудования, меньший уровень запасов (тогда как на крупных предприятиях остаются незагруженными в среднем 75% производственных мощностей);

3) рациональная организационная структура предприятия;

4) быстрая адаптация к конъюнктуре рынка, местных условий, запросов потребителей, оперативное обновление ассортиментов продукции;

5) возможность быстрого внедрения значительной доли новых идей, проектов и создание новых образцов продукции;

6) невысокие эксплуатационные расходы;

7) относительно небольшой капитал для создания таких предприятий;

8) возможность уменьшения расходов производства за счет узкой специализации, экономии на управленческих расходах и др.;

9) высокие шансы на успех;

10) значительная роль в создании новых рабочих мест;

11) большое значение в формировании среднего класса населения;

12) создание конкурентной среды как важной движущей силы экономического прогресса;

13) формирование предпринимательства как фактора социально-экономического прогресса.

Основными недостатками деятельности малых предприятий есть:

1) низшая производительность работы (в большинстве случаев) сравнительно с крупными предприятиями;

2) неспособность внедрять важные капиталоемкие достижения науки и техники в производство;

3) высокая интенсивность работы за счет более длительного рабочего дня, использование семейной работы;

4) экономия на условиях работы и технике безопасности;

5) ограниченная возможность повышать квалификационный уровень нанимаемых работников;

6) значительные трудности с финансированием, получением кредитов, недостаточность оборотных средств, задолженность и т.п.;

7) отсутствие профсоюзов, а итак тех прав в управлении производством, которые завоевали нанимаемые работники на крупных предприятиях;

8) ограниченность во внедрении прогресивнейших форм и методов организации производства;

9) формирование совокупностью малых предприятий вообще стихийного характера развития немонополизированного сектора экономики, лишь частично подчиненного действия закона планомерного развития (той мерой, которой эти предприятия втянутые в контрактные отношения с крупными компаниями и государством).

Даже простое сопоставление положительных и отрицательных сторон деятельности малых предприятий, которые являются противоречивыми в пределах единой системной сущности, свидетельствует о доминировании положительных черт, а потому является основанием для экономической целесообразности расширения масштабов такой деятельности.

Если сущность такого предпринимательства анализировать комплексно, со стороны выполняемых им функций (новаторской, организационной, хозяйственной, социальной), то роль малых предприятий неоднозначная. Так, роль их в реализации новаторской функции (т.е. содействии процесса продуцирования новых идей - технических, научных, организаторских, управленческих и т.п.) чрезвычайно важная (особенно новых научных и технических идей, создании проектов, осуществлении исследовательско-конструкторских разработок).

Тем не менее в процессе реализации организационной функции предпринимательства (внедрении новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы, рациональном объединении форм единичного разделения труда и др.) их роль незначительная.

Большое значение малых предприятий в процессе реализации хозяйственной функции предпринимательства (т.е. эффективном использовании большинства трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов) и социальной функции (изготовлении товаров и услуг, необходимых обществу, в трудоустройстве значительной доли трудоспособного населения и т.п.). Но существеннее роль (даже сравнительно с крупными фирмами) играют малые предприятия в реализации личностной функции предпринимательства (т.е. самореализации собственной цели предпринимателя, получении им удовлетворение от своей деятельности).

Чтобы усилить положительные и ослабить отрицательные стороны деятельности предприятий, необходимая всесторонняя поддержка государством их деятельности.

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.

Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъектуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.

Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.

Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.

В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне.

В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства.

Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий.

Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.

Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.

В развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес как деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.

Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.

Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

На участников хозяйственных обществ - иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте "б" пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

(см. текст в предыдущей редакции)

Б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";

Д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий";

(см. текст в предыдущей редакции)

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);

(см. текст в предыдущей редакции)

Б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части;

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом "б" пункта 2 настоящей части для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 "Производство текстильных изделий", класса 14 "Производство одежды", класса 15 "Производство кожи и изделий из кожи" раздела С "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом "б" пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица;

3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения , установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 , 2.1 и 3 части 1.1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей частью. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, определяется в зависимости от величины полученного дохода в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи. Общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества с единственным акционером и хозяйственные товарищества, соответствующие условиям, указанным в подпункте "а" пункта 1 части 1.1 настоящей статьи (за исключением условий, установленных абзацами вторым и третьим указанного подпункта), хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом (далее - вновь созданные юридические лица), зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели (далее - вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели), а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для указанных в

Современная система экономики представлена, прежде всего, крупными промышленными и торговыми предприятиями, флагманами крупных отраслей, всемирно известными компаниями. Сумма оборота их средств может сравниться с бюджетом отдельных стран третьего мира, персонал составляет многотысячные коллективы, баланс производства исчисляется сотнями тысяч долларов, а производственные линии выпускают миллионы единиц продукции.

На фоне таких гигантов малый бизнес, если его рассматривать по отдельным предприятиям, является экономическим институтом, который мало что значит в масштабах мировой экономики. Но в совокупности отдельно взятых организаций он представляет гораздо большую роль, чем может показаться. Настолько серьезную, что современное правительство РФ уделяет этой сфере много внимания, особенно юридической подноготной малого бизнеса. В наше время появляются новые юридические термины, которые должны быть узаконены и верно истолкованы. Например, вы знаете, что такое микропредприятие? Какие предприниматели владеют микропредприятими и вообще, как обстоят дела в этой сфере?

Что такое микропредприятие

Сперва поговорим о терминах. Кто относится к микропредприятиям? Данная форма бизнеса - это организация малой коммерции (например, индивидуальный предприниматель, частная фирма, ферма в сельском хозяйстве, иногда - общество с ограниченной ответственностью). Согласно классификации, она не должна обладать размером ежегодной выручки (за последний год) и балансовым объемом активов более чем на 120 млн руб., а количество рабочих мест на подобном предприятии за последний год максимально рассчитано на 15 работников.

Кроме того, необходимо обратить внимание на неликвидные активы фирмы. То есть главное внимание государство уделяет масштабам организации. Практически любая фирма с небольшими оборотами и незначительным количеством работников может быть определена как микропредприятие. Если такое предприятие в процессе успешного развития изменяет один из параметров, выйдя за поставленные ограничения, оно теряет свой статус и предусмотренные правительством льготы.

Резюмируя, подытожим критерии микропредприятия:

  • среднегодовая численность трудоустроенных лиц не превышает 15 человек;
  • годовой оборот микропредприятия составляет не более 120 млн в отечественной валюте;
  • суммарная доля участия благотворительных и иного рода фондов и организаций, государства, субъектов или муниципальных образований и т. п. в уставном капитале не превышает 25 %.

Дополнительные условия

На данный момент государство достаточно строго относится к юридическим тонкостям и проводит скрупулезный аудит подотчетных организаций. Поэтому, что такое микропредприятие, определяется еще по ряду показателей. Помимо вышеуказанных ограничений для микро бизнеса, существуют дополнительные условия, которые, согласно российскому законодательству, должны быть обязательно выполнены для получения или сохранения данного статуса.

Например, это наличие ограниченного количества иностранцев (физические и юридические лица) в учредителях отечественной компании (примерно до 25 %). Если это иностранные фирмы в рамках малого предпринимательства, то их процент увеличивается до 49. В последние годы этот фактор прослеживается очень жестко в связи с санкциями.

Организации также относятся к малому и среднему бизнесу, когда задачи деятельности данной фирмы - введение в жизнь итогов интеллектуальной работы. При этом исключительные права на результаты исследований должны находиться у соучредителей компании.

Преимущества микропредприятий

Фактически вновь оформленное микропредприятие подпадает под довольно серьезный перечень преимуществ, которые являются гарантией удачного старта бизнеса. Начальный этап - всегда самое рискованное время для большинства кампаний. Благодаря созданию государством положительных условий для развития микрокомпаний, многие отечественные бизнесмены формируют подобные коммерческие организации.

Одним из благоприятных условий для ИП является пониженная ставка налоговых повинностей (9 %), объединяющая:

  • налог с прибыли физических лиц;
  • выплату средств на обязательно социальное страхование;
  • госпошлину за предпринимательский риск, а также налог с прибыли фирмы.

Как получить статус

Микропредприятие - понятие, прежде всего, юридическое. Что такое микропредприятие, конкретно определяется Федеральной налоговой службой РФ. После получения подобного статуса фирма на базе формальных отчетных материалов вписывается в реестр малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, чтобы стать микропредприятием, организация должна быть вписана в данный реестр и обладать там категорией «микропредприятие». Бюрократизма в этом процессе практически нет.

Для того чтобы узнать, находится ли ваша кампания в реестре, надо воспользоваться поиском на странице официальной странице Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

В случае возникновения ситуации (такое тоже может быть), что в реестре нет данных о запрашиваемой фирме, нужно обратиться в ИФНС в том населенном пункте, где она проходила процедуру подачи документов и регистрации.

Кстати, указав на официальном сайте налоговой службы (в строке поиска) кампанию и ее реквизиты, можно увидеть ссылку, пройдя по которой, клиент госорганизации получит материалы из реестра о фирме, которые отмечены электронной подписью и имеют юридическую значимость.

О балансе

В последнее время государство позволило подавать в отчете упрощенный бухгалтерский баланс микропредприятия. При этом специально оговаривается, что баланс по облегченной форме за 2016 год могут отдавать не все фирмы, а лишь те, которые входят в перечень малого бизнеса. Это оказалось удобно, поскольку сводки для малых кампаний в 2016 году имеют существенно меньшее число форм по сопоставлению с отчетами прошлых лет. Фирма сама может принять решение, что ей выгоднее подать - полноценный отчет или его облегченный вариант.

Юридические тонкости

Микропредприятие играет роль субъекта малого бизнеса, об этом говорит отмеченный выше реестр, где перечислены все такие организации. Фактически реестр может выступать в роли юридического документа, поскольку определяет, что такое микропредприятие.

Законодательно подтверждено, что такая форма бизнеса может располагать всеми льготами, предоставленными малому предпринимательству. Поэтому, если фирма оказалась в данном разделе реестра, необходимо обязательно добиваться положенных для нее привилегий.

Еще раз о льготах

Привилегии (налоговые, административные, юридические) для малого бизнеса четко очерчены и обозначены в действующих юридических документах. Периодически они изменяются и могут быть расширены/сужены в зависимости от направления политики российского государства.

В настоящее время льготы включают смягчение отчетности статистики микропредприятия:

  1. Специальное ведение бухгалтерского учета и облегченные формы отчетности.
  2. Штраф заменяется предупреждением при выполнении определенных условий. К таковым относятся: компания стала нарушителем в первый раз; не нанесен материальный вред, ущерб жизни и здоровью работников, ущерб природе, памятникам культурного наследия, безопасности страны; не оказалось угрозы чрезвычайного положения.

Рабочие места

Проверка микропредприятий имеет как общие с аудитом больших бизнес-единиц черты, так и специфические. Согласно российскому законодательству, в последние годы аттестация замещена специальной оценкой организации рабочих мест. Микропредприятия, как и все другие хозяйственные единицы, также обязаны проводить эту процедуру. Однако есть у них некоторые льготы. Законом учитывается, что у ряда работников (фрилансеров, удаленных сотрудников) не делается проверка условий труда.

Таким образом, можно подписать с работником соглашение об удаленной работе, т. е. виде деятельности, при котором рабочее место на территории предприятия отсутствует, а график работы служащего может быть свободным. В таком случае микропредприятие сможет избежать мероприятия спецоценки на вполне законных основаниях.

Документооборот

Какие отчеты сдают микропредприятия в статистику? В области документооборота для них предусмотрены частичные льготы, которые учреждены с 2017 года. Согласно закону 2016 года, микропредприятиям было разрешено не иметь локальные акты, контролирующие трудовые отношения (в добровольном порядке такую документацию вести разрешается).

Изменение статуса и отношения с работниками

Иногда предприятие по ряду причин перестает носить статус микропредприятия. Тогда в едином государственном реестре должны появиться необходимые соответствующие записи об изменениях. Они свидетельствуют о прекращении или переформатировании трудовых отношений между работодателем и наемным персоналом. Новые договора и записи в трудовых книжках корректируются в рамках имеющихся юридических актов и норм трудового права.

Локальные акты

Современное законодательное право Российской Федерации отмечает, что трудовой договор для микропредприятий необходимо составлять по утвержденной типовой форме, где нужно будет рассмотреть разные законодательные случаи, которые зачастую отмечаются в локальных юридических актах. Однако при количестве работников более десяти человек сделать это будет трудно. Осветить такое количество деталей просто невозможно. Вероятно, применение локальных актов будет все же удобнее.

Федеральный Закон 272

Новый ФЗ ужесточил финансовое положение многих организаций - с середины осени 2016 года он требует применять штрафы за проблемы с зарплатой в компании. Кроме того, в законе оговорено, что вместо договоров услуг будет проводиться заключение трудовых соглашений. Типовой договор для микропредприятий изменится достаточно серьезно. Нарушения будут осуждаться административными штрафами, как для физических, так и для юридических лиц.

В типовом договоре можно отметить особенности, относящиеся к различным видам работ, наличие и длительность испытательного срока, особые условия, применяемые для надомных и удаленных работников, прописаны также права и обязанности сотрудников предприятия и так далее.

Надо иметь в виду, что любое лицо, уполномоченное принимать решения, дозволившее работать новому человеку без соответствующего документального оформления, также может быть оштрафовано, вместе с руководителями организации. Все эти положения закона распространяются и на микропредприятия.

Организации и ИП, которые отнесены в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ , к малым и средним предприятиям, именуются субъектами малого и среднего предпринимательства (СМП). Критерии отнесения к СМП мы приводили в табличной форме в нашей отдельной .

А что понимается под микропредприятием и в чем его отличие от малого?

Что такое микропредприятие и малое предприятие?

Микропредприятие является разновидностью малого предприятия. Малые и микропредприятия в том числе должны в общем случае соответствовать юридическим критериям, перечисленным нами .

А вот отличия между микро- и малым предприятием возникают только по численности и по доходу.

Если для малого предприятия среднесписочная численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек, то микропредприятием будет считаться такое малое предприятие, среднесписочная численность работников в котором не превысила 15 человек (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Доход малого предприятия за предшествующий год не может превышать 800 млн. рублей, а для микропредприятия такое ограничение – 120 млн. рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ , Постановление Правительства от 04.04.2016 № 265).

Для удобства представим приведенные выше критерии также и в табличной форме:

Кроме того, к микропредприятиям относятся (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):

  • вновь созданные юридические лица (а именно, хозяйственные общества, которые соответствуют условию, указанному в пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (например, доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, в общем случае не должна превышать 49%), производственные или потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства);
  • вновь зарегистрированные ИП;
  • ИП, применяющие только ПСН.
  • Предприятия малого и среднего бизнеса имеют ряд преимуществ перед крупными организациями. В частности, они могут пользоваться льготными налоговыми режимами и претендовать на помощь государства на начальных этапах развития. Как определить, кто относится к категории МСП в 2018 году - читайте в этой статье.

    Что такое малое предприятие?

    Согласно закону №209-ФЗ "О развитии МСП в России" от 24.07.2007 г., субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП) является любая коммерческая структура, зарегистрированная на территории страны и соотвестствующая определенным критериям.

    Организационная форма в данном случае не играет существенной роли, то есть к малому бизнесу могут относиться как ИП, так и юрлица. Кроме того, приобрести статус МСП разрешено сельскохозяйственным и потребительским кооперативам, фермерским хозяйствам и хозяйственным партнерствам. Каким же критериям должна отвечать компания или ИП, чтобы считаться малым предприятием?

    Критерии МСП

    Критерии, позволяющие разграничить малые, средние и микропредприятия, указанны ст. 4 закона №209. Ограничения для субъектов МСП существуют по:
    • числу сотрудников,
    • размеру ежегодной прибыли,
    • доли участия в уставном капитале государства, а также других организаций.
    Первые два параметра являются ключевыми и распространяются на все виды юрлиц, фермерских хозяйств и ИП. Рассмотрим критерии для субъектов МСП более детально.

    В 2018 году в закон 209-ФЗ были внесены поправки, благодаря которым в России стало больше предприятий, котрые относят к субъектам МСП. Это произошло благодаря тому, что законодатели несколько подняли верхнюю планку по максимальным доходам для малого бизнеса. В частности, для микропредприятий максимальный объем заработка вырос с 60 до 120 миллионов, для малых – с 400 до 800 миллионов.

    Показатели максимальной численности работников остались прежними. Для предприятий, занимающихся обработкой текстильных изделий и производством одежды, среднесписочные нормативы численности работников могут доходить до 1000 человек (постановление правительства №209-ФЗ от 22.11.2017 г.).

    Изменения коснулись также того периода, в течение которого предприниматель сохраняет статус субъекта МСП после превышения лимита по численности работников или доходу. Ранее этот срок составлял два года, с 2018 года – три. Таким образом, компания, в текущем году перешагнувшая планку по численности или выручке, согласно 209-ФЗ будет входить в категорию субъектов МСП вплоть до 2021 года.

    Еще один важный критерий для определения МСП – доля участия в уставном капитале фирмы. Для государственных структур, а также фондов, общественных и религиозных организаций она не может превышать 25% в УК малого предприятия. Другие коммерческие структуры могут занимать теперь до 49% До этого года ограничение составляло, как и для госструктур, - 25%.

    Лимиты по доле участия государственных и коммерческих структур в УК не распространяются на:

    • участников проекта «Сколково»;
    • акционеров, работающих инновационном секторе экономики;
    • организации, применяющие на практике передовые технологические разработки их учредителей (научные, бюджетные учреждения).

    Реестр субъектов МСП

    Проверить статус фирмы можно, обратившись к государственному реестру субъектов МСП. Ресурс начал функционировать с 1 августа 2016 года и включает обширную базу данных по каждому представителю среднего или малого бизнеса.

    Список формируется сотрудниками ФНС на основании данных, которые предприниматели подают в налоговую службу. В реестре содержится основная информация о компании: наименование, ИНН, адрес, категория, коды деятельности ОКВЭД, наличие лицензий и их виды.

    По желанию бизнесменов в единую базу могут занести сведения о продукции, контакты, количество договоров, заключенных в рамках реализации программы госзакупок. Новые данные подаются в электронном виде на сайте ФНС.

    Преимущества МСП

    По сравнению с крупными холдингами, малые и средние предприятия обладают существенными привилегиями. Рассмотрим подробнее некоторые их них.

    Организационные привилегии

    1. Малый бизнес имеет право применять упрощенные режимы налогообложения, в рамках которых проще сдавать отчетность (на попуоярной УСН, сдают раз в год). Послабление не касается ООО или АО, чья выручка превышает 800 миллионов рублей в год. В таких организациях дополнительно проводится аудит.

    2. Нет необходимости устанавливать лимит наличных средств по кассе. То есть бизнесмен может хранить в кассе любое количество денег.

    3. Субъекты МСП обладают преимуществом перед крупными компаниями в процессе приобретения арендованной недвижимости (муниципальной, государственной).

    4. Проверки надзорными органами компаний малого и среднего секторов бизнеса происходят по «щадящей» программе - не более 50 часов ежегодно. Микропредприятия инспектируют 15 часов каждый год.

    Плановые проверки обязательны, если фирма или ИП ведет деятельность в области здравоохранения, теплоснабжения, образования, энергетики или общественных проектов

    Налоговые льготы

    Предприятие, попадающее в категорию субъектов МСП, может значительно снизить сумму налоговых отчислений. У существующих льготных систем налогообложения есть определенные условия, при которых их можно применять. Например, патентом (ПСН) юрлица воспользоваться не могут. По остальным режимам - упрощенной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход и единому сельхозналогу - все зависит от соответствия критериям по годовому доходу и численности организации.
    Наименование системы налогообложения Лимит годового дохода Количество сотрудников
    ЕНВД Не установлен Не более 100
    УСН Не более 160 миллионов рублей Не более 100
    ПСН (доступна только для ИП) Не более 60 миллионов рублей Не более 15
    ЕСХН Доля прибыли от реализации с/х продукции - не меньше 70% от общего дохода Для ИП, предприятий в сфере рыбного хозяйства– до 300 человек, для с/х организаций – не ограничено

    В 2016 году в законолательство внесли изменения, благодаря которым власти в российских регионах получили возможность снижать налоговые ставки по ЕНВД и УСН по своему усмотрению. Для единого налога на вмененный доход (ЕНВД) они могут уменьшить ставку с 15 до 7,5%, для УСН – с 7 до 1%. При этом компания или ИП должны без задержек уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды и создать новые рабочие места (расширять шатат).

    Налоговые каникулы для МСП

    В период с 2015 по 2020 год предприниматели, зарегистрировавшие свою деятельность впервые, вправе снизить налоговую ставку до 0%.

    Налоговые каникулы требуют выполнения следующих условий:

    1. выбор ПСН или УСН в качестве системы налогообложения;
    2. документальное оформление компании сроком позднее даты, когда был принят закон о налоговых каникулах в пределах региона;
    3. вид деятельности должен соответствовать списку, зафиксированному в законе, принятом на региональном уровне.
    Критерии, позволяющие определить субъекты МСП, в 2018 году не подверглись серьезным изменениям. Российское законодательство по-прежнему дает возможность представителям малого и среднего бизнеса самостоятельно выбирать удобную систему налогообложения и пользоваться льготами.
    Загрузка...