Бизнес. Личная эффективность. Мотивация. Самообразование. Заработок

Презентации праздника масленица в детском садуг. Презентация "Масленица" презентация к занятию (старшая группа) на тему

В русском быту Масленица – это один из ярких весенних праздников. С недавних времен неделя перед Великим постом называлась Сырной седьмицей, или Масленицей. Масленица представляется живым существом. Древние славяне верили: в конце февраля, ворча и огрызаясь, убегает прочь Морана – Языческая богиня зимы. И едет на санях богиня весны светлая Лада. Миф забыт, но в конце февраля до сих пор люди весело и шумно встречают весну и провожают зиму. Лада обернулась Масленицей – широкой, румяной. ИЗ ИСТОРИИ










Масленицу открывали ребятишки. Всех встречных или приезжавших из города они спрашивали: «Везешь ли Масленицу?» Если ответ был отрицательный, то они колотили встречного лаптями. Также сооружали снежные горы, катались с них на санях. Ходили по дворам с песнями и присказками.












Лето для старания – Зима - для гуляния. Здесь-то и начинается основное веселье, возят чучело, катаются, поют частушки, ходят колядовать. Собирались молодежь и ребятишки, в маски рядились и по домам ходили, песни пели, а за это угощения дарили. Открывайте сундуки, доставайте пятаки! Если нету пятака – подавайте пирога! Не дадите пирога – я корову за рога Поведу на Торжок, там продам за пирожок. В четверг обязательным было строить и штурмовать крепости. Осажденные оборонялись вениками и метлами. Победителей купали в проруби, чтобы «остыли».










В этот день заканчивается обжорство и веселье, на ледяных горах разводят огонь, стараясь растопить лед. Это день очищения перед постом, все ходят друг к другу и просят прощение: «Прости меня если виноват»- «И ты меня прости» - «Бог простит». Все это сопровождалось поклонами и поцелуями.



















Приметы на масленицу Погадать на суженого-ряженого На Масленицу гадали: берёт девушка один из первых блинов и выходит на улицу и угощает первого встречного и спрашивает его имя. Почему? Потому что так будут звать суженого. К наведению порядка Помимо чучела масленицы в воскресенье было принято сжигать всю ненужную утварь, поломанные и ненужные предметы. Это, безусловно, очень важная примета, способствующая налаживанию быта.


В рамках реализации программы «От рождения до школы» воспитатель рассказывает детям о народных праздниках и традициях. Самый шумный, красочный и яркий праздник — это, конечно же, масленичная неделя. Интерес у детей вызывает изготовление и сожжение чучела Масленицы, они выдвигают гипотезы о том, почему именно блины пекут в этот праздник, с удовольствием участвуют в . Презентация «Широкая Масленица» расскажет о названии и особенностях каждого Масленичного дня: встреча, заигрыш, лакомки, разгул, тёщины вечёрки, золовкины посиделки и прощённое воскресенье.

Обучающая презентация «Широкая Масленица» для детей старшего дошкольного возраста

Понедельник — встреча

В этот день невестку отправляли к родителям с раннего утра, а вечером шли в гости и обсуждали, как будут встречать Масленицу.

На улицах города устанавливали качели, балаганы, возводили снежные горки для массовых гуляний. (слайд 4, 5)

Вторник — заигрыш

Масленицу в этот день зазывали разными словами, типа «Горки построены, блины наготовлены, добро пожаловать». Начинался сбор вещей для изготовления чучела Масленицы. На уличных гуляниях молодые люди присматривали невест и потом катали их на санках. (слайд 6, 7)

Среда — лакомка

В этот день разрешалось есть столько, сколько «собака хвостом вильнула», то есть очень много вкусного и сытного. Вечер среды заканчивался шумными застольями и народными гуляниями с песнями и плясками. (слайд 8, 9)

Четверг — разгул

Начинается Широкая Масленица. Считалось, кто не катается в этот день на качелях, с горок, на санках, тот состарится больным и одиноким. Поэтому из всех домов выходили люди, оставляли домашние дела и радовались прощанию с зимой. В это день повсеместно проходили соревнования на тройках, кулачные бои и выступления скоморохов. (слайд 10, 11)

Пятница — тёщины вечёрки

В этот день мама жены ходила в гости к зятю. В этот день пели песни, пекли высоченные горы блинов, устраивали представления о том, как тёща любит зятя и наоборот. (слайд 12, 13)

Суббота — золовкины посиделки

Молодые невесты в этот день одаривали сестёр мужа, угощали их сладостями. В этот день принято посещать церковь. По улицам на санях возили чучело Масленицы и зазывали весну. (слайд 14, 15)

Прощённое воскресенье

Апогеем всей разгульной недели становится прощённое воскресенье , когда все друг у друга просят прощения за нечаянные обиды.

В этот день хорошо перемывали посуду, ходили в баню и чистыми отправлялись на главную площадь, где с приходом сумерек сжигали чучело Масленицы. Считалось, что с пеплом и дымом от масленицы растворится и уйдёт зима, а после этого начнётся весна благодатная, с щедрыми урожайными днями. (Слайд 16)


Паспорт проекта: Тип проекта: познавательный, творческий. По числу детей – групповой. По продолжительности – краткосрочный (1 неделя). Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию ДОУ.




Образовательная область: познание, музыка, коммуникация, физическая культура, художественное творчество. Задачи: - вызвать желание глубже ознакомиться с народным праздником Масленица. - обобщить и закрепить знания детей о Масленице. - обогатить духовный мир детей. - развивать выносливость, смекалку. - воспитывать чувство патриотизма, основанное на традициях народа.


Актуальность: Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Он навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны.






Содержание: 1.Создать условия для формирования интереса к празднику. 2.Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени. 3.Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике 4.Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, заклички, репродукции, музыкальный репертуар). 5.Начать формирование игротеки народных игр. 6.Привлечь родителей к участию в конкурсе на лучший рецепт блинов. 7.Привлечь пап для оформления и подготовки игрового участка к празднику.




Содержание: А). Познание, коммуникация. 1.Наблюдения за изменениями в природе. 2.Беседа: «Как на Руси весну встречали!». 3.Рассматривание и обсуждение картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка». 4.Заучивание закличек, стихов, частушек. 5.Разучивание хороводных игр, русских народных песен: «Веснянка», «Маслёна», «Ясна – красна». 6.Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины». 7.Составление творческих рассказов о днях масленичной недели с опорой на соответствующие иллюстрации. 8.Знакомство детей с пословицами о масленице.


Б). Социализация, физкультура, безопасность. 1.Обучение русским народным играм «Салки», «Горелки», «Жаворонок», «Поймай валенок», «Карусели», «Пройди в ворота», «Молчанка». 2.Проведение соревнований и игр эстафет: «Санный поезд», «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Штурм горы», «Кто быстрее на метле». В). Продуктивная деятельность. 1. Рисование: «Зимние забавы». 2. Аппликация: «Барышня на Масленице». 3. Коллективный труд, создание чучела из соломы: «Маслёна – Барыня!» 4. Лепка: «Масленичное Солнце!».




Содержание: 1). Музыкально спортивный праздник на улице. 2). Подведение итогов конкурса для родителей «Лучший рецепт блинов». 3). Дегустация блинов. 4). Оформление репортажа о проведении праздника в фотогазете. 5). Консультация для родителей «Выходные на Масленицу».


Прогнозируемый результат: - Приобщение детей к традициям проведения народного праздника. - Повышение познавательного интереса к родной истории. - Создание в детском коллективе атмосферы радости совместного творчества. - Развитие двигательных и музыкальных способностей. - Усвоение традиционных культурных эталонов детьми и их родителями.


Продукты деятельности: -Книга рецептов приготовления блинов «Пальчики оближешь». - Сценарий – конспект праздника «Эх, да Масленица». - Игротека народных подвижных игр. - Выставка детских поделок «Масленичное Солнце». - Фотогазета «Как мы весну встречали». -Кукла-Чучело из соломы «Масленица».



Масленица

Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник - Масленица.

Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей.

Главное угощение праздника - это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла.

Народ предается масленичным удовольствиям,катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: «Душа ли ты, моя Масленица,перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: «Не житье, а масленица». Что жесамое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки.

Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые.

Понедельник - встреча. Делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник - заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни,шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели,поездки на лошадях.

Среда - лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями,ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Четверг - широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Пятница - тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота - золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

Воскресенье - прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня,пожалуйста ». «Бог тебя простит», - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:»Прости меня». Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Масленица. Конспект беседы и презентация для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Шишова Светлана Геннадьевна
Должность, место работы, город (село): музыкальный руководитель, МБДОУ "Детский сад № 197", г. Барнаул
Назначение материала: предлагаю Вашему вниманию конспект беседы и презентацию с детьми старшего дошкольного возраста "Масленица". данный материал может быть полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования.
Цель: знакомить детей с народными праздниками и традициями их празднования.
Задачи:
- прививать детям интерес к традициям своего народа;
- расширять словарный запас детей;
- знакомить детей с образцами художественного творчества.

Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинков себе горячих напечем-
Нам метели и морозы нипочем!
Если есть сковорода,
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий-
Это лучшая еда!
То не мышь пищит,
Не мороз трещит,
В сковородке блин
За блином шкварчит..
Да с селедочкою,
Да с икорочкою,
Да по краю с золотистою
Корочкою!
Вот так Масленица
Дала маслица нам!
Даже в небе появилось два блина:
Это солнце блин и рядом блин луна.
Один блин горячий,
Другой блин холодный..
Полезай на небо-
Если кто голодный!
По земле колесами
Покатились блинчики..
Дети под березками
Собирай гостинчики!
Мир крещеный нынче радуется,
Потому что нынче масленица.
Приходи, народ, и с нами съешь блина,
Чтоб на землю поскорей пришла весна!
Ну-ка съешь блина,
Чтоб пришла весна!
Н. Губская

ход беседы

СЛАЙД 1- 2
вступление
СЛАЙД 3 - 5
Традиция празднования Масленицы идет с глубокой древности. С давних времен наши предки знали, что к концу зимы день становится длиннее, а ночи короче. Настолько короче, что день становится равен ночи. Это день назвали днем зимнего равноденствия. В древней Руси считалось, что со дня зимнего равноденствия происходит поворот к весне. А чтобы весна поскорее пришла после долгой холодной зимы устраивали проводы зимы – масленичную неделю или Масленицу. В течение этой недели провожали зиму, встречали весну. Долгое время на Руси Новый год начинался весной, а отмечали его именно на масленичной неделе.
СЛАЙД 6
Символ весны – солнце, теплое и щедрое. Как известно, солнце имеет форму круга, потому символом масленицы стали блины, круглые, румяные, жаркие, как солнце.
СЛАЙД 7
Зиму же наши предки представляли в виде чучела, которое делали из соломы, старых корзин, лаптей и старых вещей. Это непременно была женская фигура.
СЛАЙД 8
Зиму провожали с песнями, плясками, угощениями, играми. Всю масленичную неделю ели блины. Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавались икра, сметана, рыба, сметана, масло. Напекали блинов горы, так как съедалось их неимоверное количество. «Блин не клин, живота не расколет», - говорилось в народе.
Каждый день праздничной недели имел свое название и предназначение.
СЛАЙД 9


Понедельник: «встреча»
Хозяйки начинали печь блины, отдавая первый бездомным людям.
СЛАЙД 9
На заранее выбранном месте для гуляний сооружали ледяные горки, балаганы, снежные крепости.
СЛАЙД 11
А молодежь мастерила из соломы и ветхой одежды, соломы, ветоши символ праздника – чучело Масленицы. Его располагали на выбранном месте и всю неделю веселились вокруг него.
СЛАЙД 12


Вторник: «заигрыш»
Во вторник, на «заигрыш», приглашались девицы и парни – покататься со снежных гор, поесть блинов: «У нас состроены горы и блины испечены – просим пожаловать!»
СЛАЙД 13
Молодежь знакомилась друг с другом на гуляниях, веселых игрищах и катаниях с горки.
СЛАЙД 14


Среда: «лакомки»
В этот день в каждом доме накрывались особо щедрые столы. На Руси считалось, что именно в среду масленицы «лакомку» нужно съесть как можно больше блинов, чтобы на весь год хватило.
СЛАЙД 15
Одним из излюбленных развлечений на Масленицу было катание на карусели. Карусель имеет форму круга, а, значит, символизировала солнце.
СЛАЙД 16


Четверг: «разгул»
День, когда празднования разворачивались во всю ширь, прекращались всяческие работы по хозяйству и устраивались различные состязания.
Всюду были богатые ярмарки с всевозможными лакомствами, пряниками, орехами, с чаепитием из самоваров с баранками и блинами. Дети свистели в глиняные свистульки, подражая пению птиц - зазывали весну. С оврагов пускали подожжённые колёса от телег. На площадях ходили ряженые и водили живого дрессированного медведя на цепи, устраивая представления.
СЛАЙД 17
Катание с горы – одно из излюбленных развлечений на масленичной недели. Покататься приходили дети, молодые люди всего села и даже жители соседних сел. Горки сколачивали из дерева и заливали водой или заливали водой естественные горы. Горки старались украсить - флажками, фонариками, елками. Катания всегда проходили весело, с песнями и шутками.
СЛАЙД 18
Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, коньки, ледянки (расплющенные корзины, заледеневшие снизу), деревянные корыта - корёжки, перевёрнутые скамейки.
Развлечения чередовались с богатыми пирушками, а самым главным событием становился штурм снежного городка.
СЛАЙД 19
Парни строили снежный городок - ледяную крепость с воротами, сажали туда стражу, а потом пешие и конные шли в атаку, лезли на стены, врывались в ворота. Осаждённые оборонялись снежками, мётлами и нагайками.
СЛАЙД 20
В Масленицу обычаи давали возможность парням и молодым мужчинам показать свою удаль в кулачном бою.
СЛАЙД 21
Биться друг с другом могли две деревни, жители противоположных концов большого села. К бою готовились серьёзно: парились в банях, ели хлеб и мясо, потому как верили, что они придавали силу и смелость.
СЛАЙД 22 – 24
Залазание на шест, хождение на ходулях, перетягивание каната – забавы, где парни показывали свою удаль молодецкую.
СЛАЙД 25


Пятница: «тёщины вечёрки»
В дом молодой семьи приходили родственники жены. Хозяин (муж) должен был угодить теще и показать гостям свое уважение к ней и ее родным.
СЛАЙД 26


Суббота: «золовкины посиделки»
А в субботу родственники мужа приходили в дом молодой семьи.
СЛАЙД 27


Воскресенье: «проводы»
Последний день Масленицы в народе называется «Прощеным воскресеньем» или «Целовальником». В этот день посещают могилы усопших родственников, просили прощения за все обиды, причиненные за год, а в знак примирения целовались. Отсюда и пошло название этого дня масленицы.
Веселились на проводы масленицы с особым размахом. Люди надевали самые нарядные одежды, накрывали щедрые столы.
СЛАЙД 28
Очень весело в деревнях проходили катание на санях. Упряжь лошадей украшали, на сани крепили ленты, бубенцы, колокольчики, брали музыкальные инструменты и с песнями катались по деревне. На саням провозили чучело Масленицы на шесте.
СЛАЙД 29
В прощеное воскресение разводили священный костёр. Через него прыгали молодые люди девушки. Считалось, что огонь очищает от всего плохого.
СЛАЙД 30
Потом на священном костре сжигали чучело Масленицы, а пеплом посыпали поля. Поверье гласило, что сожженное дотла чучело масленицы принесет хороший урожай. К вечеру убирали дом и остатки праздничной еды.
СЛАЙД 31 – 34
Отмечается масленица и в наши дни, но уже не с таким размахом. В каждом городе и селе устраиваются народные гулянья с ярмарками, представлениями, с обрядом сжигания чучела Масленицы. Люди просят друг у друга прощения в Прощёное воскресенье. Радуются проводам лютой зимы и ждут с нетерпением ласковую весну.
Загрузка...