Бизнес. Личная эффективность. Мотивация. Самообразование. Заработок

Технология трудоустройства основные этапы и их содержание. Рынок труда, его современное состояние и проблемы

Рынок труда представляет собой особую сферу, где работники осуществляют торговлю своими собственными силами, знаниями и умением. Такой рынок не является стандартным в понимании обывателя. Однако он успешно функционирует, позволяя удовлетворять потребности всех его участников. Каков же он, рынок труда, современное состояние и проблемы которого остаются на этапе разрешения?

На таком рынке так же, как и во всех других, действуют свои законы – закон спроса и предложения, а также формируются так называемые цены. В качестве цены здесь выступает заработная плата того или иного сотрудника, а также оплата, которая может предлагаться потенциальным работодателям.

Чем больше запрашивает соискатель уровень возможной заработной платы, тем меньшее количество потенциальных работодателей могут его принять (закон спроса). И чем меньшую заработную плату предлагает работодатель, тем меньшее количество сотрудников готовы приступить к работе (закон предложения). И только в месте пересечения этих двух условных прямых позволяет определить реальный рынок труда.

Рынок труда и его характеристика на современном этапе заставляет обратить внимание на одну важную особенность: работодатель ставит потенциального сотрудника на принятие заведомо невыгодных для него условий, поскольку в ином случае он вообще может остаться без работы.

Что собой представляет рынок труда в современных экономических условиях

Современный рынок представляет собой некую диспропорцию, что уже укоренилась, отсутствие мотивации в профессиональной сфере, низкая оплата. Минимальная заработная плата в стране очень маленькая, значительно ниже (до нескольких десятков раз), чем в развитых странах близкого и дальнего зарубежья. Сегодня практически отсутствует стимулирование профессионального развития сотрудников и неработающих специалистов. Можно выделять определенные критерии развития:

  • возрастание безработицы}
  • появление переселенцев и беженцев, которые подлежат трудоустройству}
  • неэффективное использование трудового потенциала сотрудников – из-за уменьшения производства необходимость в использовании имеющегося трудового потенциала сотрудников в полном объеме отпадает}
  • значительно заниженный размер пособия по безработице}
  • увеличение роста теневой занятости населения}
  • сложность вхождения в некоторые сектора: соискатели с высшим образованием не имеют возможности получить доступ к трудоустройству в определенных секторах, например банковский сектор, из-за установления монополизации, высокого уровня заработной платы и требований}
  • реальные отличия между официально зарегистрированным количеством безработных, а также вообще общего количества безработных.

Безработица – неприятная, но обязательная составляющая

Современный рынок труда в любой стране определяет уровень социального положения всего населения. Его главной составляющей является безработица. Она присутствует в каждой стране, однако отличается лишь своим уровнем. Спрос на работников можно регулировать не уровнем стоимости их работы, а непосредственным объемом производств. Поэтому рынок труда непосредственно и очень тесно связан с существующей в стране экономикой, напрямую зависит от нее.

Зарубежный опыт должен научить нас тому, что правильное и постепенное развитие рынка труда и рыночных отношений в обязательном порядке предусматривает выстраивание и эффективную защиту определенных групп населения.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу очень четко сформировались, и практически у всех работодателей взгляд на это один. Ценный профессионал – это лицо, которое может отвечать определенным критериям: первично то, чтобы человек был хорошим специалистом в своем деле. Также он должен быть мобильным и универсальным.

Современный рынок труда и безработица

Безработицей называют особое положение, при наличии которого некая часть работоспособного населения не может успешно трудоустроиться с предполагаемым уровнем заработной платы, либо же трудоустроиться вообще. Известно, что достигнуть равновесия спроса и предложения просто невозможно. По причине несоответствия заявленного спроса выдвинутому предложению такая ситуация стандартно приводит к возникновению разного уровня безработицы. Безработица в основном распространена в определенных кругах, наиболее незащищенными из которых являются:

  • молодые женщины,
  • молодежь,
  • национальные меньшинства,
  • лица, покинувшие места лишения свободы.

Можно условно определить три основных составляющих безработицы:

  1. Высокий уровень существующей заработной платы. В случае поднятия уровня заработной платы выше среднего (например, по требованиям профсоюзов) у работодателей уменьшается уровень необходимых предложений на замещение должностей. Это приводит к возникновению безработицы. С подобным явлением можно бороться только путем стабилизации уровня заработной платы.
  2. Невысокий уровень спроса также является причиной возникновения безработицы. Например, при снижении уровня спроса на товары уменьшается уровень спроса на сотрудников, осуществляющих продажи.
  3. Несовершенство и негибкость рынка. Считается, что возникновение безработицы является производной от того, что многие работодатели не могут в нужное время приспособиться к изменениям продаж.

Для борьбы с безработицей необходимо прикладывать усилия для того, чтобы бороться с факторами, провоцирующими безработицу. Среди них можно выделить наиболее проблемные:

  • Демографическая ситуация в конкретном регионе, где происходит борьба с безработицей. Это уровень рождаемости и смертности, миграционные потоки (как из региона, так и в регион), уровень продолжительности жизни.
  • Процесс перехода собственности на предприятиях из государственной в частную путем поведения стандартной процедуры приватизации. В этом случае огромное количество сотрудников таких предприятий предположительно оказываются без работы.
  • Организационно-экономические факторы. Здесь подразумеваются процессы изменения любой организационно-правовой формы, а также слияния и поглощения разнообразных компаний. В этих ситуациях сотрудники вынужденно могут менять фактическое место своей работы на другие регионы и наоборот. Все эти движения влияют на колебания, затрагивающие рынок труда.
  • Технический фактор. С учетом развития научно-технического прогресса на сегодняшний день, а также его перспектив развития в будущем, многие компании (особенно производственные) перестают нуждаться в некоторых категориях сотрудников, что провоцирует появление глобальных увольнений.

Рынок труда, его современная структура

Современный рынок труда в нашей стране имеет следующую структуру:

  • Здоровая конкуренция. Современная структура предусматривает наличие, в обязательном варианте, естественной конкуренции между работодателями и соискателями, а также между представителями одной группы.
  • Механизм регулирования отношений на рынке труда на государственном уровне.
  • Построение системы полной социальной защиты работоспособного населения.

Субъектный состав рынка современного труда очень многочисленный. Туда входят сами работодатели, уже нанятые работники, безработные лица, самозанятые работники. Все предполагаемые члены современного рынка труда, представляющие группу соискателей, могут условно быть поделены на категории:

  • «Синие воротнички». Эту категорию представляют работники заводов и фабрик, которые выполняют исключительно физическую работу.
  • «Белые воротнички». Эта категория представляется только сотрудниками, которые для выполнения работы используют умственные способности и знания.
  • «Серые воротнички». Эта категория представляет обычных рядовых и подсобных работников.

Главными составляющими на рынке труда можно определить совокупность предложений, которые охватывают всю рабочую силу, а также совокупный спрос, который определяет общую потребность экономики в наемной рабочей силе.

Регулирование рынка труда на государственном уровне в нашей стране

В регулировании рынка занятости населения не последнюю роль играет государство. Оно имеет большое влияние на некоторые моменты, которые влияют на становление занятости, как в отдельных отраслях, так и в глобальном масштабе. Например, государство может оказывать влияние на:

  • уровень предлагаемой заработной платы, условий труда,
  • предоставление дополнительных льгот отдельным лицам или категориям работников,
  • уровень социального обеспечения.

Государство может активно бороться с безработицей путем создания дополнительных рабочих мест, государственных органов, которые осуществляют контроль и борются с безработицей, эффективных программ, позволяющих заинтересовать потенциальных работодателей и т.д. Нередко сюда относят государственные программы, которые позволяют представлять работодателям дополнительные льготы при трудоустройстве безработных инвалидов или специалистов определенных профессий, а также провести процесс замещения вакантных должностей и обеспечить безработное население работой.

Государственные биржи как способ уменьшения уровня существующей безработицы

Созданные государством биржи помогают активно бороться с имеющимся уровнем безработицы в стране в целом, а также в отдельных ее регионах. Основная направленность этих организаций заключается в том, что они должны обеспечивать оборот потенциальных сотрудников и обеспечение их трудоустройством. Для достижения такой цели разрабатываются планы мероприятий, направленные на изменение уровня профессиональной подготовки, а также смены профессиональной направленности потенциального соискателя. Соискатели обеспечиваются бесплатными курсами повышения квалификации, курсами обучения на определенные специальности и т.д. Все это помогает не только получить дополнительные знания, но и найти работу по вновь приобретенной профессии.

Такие учреждения играют большую роль в борьбе с безработицей, особенно путем повышения социальной активности населения, исследования рынка труда в регионе и стране с целью мобильности ищущих работу граждан. Они помогают добиться от иных органов власти предоставления льготных программ кредитования для индивидуальных предпринимателей, имеющих наемных работников, улучшения условий обслуживания, снижения ставки налогообложения, а также использования и других видов поощрения.

Особая роль бирж в процессе регулирования рыночных отношений

К сожалению, нужно отметить, что работа биржи труда не особо сильно может влиять на установленный рынок труда в стране. В нашей стране не существует на законодательном уровне обязательства выполнять назначения биржи предпринимателями и предприятиями. Последние стараются самостоятельно определить круг возможных соискателей через собственные отделы кадров. Это позволяет сделать выбор в достаточно короткие сроки и принимать решение о трудоустройстве после общения с большим кругом возможных специалистов. А соискатели, в свою очередь, чтобы избежать бюрократических издержек общения с биржами, проявляют желание напрямую общаться с потенциальными работодателями.

Частные рекрутинговые компании

Кроме государственных учреждений, существуют частные компании, которые занимаются подбором персонала для разнообразных предприятий. Такие организации работают и на потенциальных работодателей, удовлетворяя их потребности в разного уровня специалистах, а помогают и соискателям на определенные вакансии.

Работа таких компаний существенно влияет на рынок труда. Современная тенденция развития помогает провести подбор персонала для замещения вакантной должности, а также подобрать необходимую работу для кандидата. Роль таких компаний в регулировании рынка труда очень велика, поскольку они реально показывают хорошие показатели по трудоустройству и удовлетворению обоих сторон. Поскольку рекрутинговые компании являются частными, то и их деятельность целиком и полностью направлена на достижение определенного результата, в данном случае – удовлетворения потребностей по трудоустройству.

Регулирование рынка труда

К сожалению, созданные биржи не могут выполнять в полном объеме роль регулятора рынка труда. Вопрос устройства на работу продолжает находиться на критическом уровне. В условия нестабильной экономики многие учреждения и организации либо перестают работать на время, либо становятся банкротами. Соответственно, все сотрудники, которые работали на таких предприятиях, остаются без работы. Естественно, что не все они могут устроиться на работу с помощью бирж, многие так и останутся находиться на учете (особенно, если возраст предпенсионный либо же нет соответствующей профессии). Также приток безработных приходится на период окончания учебного года, поскольку ВУЗов и профильных училищ много, а обеспечить всех выпускников работой не представляется возможным, по крайней мере, сразу.

Эти проблемы были известны всегда, но особого внимания к ним не привлекалось. Только в последнее время стали уделять решению этих проблем достаточное внимание. Изменилась позиция в отношении рынка труда, замещать освободившиеся вакансии теперь можно после посещения ежемесячно устраиваемых ярмарок вакансий, а также других подобных мероприятий.

Однозначно, не принимать роль бирж в регулировании рынка труда просто невозможно. Как уже отмечалось, биржи занимаются перепрофилированием, переподготовкой, учебой потенциальных работников, а также реально помогают в трудоустройстве гражданам. Кроме того, особое значение имеет то, что биржи занимаются сбором данных о количестве безработных, уже трудоустроенных, определении перечня востребованных профессий, что помогает составить статистику и план мероприятий, направленных на борьбу с безработицей.

Но, что бы ни делала биржа, основную проблему она не решает. Потерявший работу человек, придя на биржу и получив предложение приобрести новую специальность, естественно, соглашается. Но на рынке труда будут отдавать предпочтение потенциальным сотрудникам, возраст которых – до 45, есть определенный стаж работы по необходимой профессии. А реальные соискатели, которые ищут работу через биржу, не имеют опыта в новой профессии, да и возраст зачастую около граничного либо же выше. То же происходит и с молодежью, которая на период поведения перепрофилирования, может утратить реальную возможность трудоустроиться, в связи с занятием вакантной должности другим специалистом. То есть вопрос переобучения не может решить проблему трудоустройства.

Поскольку еще очень много времени пройдет до момента, когда проблема будет полностью устранена, можно предпринимать эффективные промежуточные решения. Они хоть и не решают в целом проблему, однако лишними совершенно не будут:

  • увеличение минимального и максимального размера пособия, получаемого безработными}
  • направление усилий на проведение трудоустройства молодого населения страны}
  • приложение усилий для реального поиска рабочих мест безработному населению.

В условиях сегодняшнего дня огромную роль в стабилизации и улучшении экономики в стране, а также экономических процессов, играет мобильность потенциальных соискателей. То есть способность работника, а также членов его семьи, по надобности изменять место своего проживания с региона на регион. Именно это особенность может привести к увеличению производительности и эффективности экономики в целом.

Решение проблем, имеющихся на рынке труда

При становлении рыночных отношений всегда затрагивается важнейшая сфера экономики – занятость трудовых ресурсов. При проведении правильной экономической политики уровень безработицы не должен быть выше 5%, это является идеальным соотношением. На сегодняшний день возможно достичь такой ситуации и у нас в стране. Однако существует ряд факторов, которые преграждают дорогу к достижению этой цели, а именно:

  • Существующий рынок труда не является сбалансированным. Есть большое количество вакансий, размещенных разнообразными компаниями, и есть большое количество безработных, умение, профессиональная подготовка и опыт работы не позволяет им воспользоваться предложенными вакансиями.
  • Существующие ограничения, в том числе и правовые, уменьшающие реальные возможности мобильности работоспособного населения (существующий институт регистрации и прописки значительно привязывает человека к определенному месту нахождения).
  • Отсутствует возможность обеспечения доступным жильем, что снижает мобильность хороших специалистов в другие регионы.
  • Уровень производительности труда, по отношению к другим странам, остается на очень низких показателях.
  • Монополизированная экономика. Это удачно и продолжительное время позволяет работодателям диктовать свои условия труда и уровень оплаты за работу, а сотруднику ничего не остается, как принимать явно невыгодные условия.

Устранив все существующие проблемы, можно добиться хороших показателей и на рынке труда, и в экономике, и в рыночных отношениях. Как уже стало видно, от рынка труда очень зависят рыночные отношения и экономика в целом. И остается надеяться, что совсем недолго осталось до времени, когда рынок труда будет абсолютно объективным и позволит работодателям и работникам на равных бороться за удовлетворение своих потребностей в трудоустройстве.

  • Подбор и отбор, Рынок труда

Ключевые слова:

1 -1

INFO STADIYA - это площадка, на которой студент сможет найти ответ на любой вопрос, а так же получить консультацию, касательно написания студенческих работ. Здесь, вы можете заказать диплом, курсовую, реферат, отчет по практике, документы для приложений, задачи, и многие другие виды ученических заданий. В нашей компании работает большое количество квалифицированных авторов. Ознакомиться ценами на услуги, можно на соответствующей странице.

Тесты по менеджменту по специализации «Управление персоналом» на тему: «Технология трудоустройства». Подходит для тестирования знаний студентов, обучающихся по гуманитарным специальностям.

Способы поиска работы включают

  • -: с помощью частных служб
  • -: через знакомых
  • -: с помощью государственной службы трудоустройства
  • +: все ответы верны.

Какие фазы можно выделить в процессе поиска новой работы:

  • -: первая и вторая
  • -: начальная и заключительная
  • +: активная и пассивная
  • -: основная и второстепенная.

Какую цель преследует этап установления контакта с работодателем:

  • +: получение приглашения на собеседование

Какую цель преследует этап подготовки к собеседованию

  • +: произвести выгодное впечатление на работодателя
  • -: получение приглашения на вакантную должность
  • -: выбор из предложенных вакансий

Какую цель преследует этап прохождения собеседования

  • -: получение приглашения на собеседование
  • -: произвести выгодное впечатление на работодателя
  • +: получение приглашения на вакантную должность
  • -: выбор из предложенных вакансий

Какую цель преследует этап принятия решения

  • -: получение приглашения на собеседование
  • -: произвести выгодное впечатление на работодателя
  • -: получение приглашения на вакантную должность
  • +: выбор из предложенных вакансий

Целью какого этапа является сохранение контактов на случай нового обращения

  • -: этап принятия решения
  • -: этап прохождения собеседования
  • +: этап обратной связи с руководителями других фирм
  • -: этап подготовки к собеседованию.

Каким способом поиска работы следует воспользоваться соискателю, если он не только хочет найти работу, но и может пройти переподготовку и повышение квалификации совершенно бесплатно?

  • +: с помощью государственной службы
  • -: с помощью частных служб трудоустройства
  • -: с помощью газет и журналов
  • -: с помощью знакомых.

Что не является преимуществом скрытого рынка вакансий

  • -: у вас меньше конкурентов
  • +: у вас больше конкурентов
  • -: у вас больше шансов найти работу, соответствующую вам
  • -: у вас есть возможность создать новую должность

Перед тем как принять предложение о работе необходимо оценить

  • +: перспективы карьерного роста
  • -: численность предприятия
  • -: свое физическое здоровье
  • -: количество конкурентов у предприятия

Что не относится к подходам к оценке предложения

  • -: экспертные консультации
  • -: логика цифр
  • +: социологический опрос

Если вам трудно оценить данное предложение о работе и вы обращаетесь к мнению других людей, значит вы используете

  • +: экспертные консультации
  • -: логика цифр
  • -: социологический опрос
  • -: эмоциональная и интуитивная оценка

Если вы человек рациональный и логичный, то в ситуации принятия вам может помочь

  • -: экспертные консультации
  • +: логика цифр
  • -: социологический опрос
  • -: эмоциональная и интуитивная оценка

Если у вас хорошо развита интуиция, то скорее всего при оценке предложения о работе вы воспользуетесь

  • -: экспертные консультации
  • -: логика цифр
  • -: социологический опрос
  • +: эмоциональная и интуитивная оценка

От чего не зависит разброс в оплате труда

  • -: от отрасли, в которой вы предполагаете работать
  • -: от компании, которая нанимает сотрудника
  • +: от вашего внешнего вида
  • -: от того впечатления, которое вы смогла произвести на работодателя

При ведении переговоров о заработной плате необходимо

  • -: первому назвать цифру заработной платы
  • +: дождаться пока интервьюер сам сообщит размер заработной платы
  • -: всячески избегать разговора о размере заработной платы
  • -: соглашаться с любым размером заработной платы

МИНИСТЕРСТВО образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Мордовия

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Рузаевский политехнический техникум»

Утверждаю

Директор техникума

_________________/_М.К. Волков/

«____»__________20__ г.

Номер регистрации __________________

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Технология трудоустройства

Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 151901 «Технология машиностроения»

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (ССУЗ) «Рузаевский политехнический техникум»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Технология трудоустройства

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 151001 «Технология машиностроения»

Программа учебной дисциплины может быть использована____________________________________________________________________

указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

профессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

    анализировать изменения, происходящие на рынке труда, и учитывать их в своей профессиональной деятельности;

Планировать и контролировать изменения в своей карьере;

Составлять резюме;

    оценивать предложения о работе;

    эффективно использовать полученные теоретические знания при поиске работы;

    выбирать наиболее эффективную стратегию и тактику поведения в конфликте;

    проходить интервью и тестирования;

    заполнять анкеты;

    осуществлять самопрезентации;

    эффективно строить деловое общение.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

    реальную ситуацию на рынке труда;

    этапы карьеры и их специфику;

    принципы планирования и управления карьерой;

    возможные способы поиска работы;

    агентства по трудоустройству, принципы и методы их работы;

    правовые аспекты взаимоотношения с работодателем;

    принципы составления резюме;

    правила поведения в организации;

максимальной учебной нагрузки обучающегося__60____часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _44___ часа;

самостоятельной работы обучающегося _16____ часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:

практические занятия

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

Работа с нормативно-правовыми актами

4

Решение ситуаций по темам

4

Изучение отдельных теоретических вопросов по дополнитель-ным источникам

4

Подготовка сообщений, рефератов

4

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Технология трудоустройства»

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Человек и труд в системе рыночных отношений

4

1

Тема 1.1. Человек и его роль в современной организации.

Человек и его роль в современной организации. Понятие социально-трудовых отношений. Субъекты и уровни социально-трудовых отношений. Типы социально-трудовых отношений: патернализм, социальное партнерство, конкуренция, солидарность, субсидиарность, дискриминация, конфликт.

Заполнение таблицы «Типы социально-трудовых отношений, их характеристика»

2

1

Тема 1.2. Понятие и особенности современного рынка труда.

Понятие и особенности современного рынка труда. Трудовая мотивация и ее особенности в условиях рыночной экономики. Качество трудовой жизни.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение:

Особенности мотивации в условиях рыночной экономике.

2

1

1

Раздел 2. Карьера как стратегия трудовой жизни

2

Тема 2.1. Карьера как стратегия трудовой жизни

Определение карьеры. Типы и варианты карьерного продвижения. Модели построения карьеры. Фазы становления профессионала и этапы планирования и реализации карьеры. Мотивация карьеры.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение: основные этапы планирования и реализации карьеры; мотивация карьеры

2

1

1

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

Раздел 3. Планирование и развитие карьеры

2

Тема 3.1.Планирование и развитие карьеры

Формирование целей карьеры. Реализация призвания в профессиональном выборе и определение места работы в системе жизненных ценностей. Технология планирования карьеры.

Самостоятельная работа обучающихся

Тестирование: выбор профессии, определение способностей к отдельным видам деятельности.

2

1

Раздел 4. Технология эффективного трудоустройства

6

Тема 4.1. Основные причины, этапы и способы поиска работы.

Основные причины и этапы поиска работы. Способы поиска работы: через кадровые агентства, службы занятости, информацию в изданиях по трудоустройству, участие в специализированных мероприятиях (ярмарках вакансий, днях карьеры), обращение к знакомым, прямое обращение к работодателю.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения: анализ эффективности способов поиска работы.

Работа с нормативно-правовым актом –Законом РФ « О занятости в РФ».

Решение ситуаций по теме.

2

1

Тема 4.2. Рынок вакансий .

Понятие рынка вакансий. Скрытый рынок вакансий. «Подводные камни» поиска работы. Техники оценки предложения о работе. Переговоры о заработной плате.

Практическое занятие 1: Освоение техник самопрезентации.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения:

Анализ ошибок при самопрезентации.

Типичные трудности, связанные с трудоустройством, и пути их преодоления.

2

2

2

Раздел 5. Основные документы для успешного трудоустройства

6

Тема 5.1. Резюме и его роль в эффективном трудоустройстве.

Понятие резюме и его роль в трудоустройстве. Виды резюме: функциональное, хронологическое, целевое. Правила составления резюме. Разделы резюме. Оформление резюме. Ложь в резюме. Особенности составления резюме на английском языке.

Самостоятельная работа обучающихся

Проанализируйте предложенные резюме и составьте заключение о наличии или отсутствии ошибок при его составлении авторами. Каковы, по Вашему мнению, шансы авторов на приглашение для собеседования?

2

1

Тема 5.2. Способы подачи резюме.

Способы подачи резюме. Принципы составления сопроводительного письма. Правила получения обратной связи. Предоставление рекомендательных писем и характеристик.

Практическое занятие 2: Резюме при устройстве на работу

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение:

2

2

1

Раздел 6. Тестирование и анкетирование при приеме на работу

6

Тема 6.1. Анкетирование при приеме на работу

Цели анкетирования и тестирования. Особенности процедуры анкетирования и виды анкет при устройстве на работу. Основные правила заполнения анкет.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение:

Виды анкет

2

2

Тема 6.2. Тестирование при приеме на работу

Виды тестов и их применение в трудоустройстве. Подготовка к тестированию. Правила прохождения тестирования. Анализ итогов тестирования как стимул к саморазвитию.

Практическое занятие 3: Процедура тестирования при трудоустройстве.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение

Особенности отдельных видов тестов

2

2

2

Раздел 7. Психологические особенности прохождения интервью

6

Тема 7.1. Психологические особенности прохождения интервью

Цель и структура интервью при устройстве на работу. Типы интервью: групповое и индивидуальное; неформальное, типовое и ситуационное. Подготовка и правила поведения в ходе интервью. Наиболее часто задаваемые вопросы в ходе интервью (общие и стрессовые). Вопросы, задаваемые интервьюеру. Телефонное интервью. Анализ неуспешных интервью и выработка мер по предупреждению ошибок в дальнейшем трудоустройстве.

Практическое занятие 4: Развитие навыков прохождения интервью.

Практическое занятие 5: Развитие коммуникативной компетентности.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения:

2

2

2

2

Раздел 8. Юридические аспекты трудовых отношений

6

Тема 8.1. Порядок приема на работу.

Порядок приема на работу. Понятие, содержание и подписание трудового договора (контракта). Основные права и обязанности работника и работодателя при трудоустройстве.

Практическое занятие 6: Оформление кадровых документов при поступлении на работу.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение:

Необходимые условия трудового договора

Оформление трудового договора

Работа с нормативно-правовым актом -Трудовым Кодексом РФ.

Решение ситуаций по теме.

2

2

1

Тема 8.2. Прядок увольнения с работы

Особенности прохождения испытательного срока. Причины, основания и процедура увольнения.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с нормативно-правовым актом - Трудовым Кодексом РФ.

Решение ситуаций по теме.

2

2

Раздел 9. Получение опыта работы

6

Тема 9.1. Адаптация в организации.

Условия успешной адаптации в организации. Организационная культура и деловой этикет.

Практическое занятие 7: Обобщение знаний и навыков успешного трудоустройства.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение: Значение делового этикета.

2

2

2

Тема 9.2. Конфликты в организации.

Типы конфликтов в организации, правила поведения в конфликте. Эффективное деловое взаимодействие с руководством и коллегами.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовьте сообщение на тему:

- «Позитивные стороны функциональных конфликтов».

Подготовьте рефераты на темы:

- «Антистрессовая программа»

- «Разрешение конфликтных ситуаций»

Подготовьте доклад по содержанию основных стратегий преодоления конфликтов.

Ответив на вопросы теста, сделайте вывод:

    Конфликтны ли Вы как личность?

    Какова степень социальной адаптации от стрессов?

    Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни?

    Не слишком ли Вы агрессивны?

Решение ситуаций по теме

2

2

Всего:

44

22

66

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмента и правового обеспечения профессиональной деятельности».

Оборудование учебного кабинета:

Посадочные места по количеству обучающихся;

Рабочее место преподавателя;

Комплект нормативно-правовых актов: Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Закон РФ «О занятости населения в РФ.

Технические средства обучения:

Компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Конституция РФ-М. 1993 г.

Основные источники:

1. Конституция РФ-М. 1993 г.

4. Е.В. Афонина Электронный образовательный ресурс «Технология карьеры», рекомендован для использования ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» Эксп ертное заключение от 26.10.2012 г. № 607

Дополнительные источники:

1. Кнебель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу. – М., 2013.

2. Лукашевич Н.П. Самоменеджмент: Как достигнуть успеха в деловой карьере: В 2 кн. – Харьков, 2012.

3. Петрушин В.И. Настольная книга карьериста: Учеб. пособие. – СПб., 2012.

4. Поляков В.А. Технология карьеры: Практическое руководство. – М., 2013.

5. Сотникова С.И. Управление карьерой: Учеб. пособие. – Новосибирск: ИНФРА, 2010.

6. Степанов С. Слагаемые карьеры. – М., 2013.

7. Свергун О.Ю. Психология успеха, или Как стать хозяином своей жизни: Практическое пособие. – М., 2012.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Раздел 1.

Знания:

Реальную ситуацию на рынке труда.

Умения:

Анализировать изменения, происходящие на рынке труда, и учитывать их в своей профессиональной деятельности.

внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 2.

Знания:

Этапы карьеры и их специфику.

внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 3.

Знания:

Принципы планирования и управления карьерой.

Умения:

Планировать и контролировать изменения в своей карьере.

Опрос, анализ результатов тестирования, внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 4.

Знания:

Возможные способы поиска работы;

Агентства по трудоустройству, принципы и методы их работы.

Умения:

Оценивать предложения о работе;

Эффективно использовать полученные теоретические знания при поиске работы;

Осуществлять самопрезентации.

Опрос, практическое занятие (1), внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 5.

Знания:

- принципы составления резюме.

Умения:

Составлять резюме.

Опрос, практическое занятие (2), внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 6.

Знания:

Процедуру анкетирования и виды анкет при устройстве на работу;

Основные правила заполнения анкет;

Виды тестов и их применение в трудоустройстве;

Правила прохождения тестирования.

Умения:

Заполнять анкеты;

Проходить тестирования.

Опрос, практическое занятие(3), внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 7.

Знания:

Структура интервью при устройстве на работу, типы интервью;

Подготовка и правила поведения в ходе интервью.

Умения:

Эффективно строить деловое общение;

Проходить интервью.

Опрос, практические занятия (4, 5), внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 8.

Знания:

Правовые аспекты взаимоотношения с работодателем.

Умения:

- оформление кадровых документов при поступлении на работу.

Опрос, практическое занятие (6), внеаудиторная самостоятельная работа

Раздел 9.

Знания:

Правила поведения в организации;

Умения:

Выбирать наиболее эффективную стратегию и тактику поведения в конфликте.

Опрос, практическое занятие (7), внеаудиторная самостоятельная работа


В своей жизни мы принимаем ряд важных, подчас судьбоносных решений. Выбор места работы – одно из них, ведь от того, в какой организации, должности, окружении работает человек, зависит его социальный статус, материальное благополучие, самочувствие и самоощущение.

В действиях, необходимых для успешного поиска новой работы, можно выделить две основных фазы . Первая, так называемая пассивная фаза , включает в себя сбор и анализ информации о вакансиях, составление резюме, подготовку рекомендательных писем. При этом отслеживать и анализировать информацию о ситуации на рынке вакансий рекомендуется постоянно, а не только тогда, когда возникает необходимость найти или сменить работу. Вторая фаза предполагает активную деятельность соискателя. Можно выделить следующие основные этапы активной деятельности по трудоустройству:

1. Установление контакта с работодателем (письменно, по телефону, с помощью электронной почты, факса, в некоторых случаях – путем личного обращения). Цель – получение приглашения на собеседование.

2. Подготовка к собеседованию (подготовка необходимой документации, «проигрывание» ситуации собеседования, пробное прохождение предполагаемых тестов, составление списка вопросов, сбор информации о фирме и потенциальном работодателе и т.д.). Цель – произвести максимально выгодное впечатление на работодателя.

3. Прохождение собеседования (беседа с работодателем, эффективная самопрезентация, прохождение тестирования и анкетирования). Цель – получить приглашение на вакантную должность.

4. Принятие решения (анализ предложенных вакансий, выбор оптимальной). Цель – сделать выбор, максимально отвечающий запросам и возможностям соискателя.

5. Обратная связь с руководителями других фирм , куда поступало предложение услуг от соискателя (оповещение о том, что соискатель на данный момент не нуждается в работе, письменное или устное выражение признательности за то, что его кандидатура была рассмотрена). Цель – сохранение контактов на случай нового обращения или дальнейшего партнерского сотрудничества.

Необходимо принять во внимание, что специфика действий на каждом этапе зависит от выбранного соискателем способа поиска работы. На современном этапе развития рынка труда выделяют следующие способы поиска работы :1. С помощью государственной службы трудоустройства;2. С помощью частных служб трудоустройства; 3. С помощью служб содействия трудоустройству, создаваемых в вузах и других образовательных учреждениях; 4. Через специальные издания по трудоустройству (газеты, журналы, электронные средства массовой информации); 5. Через обращение к знакомым; 6. Путем непосредственного обращения к работодателю; 7. Организованные мероприятия – Дни карьеры, Ярмарки вакансий периодически проводятся специализированными организациями.


Составление резюме.

Резюме - это краткое описание вашей трудовой жизни. Оно должно быть не более двух страниц отпечатанного текста и отвечать основным требованиям:

1. краткость (отсутствие лишних слов, непонятных сокращений);

2. конкретность (отсутствие информации, не имеющей прямого отношения к работе, которую вы ищите);

3. точность и ясность в изложении мысли;

4. избирательность (тщательно отбирайте информацию; если не можете сами, пусть вам помогут родственники, друзья, знакомые);

5. честность (отсутствие недостоверной информации);

6. грамотность;

7. внешний вид (хорошая белая бумага, соблюдение правил оформления документов, красивое оформление).

Универсальная структура резюме:

1. Заголовок – фамилия, имя, отчество кандидата. Располагается обычно вверху страницы по центру.

2. Основные личные данные – дата рождения, адрес, телефон, семейное положение. Обычно располагаются в верхнем левом углу под заголовком и печатаются более мелким (10–11) шрифтом.

3. Цель обращения – на какую работу, в какой должности и на каких условиях претендует кандидат (2–3 строки, но не более 6).

4. Образование – даты поступления и окончания, наименование учебного заведения, полученная специальность и присвоенная квалификация. Можно сообщить о наградах, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют цели соискателя, участие в научно-исследовательской работе. Излагается в обратном хронологическом порядке, т.е. начинается с последнего места учебы.

5. Опыт работы – даты приема и увольнения, название организаций, занимаемые должности, выполняемые функции и профессиональные достижения. Это главная часть резюме, однако непропорциональная подробность изложения этих данных нежелательна. Опыт работы обычно излагается в обратном хронологическом порядке.

6. Дополнительная информация – данные о дополнительных знаниях и навыках, имеющих отношение к данной работе, важные факты биографии и личные качества

7. Дата составления резюме – датирование резюме повышает достоверность заинтересованности в данной работе.

Интервью при приеме на работу представляет собой диалог претендента и работодателя или его представителя. Для успешного прохождения интервью претендент должен быть готов отвечать на вопросы о себе, своей профессиональной деятельности, а также задавать вопросы работодателю о целях, ценностях организации и особенностях будущей работы.

Правила создания собственного образа

Есть несколько причин, по которым имидж является важной составляющей в поиске работы и росте карьеры:

1. личный стиль влияет на тех, кто принимает решения в вопросах приема на работу и профессионального роста;

2. мы верим тому, что нам демонстрируется;

3. мы все занятые люди и основываемся на первом впечатлении;

4. от нас ждут, что мы будем действовать как представители своей профессии или организации;

5. нет другого пути выделить лучшего среди равных.

Правила, от выполнения которых зависят первые впечатления, производимые нами на других:

1. Ваши первые десять слов должны быть очень важными.

2. Обратите внимание на других. Смотрите в глаза. Улыбайтесь.

3. Обратите внимание на походку.

4. Обратите внимание на свой внешний вид.

5. Следите за правильностью вашей речи.

6. Единственно оправданная форма прикосновения друг к другу во время общения - рукопожатие.

7. Не прячьте руки.

8. Если вы встречаете кого-либо в первый раз, то принято представляться, называя свои имя и фамилию.

Для планирования карьеры разработаны различные технологии, которые можно условно разделить на следующие группы:

1) технологии эффективной самопрезентации (портфолио карьерного продвижения);

2) технологии определения оптимального карьерного пути (карьерограммы, карты карьеры);

3) технологии оптимизации постановки карьерных целей и процесса разработки планов карьеры («Сценарий анализа карьеры и разработки личного плана развития», технологии разработки плана карьеры А. Я. Кибанова, В. Сандерса, С. Д. Резника Г. Г. Зайцева, Н. Карр-Руфино и др.).

Портфолио карьерного продвижения (ПКП) разрабатывается на ранних этапах, начиная со студенческой скамьи.

ПКП представляет собой пакет документов в бумажном и/или электронном варианте, который отражает все достижения студента (академические, профессиональные и пр.). Портфолио предназначено для обеспечения эффективного взаимодействия с научными руководителями, преподавателями в вузе в период обучения, а также с потенциальными работодателями после окончания высшего учебного заведения.

Минимальный набор документов, входящих в ПКП, следующий:

Список пройденных учебных курсов по основной области профессиональной деятельности, а также смежных областей знания, (включая дополнительную специализацию, тренинги, семинары, мастер-классы и т. п.);

Список внеучебных мероприятий и любых должностей, где на практике применяются навыки лидерства (например, староста группы, руководитель научной студенческой группы);

Описание карьерного потенциала и готовности к карьере в терминах приобретения навыков и опыта;

ПКП должно не только отражать уже достигнутые успехи, но и характеризовать потенциал дальнейшего профессионального продвижения. Карьерное портфолио было задумано как альтернатива традиционному резюме, информация в котором отличается ограниченностью и формальностью, может помочь выпускнику привлечь внимание работодателя.

ПКП должно фиксировать все достижения студента, поэтому портфолио следует регулярно обновлять по мере продвижения во время обучения. ПКП можно использовать для хранения следующих документов:

Выпускная квалификационная (дипломная) и курсовые работы;

Отчеты и отзывы о прохождении производственных практик;

Тексты докладов на научно-практических конференциях;

Копии статей в научных изданиях;

Грамоты и благодарности за участие в форумах, конференциях и др.;

Свидетельство о занесении на Доску почета вуза;

Сертификаты об успешном освоении тренинговых и обучающих программ;



Свидетельство о получении именных стипендий;

Грамоты участников профессиональных конкурсов.

Для характеристики карьерного потенциала ПКП может включать:

Индивидуальный план развития карьеры;

Эссе «Я и моя карьера». В карьерном эссе студент раскрывает свой взгляд на карьеру, описывает причины и особенности выбора им профессии, раскрывает собственные стратегии достижения карьерного успеха и т. п. ПКП может быть размещено как на персональном сайте, так и на сайте вуза. На сайте вуза выделяется специальный раздел, посвященный персональной информации о студентах для потенциальных работодателей.

Карьерограмма - с амая известная из технология планирования карьеры, которая применяется преимущественно для стратегического планирования должностной карьеры.

Карьерограмма - это документ, в котором в наглядной (графической) форме представлен оптимальный карьерный путь к должностям высшего звена управления, а также другим ключевым должностям организации. Карьерограмма обычно охватывает временной период в 10 лет и более.

Карьерограммы обычно разрабатываются для должностей руководителей высшего звена. Желательно, чтобы карьерограмма отражала не только должностное продвижение, но и процесс повышения образовательного

уровня. Карьерограмма может представлять не один, а несколько путей достижения предполагаемой должности (табл. 3).

Таблица 3.

Карьерограмма сотрудника таможенных органов

Возраст, лет Образоват. структура подготовки СВК Должности Уровень прохождения службы Звания
РТА, вуз Слушатель, студент обучающийся
ИПК, РТА Инспектор, старший инспектор, ведущий инспектор лейтенант
Адьюнктура Адъюнкт ст. лейтенант
Кандидат наук Научные должности (НС, начальник лаборатории). Профессорско-преподавательские должности. Руководящие должности в таможне капитан
Докторантура майор
Доктор наук ГНС, ВНС, нач. отдела, нач. центра, профессор, нач. кафедры, руководящие должности в РГУ, РТА
Высшие академические курсы Слушатель подполковник
Больше Всемирная таможеная организация. Регио-нальный учебн. центр Научные и научно-организационные должности в РТА, руководящие должности РТУ, ГКТ РФ, РТА. полковник
генерал- майор

При разработке карьерограммы следует ответить на вопросы:

Какие знания и навыки необходимы кандидату для успешного исполнения данной должности? Где он их может приобрести: в каких учебных заведениях и при выполнении какой работы?

Какой опыт работы важен для эффективной деятельности в данной должности? В каких подразделениях, на каких должностях?

Какие деловые качества необходимо развивать? Какие виды трудовой деятельности и какие формы обучения этому способствуют?

Карьерограммы служат основой для разработки индивидуальных планов развития карьеры.

Карта карьеры М. Армстронга.

Данная технология близка к карьерограмме, но в ней основное внимание уделено не должностному продвижению, а развитию компетенций, поэтому она подходит для планирования профессиональной карьеры.

По мнению М. Армстронга, можно определить карьерный рост в терминах того, что люди должны знать и уметь, чтобы выполнять работу на более высоком уровне ответственности или вносить больший вклад в дело организации. Эти уровни можно описать как диапазон компетентности. Для каждой зоны компетентности требуется определить опыт и подготовку, необходимые для достижения данного уровня компетентности. На основании этого создается карта карьеры, включающая «целевые точки».

Сценарий анализа карьеры и разработки личного плана развития.

Данная технология нацелена на обеспечение рационального, обоснованного принятия решений относительно развития карьеры. Основное внимание в ней уделено вопросам образования. Сценарий включает следующие шаги:

1. Ваши навыки и ваша работа. Сотрудник анализирует свое мастерство и требования текущей работы, указывает невостребованные навыки, что является одним из источников идей по поводу будущей работы. Навыки, которые требуются и которых нет, указываются как потребность в развитии.

2. Ваша жизнь и ваша работа. Выяснение того, что сотрудник ждет от жизни и какую роль в ней должна играть работа. Важно ответить на вопрос: как могут измениться со временем приоритеты?

3. Мир, в котором вы живете и работаете. Внимание сотрудника обращается на организацию, мир работы в настоящем и в будущем. Предлагается ответить на вопрос: каким образом изменится положение в плане технического, экономического, политического, социального развития?

4. Изменение вариантов карьеры. Сотруднику предлагается представить некоторые возможные варианты будущей карьеры.

5. Чему полезному для себя в будущем необходимо научиться? Исходя из выбранного варианта карьеры, сотрудник указывает, чему было бы полезно научиться, если он намерен следовать этим путем.

6. Как вы решаете проблемы? Нужно указать свои привычки и навыки решения проблем.

7. Что вы планируете изучить обязательно? Этот этап помогает выбрать наиболее важные цели обучения.

8. Какой способ обучения подходит вам больше всего? Начинается процесс помощи сотруднику в его планах обучения. Здесь надо сделать обзор привычек, стиля и навыков обучения.

9. Насколько вы укладываетесь в поставленные сроки? Проводится анализ того, укладывается ли сотрудник в сроки обучения в соответствии с техническим контекстом его работы.

10. Возможности и ресурсы для обучения. Здесь внимание сотрудника обращается на возможности и ресурсы, необходимые для реализации намеченных планов обучения.

11. Планирование своего развития. Сотрудник составляет план мероприятий по индивидуальному обучению, связанному с работой и карьерой.

Технология разработки личного жизненного плана карьеры руководителя А. Я. Кибанова.

Технология предназначена для планирования карьеры руководителей. В ней предлагается алгоритм самоанализа и постановки карьерных целей и задач.

По мнению А. Я. Кибанова, личный жизненный план карьеры руководителя должен состоять из трех основных разделов: 1) оценка жизненной ситуации, 2) постановка конечных целей карьеры и 3) частные цели и планы деятельности.

Соответственно, разработка плана карьеры включает следующие шаги:

1. Оценка жизненной ситуации

1.1. Работа

Имею ли я четкое представление о своей работе и ее целях? Помогает ли моя работа достижению других жизненных целей? Каковы мои цели развития и продвижения по отношению к работе? Какую работу я хочу выполнять через 10 лет? Есть ли у меня воодушевление и мотивация? Что является для меня мотиватором сейчас? Через пять лет? Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации? К каким мерам я могу прибегнуть, чтобы убедиться, что моя работа будет отвечать моим личным потребностям?

1.2. Экономическое состояние

Каково мое экономическое положение? Есть ли у меня личный бюджет, каков он, придерживаюсь ли я его рамок? Какие меры я могу применять для улучшения экономического положения в случае необходимости?

1.3. Физическое состояние

Какова моя общая физическая форма? На чем основана моя оценка (собственное представление, результаты медицинского обследования, тесты и т. п.)? Бываю ли я регулярно на осмотрах у врача? В каком лечебном аведении необходимо подлечиться?

1.4. Социальное состояние, человеческие отношения

Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других? Как я их учитываю? Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы? Интересует ли других мое мнение? Навязываю ли я другим свои мысли и мнения? Умею ли я слушать? Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь? Как это проявляется на практике? Стремлюсь ли я развивать людей, с которыми общаюсь?

Как я забочусь о дружеских отношениях? Как я могу развивать свои отношения обратной связи?

1.5. Психологическое состояние

Каково мое психологическое состояние? На чем основана моя оценка? Какие стрессоры беспокоят меня в настоящее время? Не следует ли мне поменять работу? Какие стрессоры могут ожидать меня в ближайшем будущем? Как следует поменять образ жизни, круг общения, хобби? Нуждаюсь ли я в помощи психиатров?

1.6. Семейная жизнь

Имеются ли у меня условия для создания семьи? Следует ли завести еще одного ребенка? Уделяю ли я достаточно внимания родителям, жене, детям? Как лучше проводить досуг в кругу семьи? Куда поехать на отдых? Куда пойти учиться детям? Как помочь детям, имеющим свою семью?

2. Постановка личных конечных целей карьеры

2.1. Целями моей карьеры являются:

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

2.2. Моя карьера должна осуществиться до______г., самое позднее до_______________________________________________________________

2.3. Какие факторы способствуют достижению моей карьеры __________________________________________________________________

2.4. Каковы наиболее критические пункты в достижении моей карьеры?

Что я могу сделать в этом плане? ______________________ _________________________________________________________________

2.5. Что мне нужно задействовать для достижения моей карьеры: время,

деньги, здоровье и т. д.? _______________________________________

2.6. Готов ли я задействовать эти факторы, или мне нужно изменить свои цели?____________________________________________________________

3. Частные цели и планы деятельности, способствующие достижению моей карьеры

Технология планирования карьеры В. Сандерса

Технология предназначена для оптимизации постановки карьерных целей. Она организует процесс прояснения собственных интересов и потребностей, а также возможностей и ресурсов для их реализации. Технология предполагает выполнение двух заданий.

Задание 1. «Баланс достоинств и недостатков». Сотрудникам предлагается проанализировать свои сильные и слабые стороны (каковы возможности для карьерного продвижения и чего в настоящее время недостает). Для этого необходимо заполнить следующую форму, записав все особенности, которые сотрудник может припомнить:

В столбце «Мне нравится» перечисляется все, что человек хочет добиться в жизни (без чего он не будет чувствовать себя успешным). В столбце «Мне не нравится» указывается то, чего хотелось бы избежать. Задание помогает четко и конкретно представить желаемый образ жизни. Выполнение этих заданий облегчает последующий выбор карьеры и составление индивидуального плана развития карьеры.

Очевидно, что в основе данной технологии лежит SWОT-анализ, который предполагает выявление сильных, слабых сторон, возможностей и опасностей (табл. 4).

Таблица 4

Схема SWОT- анализа

Следует учитывать, что потребности и интересы человека, его жизненные приоритеты со временем меняются, поэтому данную процедуру следует периодически повторять. Технологию рекомендуется применять при обучении планированию карьеры.

Технология планирования карьеры Г. Г. Зайцева - это еще одна технология самоанализа. Она менее формализована. Кроме того, она содержит рекомендации («заповеди») по планированию карьеры.

Инструкция. Нижеследующее упражнение поможет вам подумать о карьере и ее значении. Рекомендуем делать это упражнение самостоятельно.

1. Нарисуйте горизонтальную линию, которая изображает прошлое, настоящее и будущее вашей карьеры. На этой линии отметьте крестиком, где вы сейчас находитесь.

2. Слева от крестика, там, где находится часть линии, представляющая ваше прошлое, определите события в вашей жизни, давшие вам подлинное чувство удовлетворения и самовыражения.

3. Проанализируйте эти события и определите специфические факторы, которые вызвали эти чувства. Выявилась ли при этом какая-либо определенная тенденция? Возникали ли эти события, когда вы были одни или когда действовали совместно с другими людьми? Достигали ли вы каких-то целей самостоятельно или лишь совместно с другими?

4. Часть линии, находящаяся справа от крестика, представляет ваше будущее. Определите связанные с карьерой события, от которых вы ожидаете чувства самовыражения и удовлетворения. Следует представить себе эти события ясно, насколько возможно. Если вы способны лишь на утверждения типа «скорее получить мое первое должностное повышение», то, ваши ожидания ущербны. Определите должностные ступени, которые вам надо пройти, чтобы достичь целей карьеры и сроки их прохождения.

5. После того, как вы определили эти связанные с будущей карьерой события, проранжируйте их от важнейших до наименее значимых в терминах того, насколько полным будет ожидаемое вами от них удовлетворение.

6. Теперь вернитесь к третьему пункту и оцените названные там события от высших до низших в терминах действительно имевшего место чувства удовлетворения, полученного от них. Сравните полученные две области оцениваемых событий. Согласуются ли они? Ожидаете ли вы, что будущее будет таким же или качественно отличным от прошлого? Если вы ждете, что будущее будет кардинально отличным от прошлого, то встает вопрос, были ли вы вполне реалистичны в своих ожиданиях относительно удовлетворения, которое могут принести будущие события в области карьеры?

7. Обсудите результаты с наставниками. Планируя собственную деловую карьеру и организуя процесс достижения поставленных целей, помните 5 основных заповедей:

1. ПОЗНАЙТЕ РЫНОК. Вы можете действительно захотеть стать хорошим специалистом и иметь навыки, но открывающихся возможностей не всегда хватает, а конкуренция сильна. Вам всегда нужен альтернативный план карьеры.

2. ПОЗНАЙТЕ И ОЦЕНИТЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ВАЖНЫХ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ: коллег, супругу(а), детей, родителей, друзей. Их представления, запросы и нужды повлияют как на план вашей карьеры, так и на ваши успехи в ходе достижения поставленных целей.

3. СОСТАВЛЯЙТЕ ПЛАН на 24 часа в сутки и на 7 дней в неделю, держите его в голове, но оставляйте время для семьи и любимых занятий.

4. ПОЗНАЙТЕ НЕИЗБЕЖНОСТЬ ПЕРЕМЕН. Все меняется: вы, рынок, фирма. Вы постоянно приобретаете новые навыки. Способность оценить эти изменения и принимать правильные решения (для карьеры) - важное качество. Развивайте его.

5. ПОМНИТЕ, что Ваши решения в области карьеры почти всегда являются компромиссом между идеалом и реальностью, а также между вашими собственными противоречивыми ценностями. Скажем, деньги и успех, с одной стороны, и спокойная семейная жизнь - с другой. Компромиссы обусловлены недостатком времени и финансами.

Задания для самостоятельного выполнения (6 часов).

Загрузка...