Бизнес. Личная эффективность. Мотивация. Самообразование. Заработок

Фронт и тыл едины. Фронт и тыл — едины Фронт и тыл - едины

70 лет прошло с тех пор, как в Чернском районе происходили важные исторические события.

1943 год… Прошло более года с того дня, как Чернский район был освобождён от немецко-фашистских захватчиков, но линия фронта совсем не далеко, идёт подготовка к Орловско-Курской операции. Все силы направлены на борьбу с врагом. Черняне выполняли воинский долг, оставшиеся в тылу не жалели сил на трудовом фронте. Жители Чернского района помогали строить оборонительные сооружения в соседней Орловской области, ухаживали за ранеными в госпиталях.

Не забывали наши земляки и о тех, кто сражался на передовой. Дети, молодёжь готовили подарки для воинов Красной Армии: шили кисеты, носовые платки, полотенца, вязали тёплые варежки, носки. Укладывали в посылки бумагу для писем, карандаши, иголки, нитки, продукты.

А взрослые собирали денежные средства на строительство танков, самолётов для фронта. В апреле 1943 года в Чернь пришла телеграмма от председателя СНК Иосифа Сталина: «Секретарю Чернского РК ВКП (б) Тульской области тов. Нарышкину, Председателю Райсовета Депутатов трудящихся тов. Кукушкиной. Передайте трудящимся Чернского района, собравшим 1 605 000 рублей на строительство танковой колонны «Тульский колхозник» и 201 000 рублей на строительство боевых самолётов… мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

В июле 1943 года в Чернском районе закончилось формирование 3-й гвардейской танковой армии Павел Рыбалко. Штаб армии располагался в с. Ёржино, 10 июля здесь встречали маршала Советского Союза Георгия Жукова.

В августе 1943 года в Черни по дороге на фронт останавливались писатели Борис Пастернак, Константин Симонов, Константин Федин, Александр Серафимович. Дом, в котором ночевали писатели, сохранился до наших дней, но потерял свой прежний облик (ул. Революционная, 1).

До августа 1943 года 101 колхозное хозяйство из-за близости фронта было эвакуировано, и никакой работы в них не проводилось. По возвращении на места сельские труженики с невиданным упорством принялись за освоение распашных земель, во многих артелях колхозники вскапывали залежи и поля лопатами и засевали их. Много усилий пришлось потратить на восстановление общественного животноводства, ведь после освобождения от фашистов в районе осталось всего девять голов общественного скота.

В районе шло восстановление жилых домов, общественных зданий, школ, хозяйственных построек в колхозах и совхозах; велись сельскохозяйственные работы на полях и фермах. Несмотря на сложную военную обстановку, черняне все усилия направляли на организацию мирной жизни: не было сомнений в том, что победа не за горами. Велось строительство новых и ремонт уцелевших школ, изготавливались новые парты, начиналась школьная жизнь. В Черни были организованы курсы повышения квалификации для учителей района. Кроме уроков, дети участвовали в кружковой работе, художественной самодеятельности. В дни каникул школьники были активными помощниками на полях, огородах, фермах, участвовали в скирдовании, сборе колосков, посадке деревьев, сборе лекарственных трав и многих других работах.

Немало внимания уделяли власти района организации работы амбулаторий и бань, предупреждению тяжёлых заразных заболеваний у населения.

Так, совместными усилиями взрослые и дети, солдаты и колхозники, учителя и врачи своим упорным трудом, героическим подвигом, верой и надеждой приближали день Великой Победы.

Наталья Зайцева, фото из архива Чернского музея

06.12.2014 22:09:00

70 лет прошло с тех пор, как в Чернском районе происходили важные исторические события.
1943 год… Прошло более года с того дня, как Чернский район был освобождён от немецко-фашистских захватчиков, но линия фронта совсем не далеко, идёт подготовка к Орловско-Курской операции. Все силы направлены на борьбу с врагом. Черняне выполняли воинский долг, оставшиеся в тылу не жалели сил на трудовом фронте. Жители Чернского района помогали строить оборонительные сооружения в соседней Орловской области, ухаживали за ранеными в госпиталях.
Не забывали наши земляки и о тех, кто сражался на передовой. Дети, молодёжь готовили подарки для воинов Красной Армии: шили кисеты, носовые платки, полотенца, вязали тёплые варежки, носки. Укладывали в посылки бумагу для писем, карандаши, иголки, нитки, продукты.
А взрослые собирали денежные средства на строительство танков, самолётов для фронта. В апреле 1943 года в Чернь пришла телеграмма от председателя СНК И. В. Сталина: «Секретарю Чернского РК ВКП (б) Тульской области тов. Нарышкину, Председателю Райсовета Депутатов трудящихся тов. Кукушкиной. Передайте трудящимся Чернского района, собравшим 1 605 000 рублей на строительство танковой колонны «Тульский колхозник» и 201 000 рублей на строительство боевых самолётов… мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».
В июле 1943 года в Чернском районе закончилось формирование 3-й гвардейской танковой армии П. С. Рыбалко. Штаб армии располагался в с. Ёржино, 10 июля здесь встречали маршала Советского Союза Г. К. Жукова.
В августе 1943 года в Черни по дороге на фронт останавливались писатели Б. Пастернак, К. Симонов, К. Федин, А. Серафимович. Дом, в котором ночевали писатели, сохранился до наших дней, но потерял свой прежний облик (ул. Революционная, 1).
До августа 1943 года 101 колхозное хозяйство из-за близости фронта было эвакуировано, и никакой работы в них не проводилось. По возвращении на места сельские труженики с невиданным упорством принялись за освоение распашных земель, во многих артелях колхозники вскапывали залежи и поля лопатами и засевали их. Много усилий пришлось потратить на восстановление общественного животноводства, ведь после освобождения от фашистов в районе осталось всего 9 голов общественного скота.
В районе шло восстановление жилых домов, общественных зданий, школ, хозяйственных построек в колхозах и совхозах; велись сельскохозяйственные работы на полях и фермах. Несмотря на сложную военную обстановку, черняне все усилия направляли на организацию мирной жизни: не было сомнений в том, что победа не за горами. Велось строительство новых и ремонт уцелевших школ, изготавливались новые парты, начиналась школьная жизнь. В Черни были организованы курсы повышения квалификации для учителей района. Кроме уроков, дети участвовали в кружковой работе, художественной самодеятельности. В дни каникул школьники были активными помощниками на полях, огородах, фермах, участвовали в скирдовании, сборе колосков, посадке деревьев, сборе лекарственных трав и многих других работах.
Немало внимания уделяли власти района организации работы амбулаторий и бань, предупреждению тяжёлых заразных заболеваний у населения.
Так, совместными усилиями взрослые и дети, солдаты и колхозники, учителя и врачи своим упорным трудом, героическим подвигом, верой и надеждой приближали день Великой Победы.
Наталья ЗАЙЦЕВА

План-конспект урока.

1. Класс 11 Дата проведения урока

2 . Урок № 5 в тематическом модуле 5 (название ТМ) Введение. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны

3. Тема урока: Фронт и тыл едины.

(Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне. Советское военное искусство. Культура в годы войны: вклад в победу. Русская Православная церковь в годы войны. Женщины и дети в годы войны).

4 . Тип урока : С-О, К-Р

5. Цели и задачи урока :

научить определять значение советского искусства и его роль в победе над фашизмом;

развивать навыки поисковой работы, обобщать и систематизировать изученный материал, делать выводы и заключения;

содействовать формированию собственной позиции и ответственному поведению в современном обществе.

6. Формируемые УУД :

Предметные: сформировать знания о цене победы, о роли СССР во Второй мировой войне, о советском военном искусстве, о культуре в годы войны, о вкладе в Победу, о Русской Православной церкви в годы войны, о женщинах и детях в годы войны

Метапредметные.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из различных исторических источников; определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; занимать собственную позицию в проблемных вопросах

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, уметь общаться в группе и большом коллективе.

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

7. Планируемые методы, приемы, технологии:

Рассказ учителя с элементами беседы. Работа с учебником и справочной литературой. Работа в группах. Представление и просмотр презентаций с элементами индивидуальных выступлений, «игра в шахматы», тестовые задания.

Технологии.

Здоровье-сбережения, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, исследовательской деятельности, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационные

8. Ключевые дефиниции, даты, личности

Митрополит Сергий, А.В. Александров, А.А. Дейнека, А.Т. Твардовский, В.С. Гроссман, К.И. Шульженко, Л.А. Русланова, А.Н. Вертинский.

РПЦ, баптисты, армяно-григорианская церковь, эмигранты.

9. Домашнее задание :

Индивидуальные сообщения «Особенности послевоенных восстановительных работ в СССР», «Голод 1946-1947 годов в СССР».

Сценарий урока

    Организационный момент (2 мин)

Слово учителя

Добрый день!

Я рада вас приветствовать всех на ток-шоу «По страницам истории». При входе в наш зал вы получили билеты, согласно которых и заняли места.

Итак в нашей встрече примут участие эксперты: по вопросам православной церкви Игорь и Иван.

Эксперты по вопросам эмигрантов Людмила и Елизавета.

Эксперты по культурологи и по изобразительному искусству Виктория, Яна, Иван и Богдан.

Музыкальные эксперты Яна и Диана

Литературный эксперт Анна.

А также эксперт в области истории культуры Егор.

И конечно наши зрители. В ходе нашего мероприятия зрители могут принять участие в голосовании по вопросам рассматриваемым в ходе нашей встречи.

2 Актуализация опорных знаний. (12 мин)

Слово учителя.

"Шахматы поставлены, игра начнётся завтра» А наша игра начнется уже сейчас.

Прошу по одному представителю от групп подойти к столу (жеребьевка). На игру у нас будет всего 10 минут. Поэтому постарайтесь дать как можно больше ответов.

    Кому принадлежат эти слова? (Наполеон, перед Бородинским сражением)

    В каком произведении русской литературы звучит эта фраза?(«Война и мир» Л,Н.Толстой)

    Что за мелодия звучит в нашем зале?(звучит «Венский вальс» И.Штраусс)

    Когда началась Великая Отечественная война?

    Какой характер носила Великая Отечественная война?

    Председателем Комитета обороны СССР был…

    Как назывался план по нападению на СССР?

    Кто совершил первые воздушные тараны ВО войны? (Д.В. Кокорев, Л.Г. Бутелин, И.И. Иванов)

    Операция по захвату Москвы называлась(«Тайфун»)

    Сколько дней длилась Московская битва? (203)

    Блокада Ленинграда продолжалась (872 дня)

    Дорогой жизни называли (дорогу через Ладожское озеро)

    Как назывался немецкий план по дезинформации советского командования,чтобы начать наступление на Кавказ?(«Кремль»)

    Приказ № 227 вошел в историю под названием (Ни шагу назад)

    Что означал приказ «Ни шагу назад! Дважды героями Советского Союза были командиры партизанских соединений (С.А.Ковпак и А.Ф. Федоров.)

    План разгрома немцев под Сталинградом носил название (Уран»)

    Разработан план разгрома немцев под Сталинградом (Г.К.Жуковым и А.В.Василевским).

    Кто из немецких командующих оказался в плену в ходе битвы под Сталинградом? (генерал-фельдмаршал Ф.Паулюс)

    Где произошло крупнейшее танковое сражение времен ВО войны?(Под Прохоровкой)

    В ходе какого сражения советским войскам удалось опередить противника на насколько минут раньше атаковать его (под Курской дугой)

    Когда состоялась Тегеранская конференция(ноябрь –декабрь 1943 года)

    Какие вопросы рассматривали на Тегеранской конференции?

    После завершения какой операции советские войска вступили на территорию Польши?(Багратион)

    21. Кто являлся советским представителем на Ялтинской конференции? (И.В.Сталин)

    Кем был водружен флаг над рейстагом (М.А. Егоровым и М.В. Кантарией)

    Акт о безоговорочной капитуляции Германии принимал (Г.К. Жуков)

    Почему 9 мая объявлено Днем победы? (капитулировали остатки немецкой армии в Чехословакии).

И так партия разыграна. Победила команда……

    Мотивация. (3 -5 мин)

Тема ток-шоу «Фронт и тыл едины».

Вопрос, на который вам предстоит ответить звучит так: «Способствовало ли военное искусство объединению советского общества в борьбе с врагом?»

План наших действий выглядит так

    Соотечественники за рубежом.

    Литература и кино в годы войны.

    Музыка в годы войны.

    Изобразительное искусство в годы войны.

    Летопись культурных утрат.

Поставьте перед собой цели, которых необходимо будет достичь к концу нашей игры.

Сравните их с целями игры на экране.

Слайд № 11

    Изучение нового материала

Работа по группам эксперты и зрители.

Выступления экспертов. После каждого эксперта голосование по вопросу.

    Православная церковь в годы войны.

    Соотечественники за рубежом. .(5 мин)

    Литература и кино в годы войны..(5 мин)

Стихотворение в исполнении Валерии.

4. Музыка в годы войны.(5 мин)

Песня в исполнении Данила.

    Изобразительное искусство в годы войны (10 мин)

Рисунок из души.

У нас почти раскрылся наш коллаж. Осталось последнее выступление.

    Летопись культурных утрат.(5 мин)

На доске полностью раскрытый коллаж «Фронт и тыл едины»

    Итог урока. Рефлексия.

Предлагаю вам ответить на наш главный вопрос.

«Способствовало ли военное искусство объединению советского общества в борьбе с врагом?»

Ответы обучающихся.

Историю нужно помнить. Тогда она не будет преподносить нежданных сюрпризов. Поэтому предлагаю вам выполнить тестовые задания.

ФИО ___________________________________________________________

Тесты

1. Официально церковная деятельность была:

А. разрешена;

Б. запрещена;

В. действовала из–за границы.

2. Церковь занималась:

А. оказанием помощи нуждающимся;

Б. строительством новых монастырей и церквей;

В. занималась патриотическим воспитанием.

3. Русские эмигранты:

А. влились в ряды движения Сопротивления;

Б. не поддержали СССР;

В. поддержали СССР.

4.Символом всенародного сопротивления стала песня:

А. «Священная война»;

Б. «Катюша»;

В. «Темная ночь».

5. Кто из писателей являлся нашим земляком:

А. А.П.Гайдар;

Б. В.С. Гроссман;

В. А.Т Твардовский.

6.Монументальное полотнище «Оборона Севастополя принадлежит кисти:

А. А,А. Пластова;

Б. А.А. Дейнеке;

В. И.М. Тоидзе.

7. Одной из важных особенностей Советского Союза во время Великой Отечественной войны было:

А. единение народа;

Б. борьба за национальные преимущества;

В. борьба с ненужными нациями.

8. Искусство в годы войны:

А. активно развивалось;

Б. было не кому не нужно;

В. приходило в упадок.

9.В годы войны были уничтожены:

А. Дворцовые ансамбли Петергофа;

Б. Екатерининский дворец;

В. музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне;

Г. Эйфелева башня;

Д. Башня близнецы;

Е. Александрийский дворец.

    Оценивание.

Карта оценивания Ф.И. обучающегося

За работу на уроке:

Эксперты (оценка)

Зрители (оценка)

Тестовая проверочная работа (оценка)

    Домашнее задание.

Изучить материалы параграфа 23, отвечать на вопросы с. 44-45.

Сочинение эссе «Советский человек на войне: исторические корни героизма».

Индивидуальные сообщения (презентации, исследования) «Особенности послевоенных восстановительных работ в СССР», «Голод 1946-1947 годов в СССР».

– Бандажи для ведущих колёс паровоза. Немного похоже на ваши детали. Давайте попробуем. Думаю, что получится.

Некоторые детали взялись изготовлять представители других предприятий. Стала как будто бы налаживаться кооперация.

А ведь сколько приходилось до войны уговаривать директоров заводов и главных инженеров принять на себя изготовление тех или иных деталей!

И вот теперь они сами пришли предложить свои услуги. Война изменила отношение к работе. Значительно поднялось чувство ответственности людей. Причём этот процесс принял массовый характер. Один из присутствовавших на этом необычном совещании, когда мы выходили уже из комнаты, сказал:

– Ну, что я отвечу жене, детям, если они меня спросят: а что ты для фронта делаешь? Ведь со стыда сгоришь. Людям в глаза смотреть стыдно будет.

Действительно, это война особая. Народная война, в которой фронт и тыл слиты воедино.

Фронт и тыл – едины

В годы войны огромное большинство людей работало с невероятным напряжением – и физическим и умственным. Непрерывно возникали все новые и новые сложные проблемы, требующие немедленного решения. Эти решения, как правило, находились.

Часто трудно было назвать автора технического решения. Мысли всплывали, как искры бушевавшего в людях пламени, перебегая от одного к другому, дополняя и обогащая одна другую. Именно такой коллективный поиск и приводил чаще всего к блестящим результатам.

…В броневом корпусе танка была одна небольшая, но важная деталь с длинной узкой щелью, называемой «визирной». Через неё, используя систему зеркал, водитель мог просматривать местность. Механическая обработка этой детали была очень сложной. Необходимо было вначале рассверлить высокопрочную сталь, а затем тщательно обработать внутреннюю поверхность щели длинной фрезой особой формы, носившей название «пальчиковой». Эта фреза до войны изготовлялась московским заводом «Фрезер» и даже тогда относилась к категории дефицитного инструмента. А тут возникло новое затруднение: «Фрезер» был эвакуирован из Москвы, а на новом месте ещё не успел смонтировать всего оборудования и наладить производство.

У нас на заводе оказалось всего две пальчиковые фрезы, причём одна из них была по существу негодной к употреблению.

Без детали с «визирной щелью» танковые корпуса изготовлять нельзя. Это было для всех очевидно. Как же быть?

Собрали инженеров и мастеров. Стали советоваться. Достать где-то на других заводах пальчиковые фрезы было делом безнадёжным. Следовательно, или надо было самим их делать, или придумать какую-то новую технологию изготовления детали с «визирной щелью» – без механической обработки.

Долго и жарко дискутировали на эту тему. И вдруг кто-то высказался за то, чтобы попробовать эти детали отливать. Если изготовить точные формы и постараться улучшить технику литья, то, может быть, и удастся уложиться в заданные размеры. Мысль была остроумной и захватила всех. В самом деле, если бы удалось отливать детали вместе со щелью, то это сразу решило бы многие сложные вопросы.

На заводе были прекрасные литейщики. Посоветоваться с ними? А может быть, все-таки связаться с соседним златоустовским заводом и в кооперации с ним попытаться самим организовать производство пальчиковых фрез? Что будет быстрее и надёжнее? Опасность, нависшая над страной, побуждала к быстрым действиям. Для сомнений и колебаний не оставалось времени.

Решили детали с «визирной щелью» отливать, только отливать!

И первые же отлитые детали показали, что избранный путь является реальным. Но выдержат ли они полигонные испытания? Качество любых броневых изделий проверялось помимо обычных для металлических изделий методов ещё путём обстрела их на полигоне. Полигонные испытания были конечными. Если детали выдерживали обстрел – они принимались.

Немедленно отправили несколько отлитых деталей на полигон. Полигон находился вблизи завода. Расстреляли детали по всем установленным правилам. Результаты отличные!

Значит, пальчиковые фрезы больше не нужны. Все повеселели, как будто бы у всех сразу прекратилась нудная зубная боль.

…В то время я почти каждый день разговаривал с В.А. Малышевым, который был наркомом танковой промышленности. Находился он недалеко от нас – в Свердловске. То я звонил ему и просил оказать ту или иную помощь, то он мне, расспрашивая о делах на заводе, давая советы, указания. Разумеется, я его информировал о затруднениях с инструментом, и в частности о невозможности достать пальчиковые фрезы.

И вот, когда литые детали с «визирной щелью» выдержали испытания, я позвонил Малышеву и рассказал, как мы вышли из трудного положения.

– Очень прошу немедленно выслать всю техническую документацию и парочку этих литых деталей, – сказал он. – Сегодня же пошлите! А может быть, и сами приедете. У нас тоже есть немало новинок. Академик Евгений Оскарович Патон такие чудеса делает по сварке брони! Приезжайте, сами увидите!

– Хорошо. Ночью выеду, утром буду у вас.

В то время опыт одного завода незамедлительно передавался другому, и это невероятно убыстряло процессы производства.

…А с фронта непрерывно шли разного рода запросы и информация о том, какие части танка следовало бы улучшить или изменить. Стали поступать также танки для ремонта. Как-то, внимательно осматривая один такой танк, прибывший с фронта, мы увидели на днище, у места водителя солдатскую медаль «За отвагу», На ленточке запеклось небольшое пятно крови. Все стоящие около танка, как по команде, сняли шапки и молча смотрели на медаль. Лица у всех были торжественно-суровые.

Старший мастер пролёта по механической обработке деталей Зверев с каким-то надрывом проговорил:

– Вот если бы меня сейчас насквозь прострелили, и то бы, кажется, легче было. Стыд сжигает всего изнутри, только и думаешь, что не все делаешь, что надо.

А надо сказать, что Зверева я видел у станков и днём и ночью. Его голова с огненно-рыжими волосами, как факел, пылала то в одном конце цеха, то в другом. Когда где-то не хватало деталей и он видел меня, то неизменно подходил и говорил:

– Опять деталей нет! Чем так работать, так лучше на фронт идти!

И вот теперь он снова передо мной. Лучи солнца падали на его голову, и создавалось впечатление, что она горит.

Вот и бывает – ходишь рядом с человеком и не видишь в нем ничего особенного, и вдруг узнаешь, что весь он как бы наполнен внутренним огнём, который ярко горит в нем, зажигая других.

Это было время, когда для огромного большинства людей не требовалось ни поощрения, ни принуждения – они сознавали свой долг и свою ответственность.

В другой раз мы получили сообщение, что немцы обнаружили в наших танках слабое место – стык между башней и корпусом. В специально отпечатанной немецкой инструкции с эскизом нашего танка указывалось даже, что стрелять следует именно в место стыка башни с корпусом. При точном попадании снаряд заклинивал башню, и она не могла вращаться.

Надо было быстро ликвидировать это слабое место. Уже не помню, кому первому пришла мысль, как устранить этот недостаток. Предложение было удивительно простым. На корпус танка перед башней закрепили броневые детали особой формы, позволявшие башне вращаться и вместе с тем полностью устранявшие возможность её заклинивания.

Немедленно все корпуса стали выпускаться с этими дополнительными деталями, а на фронт мы направили комплекты деталей для установки их на боевых машинах.

И сколько было таких предложений! Мы положили за правило после окончания одной смены и перед началом другой проводить короткие совещания инженеров и мастеров и рассматривать все те затруднения и помехи, которые были, а также меры к их устранению. Здесь же обращалось внимание на новые трудности. Все было подчинено одной цели: как ускорить производство, как лучше использовать оборудование, инструменты и материалы.

Эти короткие совещания-десятиминутки я невольно сравнивал с такими же совещаниями, которые мне приходилось проводить здесь же, в Челябинске до войны – пять-шесть лет назад. И тогда было много ценных предложений, высказываемых инженерами, мастерами, рабочими. Но были предложения и нереальные, связанные с необходимостью установки нового оборудования, а то и дополнительного строительства. Во время войны люди научились мыслить более здраво. Все понимали, что нужно в максимальной степени использовать имеющиеся возможности и не отвлекать внимание на неосуществимые проекты.

В годы войны огромное большинство людей работало с невероятным напряжением - и физическим и умственным. Непрерывно возникали все новые и новые сложные проблемы, требующие немедленного решения. Эти решения, как правило, находились.

Часто трудно было назвать автора технического решения. Мысли всплывали, как искры бушевавшего в людях пламени, перебегая от одного к другому, дополняя и обогащая одна другую. Именно такой коллективный поиск и приводил чаще всего к блестящим результатам.

…В броневом корпусе танка была одна небольшая, но важная деталь с длинной узкой щелью, называемой «визирной». Через нее, используя систему зеркал, водитель мог просматривать местность. Механическая обработка этой детали была очень сложной. Необходимо было вначале рассверлить высокопрочную сталь, а затем тщательно обработать внутреннюю поверхность щели длинной фрезой особой формы, носившей название «пальчиковой». Эта фреза до войны изготовлялась московским заводом «Фрезер» и даже тогда относилась к категории дефицитного инструмента. А тут возникло новое затруднение: «Фрезер» был эвакуирован из Москвы, а на новом месте еще не успел смонтировать всего оборудования и наладить производство.

У нас на заводе оказалось всего две пальчиковые фрезы, причем одна из них была по существу негодной к употреблению.

Без детали с «визирной щелью» танковые корпуса изготовлять нельзя. Это было для всех очевидно. Как же быть?

Собрали инженеров и мастеров. Стали советоваться. Достать где-то на других заводах пальчиковые фрезы было делом безнадежным. Следовательно, или надо было самим их делать, или придумать какую-то новую технологию изготовления детали с «визирной щелью» - без механической обработки.

Долго и жарко дискутировали на эту тему. И вдруг кто-то высказался за то, чтобы попробовать эти детали отливать. Если изготовить точные формы и постараться улучшить технику литья, то, может быть, и удастся уложиться в заданные размеры. Мысль была остроумной и захватила всех. В самом деле, если бы удалось отливать детали вместе со щелью, то это сразу решило бы многие сложные вопросы.

На заводе были прекрасные литейщики. Посоветоваться с ними? А может быть, все-таки связаться с соседним златоустовским заводом и в кооперации с ним попытаться самим организовать производство пальчиковых фрез? Что будет быстрее и надежнее? Опасность, нависшая над страной, побуждала к быстрым действиям. Для сомнений и колебаний не оставалось времени.

Решили детали с «визирной щелью» отливать, только отливать!

И первые же отлитые детали показали, что избранный путь является реальным. Но выдержат ли они полигонные испытания? Качество любых броневых изделий проверялось помимо обычных для металлических изделий методов еще путем обстрела их на полигоне. Полигонные испытания были конечными. Если детали выдерживали обстрел - они принимались.

Немедленно отправили несколько отлитых деталей на полигон. Полигон находился вблизи завода. Расстреляли детали по всем установленным правилам. Результаты отличные!

Значит, пальчиковые фрезы больше не нужны. Все повеселели, как будто бы у всех сразу прекратилась нудная зубная боль.

…В то время я почти каждый день разговаривал с В. А. Малышевым, который был наркомом танковой промышленности. Находился он недалеко от нас - в Свердловске. То я звонил ему и просил оказать ту или иную помощь, то он мне, расспрашивая о делах на заводе, давая советы, указания. Разумеется, я его информировал о затруднениях с инструментом, и в частности о невозможности достать пальчиковые фрезы.

И вот, когда литые детали с «визирной щелью» выдержали испытания, я позвонил Малышеву и рассказал, как мы вышли из трудного положения.

Очень прошу немедленно выслать всю техническую документацию и парочку этих литых деталей, - сказал он. - Сегодня же пошлите! А может быть, и сами приедете. У нас тоже есть немало новинок. Академик Евгений Оскарович Патон такие чудеса делает по сварке брони! Приезжайте, сами увидите!

Хорошо. Ночью выеду, утром буду у вас.

В то время опыт одного завода незамедлительно передавался другому, и это невероятно убыстряло процессы производства.

…А с фронта непрерывно шли разного рода запросы и информация о том, какие части танка следовало бы улучшить или изменить. Стали поступать также танки для ремонта. Как-то, внимательно осматривая один такой танк, прибывший с фронта, мы увидели на днище, у места водителя солдатскую медаль «За отвагу», На ленточке запеклось небольшое пятно крови. Все стоящие около танка, как по команде, сняли шапки и молча смотрели на медаль. Лица у всех были торжественно-суровые.

Старший мастер пролета по механической обработке деталей Зверев с каким-то надрывом проговорил:

Вот если бы меня сейчас насквозь прострелили, и то бы, кажется, легче было. Стыд сжигает всего изнутри, только и думаешь, что не все делаешь, что надо.

А надо сказать, что Зверева я видел у станков и днем и ночью. Его голова с огненно-рыжими волосами, как факел, пылала то в одном конце цеха, то в другом. Когда где-то не хватало деталей и он видел меня, то неизменно подходил и говорил:

Опять деталей нет! Чем так работать, так лучше на фронт идти!

И вот теперь он снова передо мной. Лучи солнца падали на его голову, и создавалось впечатление, что она горит.

Вот и бывает - ходишь рядом с человеком и не видишь в нем ничего особенного, и вдруг узнаешь, что весь он как бы наполнен внутренним огнем, который ярко горит в нем, зажигая других.

Это было время, когда для огромного большинства людей не требовалось ни поощрения, ни принуждения - они сознавали свой долг и свою ответственность.

В другой раз мы получили сообщение, что немцы обнаружили в наших танках слабое место - стык между башней и корпусом. В специально отпечатанной немецкой инструкции с эскизом нашего танка указывалось даже, что стрелять следует именно в место стыка башни с корпусом. При точном попадании снаряд заклинивал башню, и она не могла вращаться.

Надо было быстро ликвидировать это слабое место. Уже не помню, кому первому пришла мысль, как устранить этот недостаток. Предложение было удивительно простым. На корпус танка перед башней закрепили броневые детали особой формы, позволявшие башне вращаться и вместе с тем полностью устранявшие возможность ее заклинивания.

Немедленно все корпуса стали выпускаться с этими дополнительными деталями, а на фронт мы направили комплекты деталей для установки их на боевых машинах.

И сколько было таких предложений! Мы положили за правило после окончания одной смены и перед началом другой проводить короткие совещания инженеров и мастеров и рассматривать все те затруднения и помехи, которые были, а также меры к их устранению. Здесь же обращалось внимание на новые трудности. Все было подчинено одной цели: как ускорить производство, как лучше использовать оборудование, инструменты и материалы.

Эти короткие совещания-десятиминутки я невольно сравнивал с такими же совещаниями, которые мне приходилось проводить здесь же, в Челябинске до войны - пять-шесть лет назад. И тогда было много ценных предложений, высказываемых инженерами, мастерами, рабочими. Но были предложения и нереальные, связанные с необходимостью установки нового оборудования, а то и дополнительного строительства. Во время войны люди научились мыслить более здраво. Все понимали, что нужно в максимальной степени использовать имеющиеся возможности и не отвлекать внимание на неосуществимые проекты.

…В одном из пролетов кузнечно-штамповочного цеха стоял бездействовавший небольшой пресс. Для каких целей он был здесь установлен, никто уже на заводе и не помнил. Все штампованные детали изготовлялись на горизонтальных прессах, а этот был вертикальный.

Как-то я увидел около него одного из мастеров-штамповщиков. Он что-то вымеривал и, видимо, подсчитывал. Я подошел к нему и спросил, что он здесь «шепчет» и прикидывает.

Да вот уже второй день соображаю, нельзя ли на этом прессе 23-ю деталь штамповать. Вы ведь знаете, как задерживается все производство именно из-за этой детали. Каждый день на совещаниях только и разговору о ней.

В это время к нам подошел начальник цеха и, услышав наш разговор, с раздражением сказал:

Да вы что, Иван Максимович, совсем, что ли, рехнулись? Хотелось бы знать, как вы сюда заготовки под штамповку подавать будете? Они же не пройдут! Думать надо, прежде чем весь этот разговор заводить.

А я и думаю, - спокойно ответил мастер. - Уже два дня думаю. Измеряю и считаю. И вот теперь ответственно заявляю: штамповать детали на этом прессе можно! Нужно, конечно, кое-что изменить. Вот эти припуски надо перенести для отбора проб на другое место, - и мастер показал, что и куда следует перенести. - Иначе, понятно, 23-ю деталь на этом прессе не отштампуешь, а если переместить, тогда можно. Так что вы, товарищи начальники, согласуйте этот вопрос с военпредом. А я с отделом технического контроля уже говорил, у них возражений нет. И в лаборатории тоже был - они согласны, говорят, что разницы нет, в каком месте пробу отбирать - здесь или там. Ведь когда место отбора проб устанавливали, то полагали, что эта деталь будет изготовляться на горизонтальных прессах, поэтому и определили его, а никаких других соображений при этом, по-моему, и не было.

Я слушал эту бесхитростную речь рядового мастера и поражался логичности его мышления, технической компетентности и деловитости. Как же изменились люди!

Мы, два человека с высшим образованием, инженеры, слушали его и поддакивали.

В конце недели пресс ввели в действие, и на нем стали изготовлять дефицитные детали. Еще одно узкое место производства было ликвидировано. А ведь сколько тогда аналогичных предложений возникало!

Загрузка...