Бизнес. Личная эффективность. Мотивация. Самообразование. Заработок

Конспект урока, технологическая карта и презентация на тему "суточное вращение земли". Презентация по географии на тему Суточное вращение Земли

Цели:

  • Cформировать представления о причинах, вызывающих смену сезонов года.
  • Объяснить особенности неравномерности нагрева земной поверхности.

Оборудование:

  • теллурий;
  • глобусы(на каждую парту);
  • мультимедийный проектор (слайдовая презентация по разделам урока);
  • учебник “Планета Земля” авт. А.А Лобжанидзе, изд-во “Просвещение”, 2006 год;
  • атлас “Планета Земля”(серия “Сфера”) стр.2-3.

Ход урока

I. Организационный момент (вводное слово учителя).

II. Проверка - обобщение изученного материала с прошлых уроков.

Задание №1: “Парад планет”. На столе разложены карточки с названием планет и Солнца (“закрытой” стороной) .
10 учащихся подходят к столу, берут карточки, открывают и располагаются по порядку. Каждый учащийся вспоминает одну особую черту “своей” планеты.

Задание №2: Во время выполнения первого задания один учащийся записывает на доске “Наш космический адрес” (Вселенная - Млечный Путь - Солнечная система - Планета Земля и т.д.)

Обобщение. Оценка результатов.

III. Изучение нового материала.

Вам известно, что Земля вращается. Как? (вокруг своей оси) .За сколько полный оборот? (за 24 часа) .

Представимсебе, что Земля остановилась и не вращается вокруг оси. Какие последствия вызовет исчезновение вращения? (Исчезнет отсчёт времени. Не будет смены дня и ночи. На освещённой стороне температура будет выше 100 градусов, а на “тёмной” стороне будут лютовать морозы. Океаны исчезнут - на дневной стороне – высохнут, а на ночной – замёрзнут. На сумеречной стороне будут ураганы, наводнения, а может и землетрясения, сила которых будет неимоверна)

Кроме вращения вокруг оси, Земля ещё как-нибудь движется? (вокруг Солнца)
- За какое время Земля проходит один круг по орбите? Найдите точный ответ на странице 43 учебника. (365 дней, 9 минут, 9 секунд)
- За 4 года набирается один лишний день. Такой год называют високосным.

Рассмотрим положение Земли к плоскости вращения её вокруг Солнца (рисунок № 1 на доске)

Демонстрационный показ с использованием теллурия

1) Вращение Земли вокруг Солнца.

Ось изменяет своё положение? (Нет)
- Одинаков ли угол, под которым падает солнечный свет по временам года? (Нет)

На теллурии отмечены определённые дни, по одному на каждое время года. На какие месяцы они приходятся? (март, июнь, сентябрь, декабрь)
- Эти дни выбраны не случайно. Именно в эти дни Земля занимает уникальное положение по отношению к Солнцу.

Демонстрация на теллурии с остановками на отмеченные дни.

Теперь выпишите в тетрадь дни, отмеченные на слайде. Приложение 1 (Слайд №4)

22.XII – день зимнего солнцестояния (самая длинная ночь и самый короткий день)
21.III – день весеннего равноденствия (день = ночь) . Приложение 1 (Слайд №5)
22.VI – день летнего солнцестояния (самый длинный день и самая короткая ночь) Приложение 1 (Слайд №4)

23.IX – день осеннего равноденствия (день = ночь) Приложение 1 (Слайд №5)

Схема на доске

Посмотрите на слайд. 22 июня северная полярная область Земли освещена? (Да)
- Как называется это время? (Полярный день)
- А в другом полушарии, в южной полярной области? (Полярная ночь)
- Вот так выглядит полярная ночь. Приложение 1 (Слайд №6)
- А так – полярный день. Приложение 1 (Слайд №7)

Обобщение:

Что происходит на Земле в результате орбитального вращения Земли? (Смена времён года)
- Кроме этого на что ещё влияет орбитальное движение Земли? (На продолжительность дня и ночи)
- На дворе ноябрь. Какой особый день ждёт нас в декабре? (День зимнего солнцестояния)
- Как будет располагаться Солнце над горизонтом? (Низко)

А потом вновь начнёт подниматься!

Работа с глобусом

На глобусе перед вами есть линии, которые отмечены пунктирной линией. Назовите их. (Северный и южный тропики, северный и южный полярные круги)
- Это параллели или меридианы? (Параллели)
- Запишем в тетрадь. Полярные круги (66,5 с.ш.,66,5 ю.ш.) Тропики – параллели, где дважды в год Солнце находится в зените (23,5 с.ш.,23,5 ю.ш.) Приложение 1 ( Слайд №8)
- Эти линии делят нашу планету на тепловые пояса. Приложение 1 (Слайд №9)
- Сколько тепловых поясов можно выделит? (5) . Назовите их.
- В каком тепловом поясе мы живём? (В северном умеренном)

Заключение.

Земля вращается не только вокруг своей оси и вокруг Солнца. Она ещё участвует в галактическом движении. Приложение 1 (Слайд №10)
- В учебнике на стр.45 найдите время одного оборота Земли вместе с Солнечной системой вокруг центра Галактики. (220 млн. лет)
- А какова скорость вращения? (250 км/с)
- Но это ещё не всё! Вместе с нашей Галактикой Земля участвует в межгалактическом движении. Приложение 1 (Слайд №11)

Обобщение: - Таким образом, вместе с Землёй мы вращаемся?.. (Вокруг оси, вокруг Солнца, вокруг центра Галактики Млечный путь и участвуем в межгалактическом движении)

Д/з: стр. 42-45. Выделить на к /к полярные круги и тропики.

Класс: 5

Предмет: география (УМК - Летягин А. А.)

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

Задачи урока:

2. Рассмотреть особенности суточного вращения Земли, его географические следствия

Ход урока:

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Вчера меня все звали завтра,
А завтра назовут вчера.
Вот и вся моя загадка,

Приближаться стала –

С неба солнце украла. (Ночь)

Друг за дружкой чередой,
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот, -

Учитель включает презентацию, в которой присутствуют картинки, анимации вращения Земли вокруг своей оси и вопросы к ним.

Что такое тропики?

Показать тропики на глобусе.

Что такое экватор?

Показать экватор на глобусе.

Объяснение учителя:

Чем выше Солнце над горизонтом, тем больше солнечного тепла и света получает поверхность Земли. Наша планета находится в постоянном потоке практически параллельных солнечных лучей. Угол их падения на поверхность Земли в один и тот же момент времени различен и зависит от положения конкретного места по отношению

к географическим полюсам (смотрим рис. 10 стр. 25)

В каком поясе освещенности находиться наша местность?

(Рассказ ученика)

Физкультминутка

Я уточню, полный оборот Земля совершает за 23 часа 56 минут и 4 секунды, это звёздные сутки. А форму Земли современные ученые называют геоид.

Проверка.

силы Кориолиса. Г. Кориолисом (1792-1843)

Первичное закрепление : тест (2-3 минуты) и самопроверка по слайду.

Рефлексия

Какую цель ставили на урок?

Домашнее задание

Любознательным: написать мини-сочинение «Если бы Земля не вращалась…»

    Загадки про время и времена года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://riddle.su/zagadki_pro_vremena_goda.html, свободный. Загл. с экрана.

    Смена дня и ночи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=rEkj0q2IVfg, свободный. Загл. с экрана.


«Рабочий лист»

Ф. И. ________________________________________________Дата:_______________

Тема урока: _____________________________________________________________

Цель :___________________________________________________________________

Изучение нового материала

(стр. 25, рис. 11) 1._______________________________________________________________________ 2._______________________________________________________________________3._______________________________________________________________________

(работа в группах стр. 24-25)

Характеристика

Экваториальный, Умеренный, Полярный

(нужное подчеркнуть)

1.Где располагается

2. Состояние солнца

3. Температурный режим

Вопросы к видеофрагменту:

1. В каком направление происходит вращение Земли?______________________________________

2. В какой стороне происходит восход и заход солнца?______________________________________

3. Какие две точки при вращении земли остаются неподвижными?____________________________

4. Какую воображаемую линию образуют эти точки?_______________________________________

5. Как происходит смена дня и ночи?_____________________________________________________

6. Чему равен один оборот Земли вокруг своей оси? ________________________________________

7. Что называется долготой дня?___________________________________________________

______________________________________________________________________________

(работа в парах стр. 26):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закрепление:

А) В полярном;

Б) В умеренном;

В) В тропическом.

3. Основным географическим следствием осевого вращения земли является:

А) Смена времён года;

Б) Смена дня и ночи;

В) Смена природных зон.

А) Смена времён года;

Б) Смена дня и ночи;

Г) Возникает сила Кориолиса.

5. Выбери верные утверждения:

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Суточное вращение Земли»

Технологическая карта урока

Класс: 5

Предмет: география

Тема: Суточное вращение Земли

Тип урока: комбинированный

Цель урока: организовать деятельность учащихся для восприятия и знакомства с особенностями суточного вращения земли, с поясами освещенности.

Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с поясами освещенности их характеристиками;

2. Рассмотреть особенности суточного вращения Земли, его географические следствия.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Формирование представлений о движениях Земли и их следствиях;

2.Овладение основными навыками нахождения и использования географической информации;

3.Формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать тему, цели; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; определять основную и второстепенную информацию;

Регулятивные УУД:

становить учебные задачи на основе того, что уже известно учащимся, выделять, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения;

Коммуникативные УУД : и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

1.Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы со схемами;

2. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

3. Освоение социальных норм и правил поведения в группах.

План урока

этапы урока / задача этапа

деятельность учителя

деятельность обучающихся

формируемые УУД

Организационный

момент (мотивация к учебной деятельности)

Задача этапа: заинтересовать и настроить учащихся на урок

Приветствует учеников и гостей в классе.

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Приветствуют гостей.

Слушают учителя.

Доброжелательное отношение друг к другу.

Актуализация знаний.

Задача этапа: заинтересовать в теме урока, определить цели и дальнейшие задачи урока

Предлагает отгадать загадки и высказать мнение, о чём будет тема урока:

Вчера меня все звали завтра,
А завтра назовут вчера.
Вот и вся моя загадка,
Меня назвать пришла пора (День)

Приближаться стала –

С неба солнце украла. (Ночь)

Друг за дружкой чередой,
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот, -
Спать немедленно зовёт. (День и ночь)

Учитель включает презентацию с в которой присутствуют картинки, анимации вращения Земли вокруг своей оси и вопросы к ним.

Так о чём мы будем говорить сегодня?

Почему происходит смена дня и ночи?

Ребята, определите тему и цели урока.

А что мы будем делать на уроке, что бы достичь поставленных целей.

Отгадывают загадки.

Смотрят презентацию.

Определяют тему и цели урока.

Записывают тему и цели урока. (каждый для себя ставит цель)

Отвечают на вопросы учителя (работа с учебником, дополнительной литературой, просмотр презентации)

Взаимодействуют с учителем.

Контролируют правильность ответов сверстников.

Слушать собеседника.

Выдвигают предположения о теме урока.

Строить понятные для собеседника высказывания.

Самостоятельно выделять и формулировать цели урока.

Основной этап

Задача этапа: познакомить с поясами освещенности, их характеристиками, рассмотреть особенности вращение Земли вокруг своей оси.

Вспомним, что нам уже известно:

Что такое тропики?

Показать тропики на глобусе.

Что такое географические полюса?

Показать полюса на глобусе, сколько их.

Что такое экватор?

Показать экватор на глобусе.

Какие дни очень важны для нашей планеты?

Почему происходит смена времён года?

Объяснение учителя:

Мы знаем, что земля совершает одновременно годовое движение по орбите вокруг Солнца и суточное движение вокруг своей оси. Под каким углом наклонена Земная ось к плоскости орбиты?

Положение Земли на околосолнечной орбите и постоянство наклона земной оси приводят к тому, что высота Солнца над горизонтом меняется.

Чем выше Солнце над горизонтом, тем больше солнечного тепла и света получает поверхность Земли. Наша планета находится в постоянном потоке практически параллельных солнечных лучей. Угол их падения на поверхность Земли в один и тот же момент времени различен и зависит от положения конкретного места по отношению к географическим полюсам (смотрим рис. 10 стр. 25)

В зависимости от освещенности выделяют пояса освещенности, ограниченные тропиками и полярными кругами.

По рисунку 11 на стр. 25 выписать название поясов освещенности.

Сколько поясов освещённости выделяют ученые? Перечислите их…

Сейчас поработаем в группах. Каждая группа даст характеристику одному поясу по плану. Время 3 минуты. Вспомним правила работы в группах…

Работу проверяет с помощью слайда на экране.

В каком поясе освещенности находиться Белгородская область?

А в каком поясе освещенности находится столица нашей страны?

Ребята, а что такое полярный день и ночь? В каком поясе освещенности бывает эти явления? Что вы о них знаете? В тексте учебника, что о них написано? В учебники информации очень мало, практически нет. Ваш одноклассник подготовил сообщение о полярном дне и ночи.

Физкультминутка

Учитель предлагает просмотреть видео сюжет и ответить на ряд вопросов:

1. В каком направление происходит вращение Земли?

2. В какой стороне происходит восход и заход солнца?

3. Какие две точки при вращении земли остаются неподвижными?

4. Какую воображаемую линию образуют эти точки?

5. Как происходит смена дня и ночи?

6. Чему равен один оборот Земли вокруг своей оси?

7. Что называется долготой дня?

Я уточню, полный оборот Земля совершает за 23 часа 56 минут и 4 секунды, это звёздные сутки.

Осевое вращение Земли имеет несколько географических следствий. А каких вы узнаете, поработав с текстом учебника на стр. 26 и это задание для работы в парах.

Проверка.

Еще одним из важнейших следствий осевого вращения является образование поворотной силы - силы Кориолиса. В XIX в. она была впервые рассчитана французским ученым в области механики Г. Кориолисом (1792-1843) . Это одна из сил инерции, вводимых для учета влияния вращения подвижной системы отсчета на относительное движение материальной точки. Ее эффект кратко можно выразить так: всякое движущееся тело в Северном полушарии отклоняется вправо, а в Южном - влево. На экваторе сила Кориолиса равна нулю.

Отвечают на вопросы.

Показывают на глобусе тропики, экватор, географические полюса.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы

Работают индивидуально с текстом учебника, выписывают названия поясов освещенности.

Повторяют правила работы в группах. Получают задания.

Работают в группах.

Читают текст, выбирают нужную информацию и заполняют таблицу (Приложение 1)

По желанию зачитывают выполненное задание. Слушают сверстников, контролируют ответы.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя

Слушают сообщение.

Выполняют зарядку для глаз.

Учащиеся внимательно просматривают материал, после чего дают ответы на вопросы.

1. Вращение Земли происходит с запада на восток.

2. Восход солнца на востоке; заход – на западе.

3. Неподвижными точками являются Северный и Южный полюса.

4. Воображаемая линия называется Земная ось.

5. При вращении Земли вокруг своей оси солнечные лучи освещают ту часть, которая к нему повёрнута.

6. Один оборот вокруг оси равен 24 часам, т.е. суткам.

7. Промежуток между восходом и заходом Солнца называют долготой дня.

Работают в парах со стр. 26.

Зачитывают по желанию выполненное задание.

Слушают учителя, делают записи в тетрадь.

Слушать собеседника.

Контролируют правильность ответов сверстников и правильность показа на глобусе.

Слушать собеседника

Планирование учебного сотрудничества с учителем

Искать нужную информацию по рисунка из учебника.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Искать и выделять нужную информацию, определять основную и второстепенную информацию;

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Планирование учебного сотрудничества с учителем

Слушать собеседника

Выделять нужную информацию из видеосюжета, определять основную и второстепенную информацию

Планирование учебного сотрудничества со сверстником; владение монологической и диалогической формами речи.

Искать и выделять нужную информацию, определять основную и второстепенную информацию; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Планирование учебного сотрудничества с учителем

Подведение итогов урока

Задача этапа: первичное закрепление пройденного материала

Первичное закрепление (Приложение 3)

Выполняют задания теста.

Самопроверка используя критерии к тесту (Приложение 3)

Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь правильно себя оценивать.

Рефлексия содержания учебного материала

Задача этапа: выявление уровня осознания содержания пройденного

1. Что из сегодняшнего материала вам было уже знакомо?

2. Что нового вы сегодня узнали?

3. Как считаете, продуктивно вы сегодня поработали?

4. Как вращение Земли влияет на человека?

Какую цель ставили на урок?

Вы достигли поставленной цели или нет (отвечает 5-7 человек)

Отвечают на вопросы.

Анализируют свою деятельность на уроке.

Зачитывают цель урока и определяют, достигнута она или нет.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

Анализировать свою деятельность на уроке.

Домашнее задание

Задача этапа: настроить учащихся на дальнейшее изучение темы

Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы

Принимать и сохранять учебную задачу

Приложение 1

Пояса освещенности и их характеристика (работа в группах)

Характеристика

Жаркий

1. Где располагается

2. Состояние солнца

3. Температурный режим

Характеристика

Умеренный

1. Где располагается

2. Состояние солнца

3. Температурный режим

Характеристика

Полярный

1. Где располагается

2. Состояние солнца

3. Температурный режим

Приложение 2

Сообщение ученика

Полярные круги замечательны тем, что являются границами областей, где бывают полярные дни и ночи.

Полярный день - период, когда Солнце не опускается за горизонт. Чем дальше от Полярного круга к полюсу, тем длиннее полярный день. На широте Полярного круга (66,5°) он длится всего одни сутки, а на полюсе - 189 суток. В Северном полушарии на широте северного Полярного круга полярный день наблюдается 22 июня - в день летнего солнцестояния, а в Южном полушарии на широте южного Полярного круга - 22 декабря.

Полярная ночь длится от одних суток на широте Полярных кругов до 176 суток на полюсах. Во время полярной ночи Солнце не появляется над горизонтом. В Северном полушарии на широте северного Полярного круга это явление наблюдается 22 декабря.

Нельзя не отметить такое чудесное явление природы, как белые ночи.Белые ночи - это светлые ночи в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки. Наблюдаются они в обоих полушариях на широтах, превышающих 60°, когда центр Солнца в полночь опускается за горизонт не более чем на 7°. В Санкт-Петербурге (около 60° с.ш.) белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля, в Архангельске (64° с.ш.) - с 13 мая по 30 июля.

Приложение 3

1. В каком поясе освещённости земная поверхность получает от полуденного солнца прямые лучи и зимой и летом

А) В полярном;

Б) В умеренном;

В) В тропическом.

2.Смена времён года происходит потому, что

А) Земля вращается вокруг своей оси;

Б) Земля имеет шарообразную форму;

В) Земля вращается вокруг Солнца.

3. Основным географическим следствием осевого вращения Земли является:

А) Смена времён года;

Б) Смена дня и ночи;

В) Смена природных зон.

4. Географические следствия орбитального движения Земли:

А) Смена времён года;

Б) Смена дня и ночи;

В) Выделение поясов освещенности;

Г) Возникает сила Кориолиса.

5. Выбери верные утверждения:

А) Осенью улетают птицы на юг, и тает снег;

Б) Зимой в полярном поясе наблюдается полярный день;

В) В Антарктиде в июне начинается зима;

Г) В полярном поясе солнце бывает низко над горизонтом;

Д) В экваториальном поясе зимой прохладнее, чем летом.

Критерии оценивания:

  • 5. В), Г), Д)

«5» все ответы верные

«4» одна-две ошибка

«3» более трёх ошибок

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку географии Суточное вращение Земли»

МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А. М. Рудого»

Суточное вращение Земли

МБОУ «БСОШ №1

имени А. М. Рудого»

п. Борисовка, 2015



Суточное вращение Земли




Характеристика поясов освещенности (работа в группах)

Характеристика (план)

1.Где располагается

2. Состояние Солнца

3.Температурный режим


Характеристика поясов освещенности (работа в группах)

Характеристика (план)

Экваториальный

1.Где располагается

Между Северным и Южным тропиками

2. Состояние Солнца

Солнце бывает в зените дважды в год. Различия в продолжительности дня и ночи невелики

3.Температурный режим

Всегда жарко.


Характеристика поясов освещенности (работа в группах )

Характеристика (план)

Умеренный

1.Где располагается

Между тропиками и полярными кругами

2. Состояние Солнца

Солнце никогда не бывает в зените

3.Температурный режим

Выделяют четыре времени года. Температура сильно отличается по временам года


Характеристика поясов освещенности (работа в группах)

Характеристика (план)

Полярный

1.Где располагается

Между полюсами и полярными кругами

2. Состояние Солнца

Выделяются полярный день и полярная ночь

3.Температурный режим

Круглый год холодно



Вопросы для видеосюжета:

  • 1. В каком направление происходит вращение Земли?
  • 2. В какой стороне происходит восход и заход солнца?
  • 3. Какие две точки при вращении земли остаются неподвижными?
  • 4. Какую воображаемую линию образуют эти точки?
  • 5. Как происходит смена дня и ночи?
  • 6. Чему равен один оборот Земли вокруг своей оси?
  • 7. Что называется долготой дня?

Географические следствия осевого вращения Земли (работа в парах стр. 26)


Географические следствия осевого вращения Земли (работа в парах стр. 26)

  • Смена дня и ночи;
  • В течении суток нагрев и охлаждение Земли;
  • Суточная ритмичность природных процессов;
  • Определённая форма Земли (сплюснутая с полюсов);
  • Возникает сила Кориолиса





Критерии оценивания теста:

  • 1. В)
  • 2. В)
  • 3. Б)
  • 4. А), В)
  • 5. В), Г), Д)

«5» все ответы верные

«4» одна-две ошибка

«3» более трёх ошибок


Домашнее задание

Любознательным: написать мини-сочинение

«Если бы Земля не вращалась…»


  • Летягин, А. А. География. Начальный курс: 5 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под общей ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 160с.: ил.
  • Загадки про время и времена года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://riddle.su/zagadki_pro_vremena_goda.html , свободный. Загл. с экрана.
  • Смена дня и ночи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=rEkj0q2IVfg , свободный. Загл. с экрана.

неудобно, поскольку на каждом меридиане оно свое – местное время. Наличие в различных пунктах, лежащих на разных меридианах, своего местного времени приводило ко многим неудобствам. Поэтому на Международном астрономическом конгрессе в 1884 г. был принят поясной счет времени. Для этого всю поверхность земного шара разделили на 24 часовых пояса по 15° каждый. За поясное время принято местное время среднего меридиана каждого пояса. Нулевой (он же 24-й) пояс тот, по середине которого проходит нулевой (гринвичский) меридиан. Его время принято в качестве всемирного времени. Счет поясов ведется с запада на восток. В двух соседних поясах поясное время отличается ровно на 1 ч. Границы часовых поясов на суше для удобства проведены не строго по меридианам, а по естественным рубежам (рекам, горам) или государственным и административным границам. Чтобы перевести местное время во всемирное и обратно, нужно знать угловое расстояние места от начального меридиана, т.е. долготу места. Всемирное время используется в астрономии, в практической жизни оно фактически не применяется. Для перевода местного времени в поясное и обратно, служит формула: Тп = Тм + n – ?, где Тп – поясное время, Тм – местное время, n – номер пояса, ? – долгота.

Слайд 2

Цель работы:

Вычислить скорость вращения Земли вокруг своей оси по измерению скорости движения Солнца по небосводу в нашей местности.

Слайд 3

Доказательства вращения Земливокруг своей оси

Земля вращается вокруг оси с запада на восток, т.е. против часовой стрелки. При этом угловая скорость вращения, т. е. угол, на который поворачивается любая точка на поверхности Земли, одинакова и составляет 15° в час. Линейная скорость зависит от широты: на экваторе она наибольшая - 464 м/с, а географические полюса неподвижны. Главным физическим доказательством вращения Земли вокруг оси служит опыт с качающимся маятником Фуко.

Слайд 4

После того как французский физик Ж. Фуко в 1851 г. в Париже (в Пантеоне) осуществил свой знаменитый опыт, вращение Земли вокруг оси стало непреложной истиной. Физическим доказательством осевого вращения Земли являются также измерения дуги 10 меридиана, которые доказывают сжатие Земли у полюсов, а оно свойственно лишь вращающимся телам. И, наконец, третье доказательство - отклонение падающих тел от отвесной линии на всех широтах, кроме полюсов. Причина этого отклонения обусловлена сохранением ими по инерции большей линейной скорости на высоте по сравнению с земной поверхностью.

Слайд 5

Географическое значение осевого вращения Земли исключительно велико. Прежде всего оно влияет на фигуру Земли: сжатие нашей планеты у полюсов - результат ее осевого вращения. Раньше, когда Земля вращалась с большей скоростью, полярное сжатие было значительнее. Осевое вращение Земли вызывает отклонения тел, движущихся горизонтально (ветров, рек, морских течений и др.), от их первоначальных направлений: в северном полушарии - вправо, в южном - влево

Слайд 6

Земля, подобно другим планетам, движется вокруг Солнца. Этот путь Земли называют орбитой (лат. orbita- колея, дорога). Орбита Земли - эллипс, близкий к окружности, в одном из фокусов которого находится Солнце. Расстояние от Земли до Солнца изменяется в течение года от 147 млн. км до 152 млн. км. Земля движется по орбите с запада на восток со средней скоростью около 29,8 км/с и проходит весь путь за 365 суток 6 ч 9 мин 9 с. Этот промежуток времени называют звездным (сидерическим) годом.

Слайд 7

Теоретическое определение скорости вращения Земли

S=2 π R1 T=24 часа υ =2 πR1:T R= 6,4 × 1000000 м π =3,14 R1=R*cosφ φ=55,75 cosφ=0,56 R1=R*cosφ =3,6*1000000 м υ= (2 ×3,14 ×3,6 ×1000000 м) : (24 × 3600 с)=(22,5 ×10000 м) : 864 = 0,026 × 10000 = 260м/с

1.
Суточное вращение Земли вокруг полярной оси.
2.
Доказательства вращения Земли.
3.
Географические следствия вращения Земли.
1

Земля
вокруг своей оси
вращается с запада на
восток (если смотреть со
стороны Северного полюса)
против часовой стрелки.
Полный
оборот
относительно
звезд
окружающих
солнечную
систему Земля совершает за
23 часа 56 минут 4,0905
секунд.
Для
удобства
принято
считать
время
полного оборота 24 часа.
Угловая
скорость
вращения всех точек Земли
при
этом
одинакова:
360°/24 = 15°.
2

Линейная скорость вращения точек зависит от того
расстояния, которое они должны пройти за период
суточного вращения Земли. Неподвижным остаются на
поверхности только точки выхода воображаемой оси –
точки географических полюсов.
Наибольшую скорость вращения имеют точки на
линии экватора – 464 м/с. Следовательно, скорость
вращения будет уменьшаться от экватора к полюсам.
Линейная скорость для любой широты округляется
формулой:
V1 = V cos φ,
где V – скорость на экваторе, φ – широта местности:
V1 = 464*cos 52° = 464*0,6032 = 279,88 м/с
Мы не замечаем вращение Земли потому, что все
предметы и атмосфера равномерно вращаются вместе с
поверхностью Земли. Наоборот, нам кажется, что
небесные светила движутся с востока на запад, т.е.
навстречу действительному движению Земли.
3

Маятник Фуко

Из физики известно, что плоскость
качания маятника не изменяется, если на
маятник не действуют какие-либо другие
силы, кроме силы тяжести.
В 1851 г. французский физик Л. Фуко
на основе этого закона сделал опыт,
доказывающий вращение Земли вокруг оси.
В наиболее высоком здании Парижа –
Пантеоне – на тонкой стальной проволоке
был подвешен тяжелый металлический шар
с острием. Под этим огромным маятником
был сделан помост, на котором насыпан
песок. Когда маятник начали медленно
раскачивать, то заметили, что острие
оставляет след на песке, причем в
результате
каждого
нового
качания
маятника линия, проходящая через центр
качания, отклоняется своими концами
вправо,
если
смотреть
сверху
от
предыдущей.
В
действительности
отклоняется не маятник – он сохраняет
свою плоскость качания, а изменяется
положение в пространстве всей земли
вместе с помещением, в котором качается
маятник.
4

Положения плоскости качания
маятника при суточном вращении
Земли
Величина отклонения маятника
зависит от широты места наблюдения.
На
экваторе
этот
эффект
совершенно не выражен, а по мере
удаления от экватора он все возрастает
и на полюсах заметен наилучшим
образом. Здесь отклонение линий
качания маятника в течение каждого
часа равно 15°, а за сутки – 360°.
Величину кажущегося поворота
плоскости качания маятника за один
час можно вычислить для любой
широты по формуле:
α = 15°*sin φ
где а – искомая величина, φ –
широта местности, а 15° – угловая
величина поворота Земли за 1 час.
Линия качания маятника отклоняется в
северном полушарии вправо, а в
южном – влево. Это значит, что
вращение
Земли
вокруг
оси
происходит с запада на восток.
5

6

Отклонение падающих тел

Если бросить какое-либо тело с высокой
башни, то оно падает не отвесно, а несколько
отклоняется в восточном направлении.
Это объясняется тем, что вершина башни
находится от центра Земли дальше, чем ее
основание, и, следовательно, описывает более
длинную окружность при вращении Земли.
Падающее тело наверху башни имело
большую горизонтальную скорость, чем у ее
основания, а поэтому достигло поверхности
Земли в пункте, лежащем несколько восточнее
отвесной линии (рис.).
В шахте глубиной 158,5 м тело при падении
отклоняется на 27,5 мм. Эффект отклонения
падающего
тела
в
противоположность
предыдущему опыту лучше всего выражен
на экваторе и совсем отсутствует на
полюсах.
7

Сплюснутость Земли

Сплюснутость Земли свидетельствует о
вращении ее вокруг своей оси. Известно,
что вращение порождает центробежную
силу, которая в условиях Земли, имеющей
шарообразную
форму,
неодинаково
проявляется в разных местах.
Линейная же скорость на разных
широтах неодинакова. На экваторе каждая
точка пробегает 464 м/сек, на широте
Москвы – всего 260 м/сек, а на полюсе эта
величина практически равна нулю.
Центробежная сила пропорциональна
квадрату скорости и больше всего на
экваторе, отсутствуя на полюсах. Эта сила
придала
Земле
форму
эллипсоида
вращения, поверхность которого ближе
всего к центру Земли у полюсов и дальше
всего у экватора, подобно поверхности
колец, сжимающихся при вращении (рис.)
Таким образом, центробежная сила и
расстояние от центра Земли делают
неодинаковой силу тяжести в разных
местах.
На экваторе всякое тело весит меньше,
8
чем на полюсе, на 1/200 часть.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СУТОЧНОГО ВРАЩЕНИЯ ЗЕМНОГО ШАРА

Вместе с шарообразной фигурой вращения Земли в поле
солнечной радиации определяется зональность природы.
1.
2. Осевое вращение обуславливает смену дня и ночи. В
результате смены дня и ночи возникает суточный режим процессов в
ГО. Если бы не было суточного вращения Земли, то одна сторона её
непрерывно нагревалась бы, а другая охлаждалась бы, и это отразилось
бы на всех природных процессах земной поверхности.
2.
9

3. При вращении Земли вокруг своей оси неподвижными остаются две точки – полюса – это дает возможность построить на шаре координатную сетк

3. При вращении Земли вокруг своей оси неподвижными
остаются две точки – полюса – это дает возможность
построить на шаре координатную сетку, т.е. меридианы,
параллели, экватор.
Меридиан (лат. – «полуденный») –
это линия, соединяющая полюса.
Для
определения
начального
меридиана объективных критериев
нет, поэтому его выбрали условно –
меридиан,
проходящий
через
Гринвичскую
обсерваторию,
он
называется
начальным
или
гринвичским. От него ведется счет
долгот.
Долготой называется расстояние в
градусах от начального меридиана до
меридиана, проходящего через объект.
Для удобства счет долгот ведут в обе
стороны от Гринвича, от 0° до 180° на
восток – долготы восточные, на
запад – западные.
10

Экватором называется линия, образованная
пересечением земной поверхности плоскостью,
перпендикулярной оси вращения Земли и
отстоящей на равных расстояниях от полюсов. Это
линия самого большого круга на земной
поверхности. Она делит Землю на два полушария:
северное и южное.
Если мысленно пересечь Землю плоскостями,
параллельными плоскости экватора, то на
поверхности
появятся
линии,
имеющие
направление запад-восток, которое называется –
параллелями. Удаленность параллелей, и,
следовательно, и всякой точки от экватора в
градусах меридиана, называется широтой. Широта
измеряется в пределах от 0° до 90° и бывает
северной и южной.
Длина параллелей уменьшается от экватора к
полосам, соответственно уменьшается и линейная
скорость вращения всех параллелей. Линейная
скорость вращения всех точек на одной параллели
одинакова.
11

Географические координаты

Географическая широта – это угол между
нормалью к поверхности эллипсоида (или между
отвесной
линией

перпендикуляром
к
поверхности геоида) и плоскостью экватора.
Величины широт, которые отсчитываются от
экватора до северного полюса учитывают со
знаком «плюс», «северная», а к югу – со знаком
«минус», «южная». Широта экватора равна 0°,
широта северного полюса равна + 90°, южного – –
90 .
Географическая долгота представляет
собой двугранный угол между плоскостью
географического меридиана точки и плоскостью
начального географического меридиана. Долготу
отсчитывают от Гринвичского меридиана к
востоку от 0 до 360°, или к востоку от 0 до 180°, и
к западу от 0 до 180° с указанием «восточная
долгота», «западная долгота». Долгота и широта
могут быть также определены соответственно
длиной дуги меридиана и параллели на
поверхности эллипсоида.
12

4. Вращение Земли вызывает действие отклоняющей силы вращения Земли

Гюстав Гаспар Кориолис
(Gaspard-Gustave de Coriolis)
(21.05.1792 - 19.09.1843)
Отклоняющая
сила
вращения
Земли,
или
сила
Кориолиса,
проявляется
в
том,
что
все
движущиеся на земной поверхности,
или параллельно ей тела, отклоняются
от своего направления в северном
полушарии вправо, в южном – влево.
Все тела при движении стремятся
сохранить
прямолинейное
направление. Но их движение
происходит во вращающейся сфере.
Поэтому
кажется,
что
они
отклоняются
от
первоначального
направления.
На
самом
деле,
отклоняются не тела, а перемещается
сама поверхность, по которой или над
которой движутся эти тела.
13

Из точки А в сторону Северного полюса запущена
ракета. В момент запуска ее направление совпадало с
направлением меридиана. Через некоторое время
точка А в результате вращения Земли перемещается в
точку Б. Направление меридиана отклонилось влево.
Движущееся тело по закону инерции стремится
сохранить свое направление и скорость в мировом
пространстве. Ракета и сохраняет первоначально
заданное направление, а наблюдателю кажется, что
ракета отклонилась вправо. Нетрудно заметить, что
эта отклоняющая сила фиктивна, что отклоняется не
движущееся тело, а меняет свое пространственное
положение поверхность Земли. Отклонение будет
наибольшим на полюсах, а на экваторе равно 0°, т.к.
меридианы там параллельны друг другу и их
направление в пространстве не изменяется.
Отклонение в северном полушарии происходит
вправо, в южном – влево. Сила Кориолиса влияет на
все движущиеся предметы, независимо от
направления движения. Величина отклоняющего
действия вращения Земли на тело массой 1 кг,
выражается формулой:
F = 2ω*ν*sin φ
где ω – угловая скорость Земли, ν – скорость
движения тела, α – широта.
14

5. Обращение Земли вокруг оси дает основную единицу измерения времени – сутки

Солнечные сутки – промежуток времени между двумя последовательными
прохождениями центра Солнца через меридиан точки наблюдения.
Истинное солнечное время – промежуток времени между двумя последовательными
верхними кульминациями центра Солнца через меридиан точки наблюдения.
Продолжительность истинных солнечных суток изменяется в течение года прежде всего
вследствие неравномерного движения Земли по эллиптической орбите. Следовательно, они
также неудобны для измерения времени.
Среднее солнечное время – промежуток времени между двумя последовательными
верхними кульминациями центра среднего Солнца через меридиан точки наблюдения –
фиктивной точки, равномерно движущейся по небесному экватору со средней скоростью
движения истинного Солнца по эклиптике. Средние солнечные сутки равны 24 ч. В
практических целях пользуются средними солнечными сутками.
Они длиннее звездных, ибо Земля вращается вокруг оси в том же направлении, в
котором движется по орбите вокруг Солнца с угловой скоростью около 1° в сутки. Из-за
этого Солнце смещается на фоне звезд, и Земле нужно еще довернуться примерно на 1°,
чтобы Солнце «пришло» на тот же самый меридиан. Таким образом, за солнечные сутки
15
Земля совершает оборот примерно на 361°.

Звездные сутки – промежуток времени между двумя последовательными
верхними кульминациями звезды через меридиан точки наблюдения (время
полного оборота Земли вокруг оси). Время между двумя прохождениями звезды
через меридиан данного места звездные сутки равны 23 часам 56 минутам 4
секундам. Это действительное время суточного обращения Земли. (т.к. Земля
движется вокруг Солнца и вокруг оси в одном направлении, то солнечные сутки
длиннее действительного времени полного оборота). Звездные сутки заключают
в себе 86400 с = 24 часа.
Звездный день немного
короче солнечного дня.
Когда
звездный
день
заканчивается,
Земля
должна
еще
немного
повернутся,
чтобы
"догнать" Солнце.
Звездные сутки. Начальное положение.
16

В повседневной жизни средним солнечным временем пользоваться тоже неудобно,
поскольку на каждом меридиане оно свое – местное время.
Наличие в различных пунктах, лежащих на разных меридианах, своего местного
времени приводило ко многим неудобствам. Поэтому на Международном астрономическом
конгрессе в 1884 г. был принят поясной счет времени.
Для этого всю поверхность земного шара разделили на 24 часовых пояса по 15°
каждый. За поясное время принято местное время среднего меридиана каждого пояса.
Нулевой (он же 24-й) пояс тот, по середине которого проходит нулевой (гринвичский)
меридиан. Его время принято в качестве всемирного времени. Счет поясов ведется с запада
на восток.
В двух соседних поясах поясное время отличается ровно на 1 ч. Границы часовых
поясов на суше для удобства проведены не строго по меридианам, а по естественным
рубежам (рекам, горам) или государственным и административным границам. Чтобы
перевести местное время во всемирное и обратно, нужно знать угловое расстояние места от
начального меридиана, т.е. долготу места. Всемирное время используется в астрономии, в
практической жизни оно фактически не применяется. Для перевода местного времени в
поясное и обратно, служит формула:
Тп = Тм + n – λ,
где Тп – поясное время, Тм – местное время, n – номер пояса, λ – долгота.
17

18

После Октябрьской революции, 8 февраля 1918 г., поясное деление было
введено декретом Совета Народных Комиссаров.
Декретом правительства от 16 июня 1930 г. стрелки всех часов на территории
Советского Союза были передвинуты на час вперед. Образовалось декретное время,
введение которого позволило сэкономить электроэнергию. Срок действия декретного
времени был установлен «впредь до отмены» (просуществовало до 1981 г.).
Постановлением Совета Министров 1 апреля 1981 года стрелки часов перевели
еще на час вперед. Таким образом, летнее время оказалось уже на два часа впереди
поясного. В течение десяти лет на зимний период стрелки часов отводились на час
назад по сравнению с летним временем, а летом вновь возвращались на место.
В марте 1991 года декретное время было отменено. Опережение на два часа
вперед было упразднено. Мы перешли на систему отсчета летнее – зимнее время.
Зимой использовалось поясное время, а летом часы переводились на 1 час вперед.
В Беларуси постановлением Совета министров №1229 от 15 сентября 2011 г.
утверждено исчисление времени в соответствии с международной системой часовых
поясов по поясному времени плюс один час без перевода стрелок на сезонное время.
19

6. Линия перемены дат

Кругосветное путешествие Магеллана
и потеря одного дня.
Меридиан
180°
принят
за
международную линию изменения дат.
Это условная линия на поверхности
земного шара, по обе стороны от которой
часы и минуты совпадают, а календарные
даты отличаются на одни сутки. Например,
в Новый год в 0 ч 00 мин к западу от этой
линии 1 января нового года, а к востоку –
31 декабря старого года. При пересечении
границы дат с запада на восток в счете
календарных дней возвращаются на одни
сутки назад, а с востока на запад – одни
сутки в счете дат пропускаются.
Для
удобства
исчисления
международным
соглашением
было
принято считать началом новых суток 12-й
часовой пояс, т.е. меридиан 180°. Это
линия перемены дат.
20

7. Со строение земного шара и его вращением тесно связано формирование его геофизических полей

21

8. Смена дня и ночи создает суточную ритмичность в живой и неживой природе

22

9. Приливы и отливы

Следствием вращения Земли являются приливы и отливы. Луна, как
самое близкое к Земле небесное тело, имеет большую силу притяжения.
Эта сила вызывает деформацию поверхности Земли, особенно ее водной
оболочки.
В наиболее близком к Луне пункте, а также в противоположном
пункте Земли всегда образуется приливной выступ. Прилив на стороне
Земли, повернутой к Луне, объясняется тем, что здесь самая большая
сила притяжения. Прилив же на противоположной стороне Земли
объясняется тем, что центробежная сила, возникающая в результате
вращения Земли и Луны вокруг их общего центра тяжести, находящегося
внутри Земли, превышает силу притяжения Луны.
Приливы наблюдаются на линии Земля – Луна, а отливы – на
перпендикулярной линии.
Загрузка...