Бизнес. Личная эффективность. Мотивация. Самообразование. Заработок

Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе. Музей - подпольная типография рсдрп на лесной Современная деятельность музея

Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.» входит в число филиалов Государственного Открытие заведения произошло на территории Москвы в 1924 году. Местом для создания музея было выбрано обычное жилое здание с тремя этажами, музей располагается на первом этаже.

История создания музея

На территории современного музея в 1905 году была создана нелегальная типография, целью которой был выпуск социал-демократических газет и листовок. Открытие типографии произошло на окраине Москвы в жилом доме, владельцем которого был купец и мастер каретных дел К.М. Колупаев. Чтобы прикрыть деятельность типографии, в доме был создан небольшой магазин, который привлекал покупателей вывеской об оптовой торговле кавказскими фруктами. Пока верхняя часть дома была местом для продажи фруктов, в подвале вырыли небольшую «пещеру» в которой и поместили переносной печатный станок.

Владельцем магазина официально был признан Мариан Каландадзе, портовый грузчик, который обладал большим опытом торговли, но далеко не чистой репутацией. От имени Каландадзе торговыми делами в скрытой типографии занимался Силован Кобидзе, который являлся революционером и активным участником всевозможных забастовок. Он проживал на территории магазина со своей женой и маленькой дочерью.

Чтобы скрыть свою деятельность, подпольщикам приходилось докупать фрукты у других поставщиков, в результате чего магазин приносил только одни убытки. Но вот деятельность типографии была весьма успешной, хотя и напрямую связана с большими рисками, поскольку рядом со зданием магазина и типографии находился полицейский участок, а органы правопорядка ежедневно патрулировали улицу.

Когда правительство узнало о существовании данной типографии, было выделено огромное количество служащих полиции на её поиски. Но раскрыть месторасположение заведения так и не удалось, через год было принято решение закрыть типографию, а печатный станок транспортировать в новое здание.

В 1922 году о бывшем местонахождении типографии вспомнил В.Н.Соколов, ранее занимавший должность руководителя Транспортного технического бюро РСДРП, который и привнёс идею создать на месте бывшей печатной организации музей. В течение 2 лет происходила реставрация здания, и уже в 1924 году был открыт первый музей, посвященный политической истории России времен первой русской революции. Интересным фактом является то, что инициаторами открытия музея стали именно те люди, которые ранее работали в ней.

Составные части музея

С момента открытия музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.» включал отреставрированное помещение магазина, подвал и непосредственно саму типографию. При этом все посетители того времени единогласно утверждали, что необходимо выселить жильцов (остальные помещения дома оставались жилыми) и увеличить количество комнат в музее, но руководители музея решили не принимать таких кардинальных решений.

В 50-х годах ХХ ст. во владение музея перешли комната и кухня, ранее принадлежавшая Силовану Кобидзе.

Экспозиция музея

Музей подпольной представлен в виде ряда помещений, выходящих на улицу, среди которых присутствуют подвал, прихожая, жилая комната, кухня. Особую роль играет подлинная витрина бывшего магазина, которая в 1927 году была реконструирована руками Н. Д. Виноградова. Интерьер комнат полностью соответствует образцу условий жизни московских горожан и включает в себя элементы грузинского быта.

Внутри музея «Подпольная типография 1905-1906 гг.» присутствует типичная русская печь и многочисленное количество кухонной утвари.

Подвал, где ранее размещалась типография, являет собой склад с ящиками и бочками, которые наполнены фруктами и сыром, а внизу этих бочек располагаются выпускаемые здесь листовки и газеты. В свою очередь, типография, в которой расположен печатный станок, находиться в колодце, предназначенном для стока воды. Людей в то помещение не пускают, но присутствующий там интерьер можно разглядеть через окно, созданное в стене подвала.

В кассах, где сейчас осуществляется продажа билетов в музей, можно ознакомиться с рядом фотографий, а также документами, в которых детально описывается история создания типографии, а затем и музей.

Современная деятельность музея

На сегодняшний день музей всё также продолжает свою деятельность, добраться до него можно с помощью метро, выйдя на станции «Белорусская» или «Менделеевская». Далее можно пройтись пешком до улицы Лесная, 55. Это и есть адрес музея.

В музее присутствует две экскурсии:

  1. Одноименное название с музеем. На экскурсии посетителям рассказывают об истории появления типографии, особенностях её деятельности.
  2. Лавка с секретом. Экскурсия театрализованного типа, которая дает возможность полностью окунуться во времена революционной России и представить себя жителем начала 20-го века.

В музей подпольной типографии (ближайшее метро - станции «Белорусская» или «Менделеевская») можно попасть со двора во вторник, среду пятницу и воскресенье с 10 утра до 18 часов вечера, а в четверг и субботу - с 11 утра до 19 часов вечера. В понедельник здесь выходной.

Кроме того, в музее "Подпольная типография 1905-1906 гг" (Лесная, 55) проводятся всевозможные выставки и встречи, посвященные писателям современности.

Стоимость посещения музея

Стоимость билета в музей зависит от возраста:

  • взрослый билет стоит сто пятьдесят рублей;
  • для учащихся и пенсионеров - семьдесят рублей;
  • для инвалидов и детей до 16 лет вход бесплатный.

Экскурсии в музее «Подпольная типография 1905-1906 гг.» платные.

Здание музея в кинолентах

На протяжении своего существования здание музея «Подпольная типография 1905-1906 гг.» несколько раз попадало в различные киноленты, вот основные из них:

  1. «Американка» - фильм художественного типа, снятый Леонардом Исакием в 1930 году на территории СССР. Здание попало в кадр во время выступления Ленина на улице Лесной.
  2. «Подпольная типография ЦК РСДРП в Москве» - фильм документального характера, рассказывающий об истории создания данной типографии, был выпущен на территории СССР в 1975 году.
  3. «Дом на Лесной» - фильм, снятый в художественном стиле, об истории создания первой подпольной типографии.

Первый и последний фильмы показывают в музее, и посетители имеют возможность их посмотреть.

Музей в литературе

Не обошли вниманием подпольную типографию, а соответственно, и современный музей, и представители литературы.

Н.Н. Попов, публикующийся под псевдонимом Дир Туманный, в 1928 году выпустил приключенческий роман под названием «Тайна старого дома», в котором с особой детальностью рассказывалось об истории создания типографии и её деятельности.

В своей повести «Любовь к электричеству» В.П. Аксенов тоже упомянул о подпольной московской типографии, но он уделил ей только одну главу под названием «Тихий вечер в грузинах».

Подпольная типография упоминалась даже в фантастических произведениях, например, в 1992 году в фантастическом романе под названием «Заповедник для академиков» рассказывает об альтернативной реальности.

Использование истории типографии в квестах

Популярность подпольной типографии столь велика, что в 2015 году Государственным центральным музеем современной истории России был запущен проект «Виртуальный музей». История бывшей типографии легла в основу игры-квеста «Достать из-под земли», которая включает в себя целых три сюжетные линии.

Подпольная типография в Перми

Несмотря на большую популярность подпольной типографии, размещенной на территории Москвы, ни в коем случае не стоит забывать о ещё одной аналогичной организации, действующей на территории города Пермь. типография" адрес имеет следующий: улица Монастырская, 142.

Сегодня на территории типографии также присутствует музей, который внешне напоминает малоприметный жилой дом. В отличие от московской типографии, которая размещалась в жилище купца, в Перми для размещения типографии был выбран дом простых рабочих.

Владельцем жилища был машинист пароходов Тиунов. Мужчина практически не бывал в доме из-за постоянных командировок, поэтому чтобы поддерживать его в жилом состоянии, дом сдавал квартирантам. В очередной раз сдавая в аренду своё жилье, Тиунов даже не мог предположить, что именно здесь будет кипеть подпольная деятельность.

Инициатором создания подпольной типографии в 1906 году стал Я.М. Свердлов. Участникам подполья удалось выпустить огромное количество листовок, пока в июне того же года местонахождение типографии не было обнаружено. Участники подполья очень рисковали, снимая помещение для создания листовок за два квартала до участка полиции, и этот риск оказался неоправданным - все подпольщики были арестованы.

Типография" (Монастырская, 142) находится в небольшом доме, выполненном из дерева, к нему прилегает такой же небольшой по размерам участок земли. Дом состоит из трёх маленьких комнат.

Осмотрев сени, можно переходить в кухню-прихожую, а затем в комнату, которая оформлена точно так же, когда здесь был размещен станок для печати листовок и газет.

Сегодня музей предоставляет своим посетителям возможность увидеть типографский станок, несколько видов шрифтов, валики, уголки для набора шрифтов и листовки.

Особенности работы пермского музея

Сегодня музей подпольной типографии, расположенный в Перми, так же функционирует.

Он работает пять дней в неделю кроме воскресенья и понедельника.

Добраться до него можно следующими транспортными средствами:

  • трамваи - №№3, 4, 5, 7, 9;
  • троллейбусы - №№5, 7;
  • автобусы - №№14, 15, 68. Выходить нужно на остановке «Плеханова».

Вход в музей подпольной типографии платный.

На территории страны присутствовало ещё несколько подпольных типографий, которые на сегодняшний день ещё не стали зданиями музеев.

Посещение вышеупомянутых памятников истории дает возможность посетителям не только окунуться в атмосферу начала 20-го века, но и увидеть много интересного.

Фото: Музей "Подпольная типография 1905-1906 гг"

Фото и описание

Музей «Подпольная Типография 1905 – 1906 гг» является филиалом Государственного центрального музея современной истории России. Музей был открыт в Москве в 1924 году и расположен на первом этаже, в левом крыле трехэтажного здания. Дом был построен в конце 19 века и принадлежал купцу Колупаеву.

Нелегальная, законспирированная типография находилась здесь во время революции 1905 года. Типографию организовали для издания нелегальной литературы, газет и листовок. Инициаторами были лидеры РСДРП - Красин и Енукидзе. Для этой цели нашли дом на окраине Москвы, поблизости от Грузинской слободы. Для прикрытия типографии в доме был открыт магазин, торговавший кавказскими фруктами и сыром. Типография находилась в помещении, вырытом под складом. Здесь стоял маленький печатный станок «американка».

Типография была хорошо законспирирована и успешно действовала, хотя поблизости располагался Бутырский полицейский участок и Бутырский тюремный замок. Тем не менее подпольщики успешно распространяли газету «Рабочий». В 1906 году подпольную типографию законсервировали. Станок перевезли на Рождественский бульвар, в новое помещение.

Музей был открыт в 1924 году по предложению Соколова, известного под партийной кличкой «Мирон». Создателями музея были бывшие подпольщики, работавшие в этой типографии.

В музей входят: помещение магазина, подвал магазина, две жилые комнаты и кухня. Обстановка помещений полностью восстановлена и является типичной для жизни и быта московского мещанского сословия. Хорошо сохранилась русская печь. В оформлении интерьеров использовали мебель, посуду и домашнюю утварь того времени. На стенах многочисленные фотографии.

Подвал, под которым располагалась типография, оформлен в виде склада: ящики с фруктами, бочки с сыром. На дно уложены нелегальные листовки и газеты. Сама типография находится ниже уровня подвала. Ее можно увидеть через специальное смотровое окно в стене. В ней стоит подлинный печатный станок. В музее можно увидеть фотокопии документов и познакомиться с подробным описанием истории типографии и деятельности подпольщиков.

Недалеко от одной из специфических достопримечательностей Москвы - Бутырской тюрьмы - на Лесной улице есть трёхэтажный особнячок красного кирпича конца 19 века с аркой посередине. Часть фасада занимает лавка с красивой старинной витриной и чудной надписью старинным шрифтом над ней: «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе».

С улицы видно, что в помещении лавки довольно темно, но там редко когда можно заметить горящий свет. Да и входная дверь всегда заперта. Что же это? А это один из самых необычных музеев Москвы. Он посвящён подпольной типографии революционеров, которая работала в подвале под прикрытием магазина в 1905-1906 гг и так и не была раскрыта царской полицией.

Осмотр начинается с помещения самой лавки. Витрины с фруктами и сыром сулугуни; прилавок с конторкой, чернильницы и перо на ней; на стене сертификат благонадёжности торговца. За прилавком спуск по крутой лестнице в подвал, где хранились ящики с фруктами. Подземные воды здесь были расположены близко и поднимались, бывало, высоко. Для контролирования уровня воды в подвале был оборудован колодец для стока грунтовых вод.

В одной из стен этого колодца подпольщики вырыли лаз длиной 2-3 метра, а за ним выкопали комнатушку. Через небольшое отверстие лаза, куда человек мог проползти на четвереньках, по частям затащили американский печатный станок и собрали его там. Оборудовали полочку для шрифта, запчастей и необходимых материалов для обслуживания станка. Сейчас в эту комнатку можно заглянуть через специальный пролом в стене. Печатный станок и сейчас на месте.

В это подземное крохотное помещение без доступа света и свежего воздуха подпольщики забирались через лаз и задвигали за собой ящик с песком так, чтобы он закрывал дыру в стене колода для сточных вод вровень с отделкой стены колодца. При этом доски ящика были сбиты так, чтобы быть продолжением досок стенки. Конечно, щель была, но в полутьме, в скудном освещении керосинки, заметить заделанный лаз было крайне сложно. В первую очередь, ящик с песком был призван давать глухой звук при простукивании стен в поисках пустот.

Внутри взаперти, лишь при слабом мерцающем свете двух ламп - керосинок или просто свечей - подпольщики набирали и печатали листовки пару-тройку часов - пока от огня и дыхания не заканчивался кислород. Они вылезали, оставляли лаз приоткрытым, чтобы «типография» проветрилась, и шли отдыхать наверх, в хозяйские комнаты.

Хозяева лавки, революционеры-подпольщики, переехавшие в Москву с Кавказа с ребёнком младенческого возраста, жили как неплохо обеспеченные мещане, в большой по тем меркам комнатке. Немного мебели и предметов обихода времён начала века представлено в их комнате: икона в углу, буфет с посудой, стол с самоваром, стулья, кровать, швейная машина, и т.д. Представляет интерес кавказская люлька, она примечательна отсутствием стационарных бортиков. Их функцию выполняли два полотна, перекинутые через верхнюю перекладину - они крепились к кроватке по бокам, закрывая ребёнка от падения.

В этой же комнате можно увидеть семейные фото и фотографии приходивших подпольщиков-печатников.

Последняя комнатка в доме кавказского купца - кухня. Здесь жила их прислуга-кухарка, конечно, тоже подпольная революционерка. В кухне выставлена традиционная утварь. Если большая русская печь с полатями, где кухарка спала в холода. Когда было тепло, она спала на широкой лавке - сейчас там стоит большое корыто, выдолбленное из цельного куска дерева. В кухне можно увидеть утюги, разогревавшиеся на печи, и «ручной» утюг, с гребёнкой.

Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.» - исторический музей в Москве, филиал Государственного центрального музея современной истории России. Открыт в 1924 году. Является редким памятником политической истории России периода Первой русской революции 1905-1907 годов, посвящён главным образом нелегальной деятельности партии РСДРП в эти годы.

Музей расположен в старом районе Москвы в обычном трёхэтажном доходном доме конца XIX века, принадлежавшем купцу Кузьме Колупаеву. Музей занимает первый этаж левого крыла здания, где в период Первой русской революции находилась законспирированная нелегальная типография.

Типография была организована в 1905 году членами РСДРП для нелегального издания социал-демократических листовок и газет. По предложению одного из лидеров партии Л. Б. Красина и опытного организатора нелегальных типографий Т. Т. Енукидзе, типографию открыли на окраине города, неподалёку от так называемой «Грузинской слободы», в типичном доходном доме, принадлежавшем купцу - каретных дел мастеру - К. М. Колупаеву. В качестве прикрытия для подпольной типографии был организован небольшой магазин под вывеской «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе». Официально магазин реализовывал мелкооптовые партии кавказских фруктов и сыра сулугуни. В подвале дома, под складом магазина была вырыта крохотная «пещера», дополнительно замаскированная при помощи колодца для стока грунтовых вод, через который и осуществлялся доступ в неё. В «пещере» размещался портативный печатный станок-«американка».

Магазин был открыт на имя Мириана Каландадзе - портового грузчика из Батуми, имевшего опыт в торговле и «чистую» репутацию. В целях конспирации сам хозяин при магазине официально не жил. От его имени торговал «управляющий» - Силован Кобидзе, революционер, активный участник забастовок. Он официально жил при магазине со своей семьёй - жена и полугодовалая дочь. В помощь хозяйке дома была нанята прислуга - М. Ф. Икрянистова - опытная подпольщица, член Ивано-вознесенского совета рабочих депутатов. Работники магазина по совместительству являлись и работниками типографии. Среди них был и Г.Ф. Стуруа, впоследствии - крупный общественный и государственный деятель.

Логистика магазина-прикрытия была разработана весьма поверхностно - зачастую для выполнения крупных заказов подпольщикам приходилось скрытно докупать продукты на близлежащем Тишинском рынке, и в целом магазин был убыточен. Однако сама подпольная типография действовала весьма успешно. Работа подпольщиков, печатавших и распространявших нелегальные издания (в частности, социал-демократическую газету «Рабочий»), была связана с большими трудностями и риском. Местность была буквально наводнена полицией - рядом располагались Бутырский полицейский участок и Бутырский тюремный замок (в нынешнем здании № 61 по Лесной улице также размещался обслуживавший тюрьму батальон Московского конвоя), а также хорошо охранявшийся 2-й казённый винный склад с постом городового. Наконец, рядом с Лесной улицей - на Селезнёвке, в здании сегодняшнего музея МВД, располагался 2-й полицейский участок Сущёвской части.

Кроме того, московское правительство знало о существовании некоей подпольной типографии и выделило на её поиски значительные силы полиции и жандармерии. Тем не менее, благодаря тщательной конспирации подпольщиков, типография так и не была раскрыта полицией и в целом выполнила свои задачи. Более того, вопреки предостережениям партийного руководства, работники типографии принимали участие в баррикадных боях во время декабрьского вооружённого восстания в Москве. В 1906 году по решению ЦК РСДРП типография была закрыта, станок перевезён в новое помещение на Рождественском бульваре.

Вновь об этом месте вспомнил в 1922 году В.Н. Соколов (партийная кличка - «Мирон»), в прошлом - руководитель Транспортного технического бюро РСДРП. Его инициативу реставрации типографии на Лесной в качестве музея поддержал К.П. Злинченко, революционер, один из основателей Московского историко-революционного музея.После реставрации 1922-1923 годов, в помещении бывшего магазина, в 1924-м, был открыт музей, ставший одним из первых музеев, посвящённых политической истории России периода Первой русской революции. Интересно, что организаторы музея в большинстве своём являлись теми самыми подпольщиками, которые двадцатью годами ранее создавали подпольную типографию и работали в ней.

Изначально музей состоял из реставрированных помещений магазина, подвала и самой типографии. В архиве Государственного центрального музея современной истории России сохранились книги отзывов с записями 1920-1930-х годов. Посетители музея многократно предлагали «выселить жильцов» (бывший доходный дом оставался жилым) из прилегающих к музею жилых помещений и восстановить «квартиру в первозданном виде». Мемориальные помещения квартиры Силована Кобидзе и кухни были переданы музею в середине 1950-х годов, и восстанавливались при участии последнего оставшегося в живых к тому моменту «свидетеля» работы типографии - Марии Фёдоровны Наговицыной-Икрянистовой, работавшей при типографии под видом «хозяйской прислуги», а впоследствии дважды награждённой орденом Ленина и ставшей персональным пенсионером СССР. Она неоднократно принимала участие в культурно-массовых мероприятиях музея. В 1958 году был выпущен тематический диафильм «Дом на Лесной», основанный на воспоминаниях «служанки-Маши».

Главным образом, музей представляет собой музеифицированные помещения выходящего на улицу магазина с подвалом, прихожей, жилой комнаты и кухней. Особое место занимает подлинная витрина магазина, реконструированная в 1927 году Н. Д. Виноградовым. Интерьеры помещений полностью восстановлены и, помимо своего политического прошлого, являют собой образец условий жизни и быта московских мещан и горожан среднего достатка конца XIX-начала XX веков, с элементами грузинского быта. В частности, в интерьере сохранена русская печь и многочисленная домашняя утварь - посуда, мебель, швейная машина, вышитые салфетки и скатерти, самовар, семейные фотографии и другие типичные предметы быта того времени.

Интерьер подвала, где, собственно, и располагалась типография, имитирует склад ящиков с фруктами и бочек с сыром, на дне которых уложены стопки нелегальных газет и листовок. Сама же типография с подлинным печатным станком располагается несколько ниже уровня подвала, в колодце для стока грунтовых вод, и может быть осмотрена через специально проделанное окно в стене подвала.

В помещении касс расположены несколько стендов с фотографиями, фотокопиями документов и развёрнутыми описаниями истории типографии и деятельности подпольщиков.

Музей ориентирован главным образом на эффект «живой истории» - возможность ощутить дух того времени, представить условия и обстановку, в которых работали подпольщики. Даётся общая характеристика исторической и социально-политической ситуации 1905-1906 годов, охранной структуры Российской империи, методах и тактике её противодействия революционерам. Особое внимание уделяется раскрытию социально-психологического портрета российского революционера того времени, описываются доминировавшие в то время социальные настроения, рассказываются детали работы подпольщиков.

В музее проводится обзорная экскурсия «Подпольная типография 1905-1906 гг.», рассказывающая об истории создания и деятельности нелегальной типографии, а также театрализованная экскурсия «Лавка с секретом», передающей подлинную атмосферу революционной России и позволяющей совершить увлекательное историческое путешествие в начало XX века.

Вход в музей - со двора здания. Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. в воскресенье - с 10:00 до 17:00.

Цена входного билета для взрослых - 150 рублей; для учащихся и студентов дневных отделениий учебных заведений, пенсионеров - 70 рублей; инвалидов всех категорий и детей дошкольного возраста - бесплатно. Первый вторник каждого месяца - бесплатное посещение музея для школьников. Экскурсионное посещение платное.

В музее проводятся сменные тематические выставки, посвященные выдающимся деятелям, памятным датам российской истории. На выставках представлены уникальные предметы фондовых коллекций Государственного центрального музея современной истории России.

В 1928 году писатель Н.Н. Панов (1903-1973) под псевдонимом Дир Туманный опубликовал приключенческий роман «Тайна старого дома», посвящённый организации и работе подпольной типографии партии РСДРП в Москве на Тихой улице. Главными героями являлись сыщик Ферапонт Иванович Филькин и торговец из Грузии Сандро Вачнадзе с женой Ольгой. Последняя реально являлась женой Николая - одного из работников типографии. В романе весьма точно отображены элементы конспирации типографии, прикрытие - лавка восточных и кавказских товаров, а также маскировка подполья в подвале.

Наши друзья нас спрашивают, можем ли мы рассказать о каком-нибудь необычном музее. Да можем!
Я предлагаю вам сходить и увидеть настоящую подпольную типографию времен первой русской революции 1905-1906 годов . Данный музей является филиалом Государственного Центрального Музея Современной Истории России . Эта типография входит в число тех немногих, которые не были раскрыты царской полицией. Музей был создан в 1924 году, и это один из первых музеев созданных Советской властью. Создавать экспозицию помогали люди, непосредственно работавшие в этой типографии.

Витрина магазина, где располагалась подпольная типография.


А теперь вперед, приобщаться к искусству нелегальной работы во времена царского режима. Созданием типографии руководил Леонид Красин, будущий народный комиссар внешней торговли.

В целях максимальной конспирации в Москву была переброшена группа грузинских подпольщиков. На улице Лесная в доходном доме купца Кузьмы Колупаева ими было снято помещение под торговую лавку и прилегающие к нему жилые комнаты, а так же подвал. Так как в районе проживала грузинская диаспора, то это не вызвало подозрений. Так же владелец имел справку о благонадёжности, а в магазине был создан благоприятствующий режим для сотрудников полиции. Коррупция всегда была помощницей в нелегальной работе.

Справка о благонадежности.



Интерьер торгового зала.


Счеты, деньги, кассовый журнал.


Магазин как торговая точка был убыточен, поэтому сюда рекой текли партийные деньги на создание впечатления преуспевающего предприятия.
В подвале был отрыт колодец для сбора почвенных вод, через него шел ход в маленькую комнатку, где располагалась сама типография. Вход закрывался ящиком, что не позволяло полиции при обыске обнаружить тайный лаз.



Спуск в подвал.


Под решеткой вы видите колодец для воды, из которого был тайный лаз. В глубине подвала окно, проделанное для осмотра экспозиции в типографии.
В типографии работало два человека, наборщик и оператор типографской машины (я не знаю правильное название этой профессии). Так как отсутствовала вентиляция, то непрерывная работа велась не более одного часа. Погасшая свеча показывала на отсутствие кислорода, и смена прекращалась.



Печатный станок «Американка».

Наборные шрифты.

Газета «Рабочий»


Экспозиция ящиков и фруктов, которые скрывали подпольную литературу.


Все члены семьи, а так же прислуга были опытными подпольщиками, что позволяло сохранять режим секретности. Так же в качестве звукового фона использовалась швейная машинка. А тревожным сигналом служил процесс глажки белья, но не утюгом, а рубилем и валиком. Звук от этого процесса может поставить верх дном весь дом, в музее это все могут продемонстрировать.

Общий вид кухни.


Из нее прекрасно просматривалась вся лавка и обе стороны улицы.



Общий вид хозяйской комнаты.

Рубель и валик. Подпольная сигнализация.


Во время революционных событий одна из баррикад примкнула к магазину, но сотрудники типографии по решению ЦК участвовали в событиях только ночью. Типография была намного важней вооруженной борьбы на улицах Москвы.

Баррикада на Лесной улице. Декабрь 1905г.


Как вы понимаете, советский кинематограф не прошел мимо такой истории. В 1928 году был снят фильм Л.Исакия «Американка», а в 1980 году «Дом на Лесной». Оба этих фильма можно посмотреть в музее по выходным (в 12-00 и 15-00). Сотрудники советуют приходить на сеанс в субботу, чтобы не пересечься с другими музейными мероприятиями.
Фильм «Дом на Лесной» к счастью есть в интернете.
Загрузка...